Вы замечали, как часто мы отказываемся от хорошего сегодня, чтобы насладиться этим потом?
В каких случаях стоит принимать медицинские препараты при тяжелых психологических состояниях, а когда от них надо бежать, как от огня, потому что - навредят.
И, наконец, мы с вами подошли к тому моменту нашего экскурса в диалогово-феноменологическую концепцию переживания, когда пришла пора описать современное ее состояние. Со временем развития психотерапевтической практики в рамках новой модели становилось все более очевидным, что адаптационный вектор переживания является в своей сущности чем-то совершенно отдельным, обладающим своей собственной природой. Иначе говоря, мы двинулись дальше и еще более сместили акценты во взглядах на переживание, исключив из него любую деятельность по приспособлению к «реальности». Таким образом, мы отождествили переживание с процессом трансформации поля. И в настоящий момент, в рамках диалогово-феноменологического подхода мы рассматриваем переживание в качестве ведущей динамической силы в поле, которая способствует его преобразованию.
В этом тексте я расскажу о том, как формируется нарциссическая идентичность, причем речь пойдет не о ядерном нарциссизме, возникающем на ранних этапах развития, а о нарциссизме приобретенном, как реакции на своеобразные жизненные вызовы. Общая характеристика таких вызовов – их попадание в центр жизненных смыслов личности, невозможность эти ситуации покинуть и необходимость принимать быстрые решения.
Истинная женственность - это не только про юбки в пол, длинные волосы и умение восхищаться мужчиной, как сейчас рассказывают на каждом шагу. Как ни странно, женственность напрямую связана с ответственностью. Та ответственность, которую женщина готова взять на себя, определяет то, на каком уровне проявлена ее женственность, как она живет, как и с кем строит отношения, каких партнеров в свою жизнь привлекает.
Никто не станет спорить с тем, что любить своих детей — хорошо и правильно. Никто не станет осуждать родителей за то, что они передают свой бесценный опыт детям, давая им понимание, что же все-таки есть хорошо, а что — плохо. Никто не осудит взрослых за желание предостеречь, подстелить подушечку, уберечь от ошибок, предвосхитить несчастья. Никто, кроме самих детей, которые лишаются возможности жить, ошибаясь и разочаровываясь, но все-таки жить настоящей полноценной жизнью.
Осенняя погода способствует терапевтическим рефлексизмам о профессии и профессионализме… Сегодня поразмышляю на тему, о которой часто избегают говорить психотерапевты - о терапевтических ошибках.
Лет двадцать пять назад была такая газета - "Медицинский вестник". Иногда там печатали что-то в жанре исторической медицины: как сейчас лечили бы ранение, полученное Пушкиным на дуэли (и вылечили бы, естественно), или как сейчас лечили бы от гемофилии царевича Алексея ну и так далее. Очень этот жанр мне нравился - и про медицину, и так захватывающе.
Это глава из книги «Исцеление женской души». Я хочу разделить способы проживания эмоций на конструктивные и деструктивные. Те, что безвредны, и те, что причиняют кому-то боль.
Про нытье и уязвимость. Очень разные состояния, которые внешне могут быть очень схожими.
Как вы уже, наверное, догадались, уважаемый читатель, противоядием власти концепции и альтернативой такому положению вещей является именно переживание. Напомню, что оно выступает единственной целью диалогово-феноменологической психотерапии. В нашем полевом строении среди жилых помещений мы вполне можем обнаружить также и те, в которых жизнь «бьет ключом». Это комнаты, где происходит всегда нечто новое и где каждое событие является витальным и переживается нами в полной мере. Это не обязательно комнаты, где мы встречаемся лишь с удовольствием и радостью. Нет, здесь может быть и отвратительно, и больно, и страшно, и грустно. Но неизменно вы будете чувствовать себя здесь Живым. Другими словами, фундаментальное отличие помещений охраны и комнат переживания не в модальности и содержании феноменов, в них появляющихся – они могут порой быть довольно схожими, – а в способности переживать эти феномены, и соответственно – в способности замечать и рождать в поле новые элементы переживания.
Как-то на уроке философии в университете преподаватель произнес фразу, которая теперь сопутствует всю мою жизнь: “Человек умирает тогда, когда перестает удивляться”. То есть, когда пропадает интерес к окружающему миру, к людям, событиям. Казалось бы, что плохого в том, если человека трудно удивить, заставить проявлять эмоции? Ведь у него, значит, внутреннее спокойствие, гармония и тишина. Однако без увлеченности жизнью, это удовлетворение весьма обманчиво. Человек без внутренней радости, как опустошенный родник. Возможно ли восстановление потока, очищение канала и, после этого, наслаждение источником свежести восприятия мира - конечно, да!
В рамках деятельности Всемирного Экономического Форума (WEF) группа специалистов представила отчет “The Digital Future of Brain Health” (Цифровое будущее здоровья мозга). Он посвящен перспективам развития цифровых технологий в исследовании мозга человека.
Работая с метафорическими картами, всегда восхищаюсь результатами их воздействия на подсознание и теми инсайтами, которые они рождают! Во-первых это очень увлекательно и интересно, во-вторых, использование МАК, позволяет быстро расслабить пациента и максимально сблизиться с ним, и, в-третьих, человек сам интерпретирует увиденное, что дает ему уверенность и веру в сказанное, а так же расширяет круг его возможностей и демонстрирует пространство вариантов.
"Иногда совершаешь такие действия, после которых тараканы в голове начинают аплодировать стоя" (с) – народная мудрость
Середина жизни, средний возраст. Этот период можно назвать временем смуты, и не зря: он наполнен очень странными и противоречивыми чувствами. Состояние вдруг установившегося комфорта и гармонии внезапно и часто сменяется состоянием полного неудовлетворения собственной жизнью, внешностью, а также окружением. Появляется желание перемен, но что именно и как менять - оказывается неразрешимым вопросом. Те, прежние "мы", остаемся где-то в далеком прошлом: если в начале этого периода еще возникает желание и попытка реконструкции и восстановления, то через некоторое время мы понимаем, что такими, как раньше, мы уже не будем никогда.
Тот факт, что концепции рождают и постоянно репродуцируют хроническую реальность феноменологического поля, уже ясен. А вот как формируются сами концепции, пока нет, поскольку до сих пор этот аспект находился за пределами нашего обсуждения. Каков же источник формирования феноменологических конгломератов, структурирующих поле и фиксирующих его в рамках self-парадигмы? Ответ на этот вопрос не так прост. Путей формирования парадигмальных личностных концепций[1] множество.