Друзья! Я верю, что эта статья будет полезна тем читателям, которые пропустили сквозь свое сердце весь негатив, сопряженный с обсессивным посещением социальных сетей, и пресытились им. Решение, предложенное мной здесь, является глубинным и касается корня проблемы. Я надеюсь, что копнув вглубь однажды, такой опыт окажет существенное влияние на жизнь человека, и деструктивная привычка будет неминуемо искоренена.
Невозможно отрицать, что характер человека, а также его устремления и приоритеты в жизни формируются под влиянием неких сочетаний превалирующих в обществе черт, также известных как социальный характер (Э. Фромм) или социальное бессознательное (К. Юнг). В наше время социальные сети являются таким же мощным фактором формирования социального сознания, как первобытный строй на заре человеческой цивилизации или доступность телевидения в 20 веке. Социальные сети влияют на психику человека современности путем “скармливания” информации индивиду. Опасность этой реалии состоит в том, что у человека, сидящего в руках с гаджетом, создается впечатление, что он обладает способностью выбирать свободно.
Несложно проследить, как социальные сети побуждают нас делать вполне предсказуемый выбор во всех сферах жизни. Мы желаем носить определенную одежду, питаем симпатию к определенным кандидатам в политике и ощущаем, что какими бы хорошими мы ни были, всегда будет кто-то, кто превосходит нас, - и этого человека во благо собственного процветания - осознаем мы это или нет - необходимо обязательно превзойти.
Обращали ли вы когда-то внимание, насколько одинаково выглядят юные приверженницы модных ответвлений инстаграма? Немногие решаются идти против толпы путем привнесения собственного видения стиля в соревнование, именуемое “гонка за внешностью”. Следовать за популярными, успешными и привлекательными в надежде выиграть завидный статус и одобрение своего (и расширенного глобального) социального круга становится настолько популярным, что человек рискует потерять свой собственный голос, лепя из уникальной индивидуальности, присущей ему одному, нелепого, аляповатого клона.
Как мы обсуждали прежде на портале Psy-Practice, зависимость от социальных сетей формируется благодаря получению быстрого вознаграждения без осуществления трудоемких вложений. Человек может ощущать себя лишенным удовольствий мира, но при этом периодически “вознаграждаться” доппингом в виде лайков, инвестируя время и деньги в онлайн-персонажа. В онлайн-персонажа, понимание сути и иллюзорности которого поможет сбросить оковы и наконец-то разрешить дилемму “заходить-не заходить” и “заходить зачем и как часто”.
Фейсбук - это игра
Помните rpg-игрушки формата Neverwinter Nights, в которых мы уделяли долгое время подбору наилучших характеристик персонажа, чтобы обеспечить его высокую производительность в игре? То же самое происходит в социальной сети, только большинство из нас не осознает этого.
Если принимать во внимание тот факт, что мы живем в мире субъективных восприятий, то мы заслуженно можем рассматривать социальные сети как надстройку над жизнью общества. “Эти ваши интернеты” настолько влились в социальную жизнь, что их влияние обрело колоссальные масштабы. При этом человеку критически мыслящему неизбежно покажется нелепым и неразумным тратить время своей драгоценной жизни, чтобы “прокачивать” своего персонажа в ущерб настоящему, реальному, чувствующему, живущему “я”.
Вся прелесть социальных сетей завязана на возможности человека создать идеальный образ своей личности или организации (коллективное сознание не является исключением). Посредством постов, лайков, репостов и раскруток мы получаем возможность разглагольствовать о собственных достоинствах и времяпровождении, не подкрепляя “обертку” шоколадным фундаментом. Иными словами, с социальными сетями мы имеем фантик, но не имеем конфеты. Инвестировать в начинку сейчас необязательно: ум потребителя/зрителя/пользователя (коим является каждый из нас) самостоятельно воссоздает отсутствующие детали таким образом, что образ обретает законченность, целостность.
Благодаря контрпереносу, осуществляему осознанно и бессознательно, такие образы персонажей подвижны и супер-пластичны: каждый потребитель долепливает персонажей, созданных другими людьми, так, что каждый из них соответствует их внутренней идее и ожиданиям касательно другого человека.
Бегство от реальности, неспособность реализоваться (что в большинстве наших случаев до боли надумано и субъективно) в мире оффлайн, страх перед спонтанностью и непредсказуемостью бытия, желание контролировать развитие событий - все это вынуждает нас зависать в вирутальной реальности, взаимодействуя с виртуальными персонажами, стимулируя наше воображение и отбрасывая нас все дальше в своем одиночестве - и самое опасное, в нашем развитии.
В своем труде “Иметь или быть” (опубликовано в 1976 - актуально по сей день. Рекомендую к прочтению!) Эрих Фромм предлагает последовательность разрешения проблемы, которая приводит человека к страданию:
1. Мы страдаем и осознаем это.2. Мы понимаем причины нашего страдания.3. Мы понимаем, что есть путь, способный избавить нас от наших страданий.4. Мы осознаем, что для освобождения от наших страданий мы должны следовать определенным нормам и изменить существующий образ жизни.
Итак, осознание первопричины страдания - фундаментальный шаг (в нашем случае - длительное пребывание в соцсети, попытка скрасить рутину бессмысленным блужданием взад-вперед по "увлекательной и непредсказуемой" новостной ленте.) Само осознание целительно в той степени, в которой человек способен проследить источник страдания и прочувствовать необходимость перемен.
Уразумев деструктивность социальной сети в том применении, к которому мы в большинстве прибегаем, и проследив отрицательные эмоции, которые это применение сопровождают, мы можем набраться мужества, чтобы попробовать жить новым образом, инвестируя в себя настоящего, а не избегая реальности посредством участия в виртуальной игрушке.
Рассматривая “социалки” как разновидность видео-игры, мы получаем возможность снизить важность, значимость участия. Виртуальный мир бывает крутым и захватывающим, однако само понимание, что мы всегда можем вернуться назад, целебно для нашей психики. Такое понимание способно направить нас на путь восстановления и единения со своей уникальной, прекрасной личностью и воссоздания того живого замечательного взаимодействия с реальностью, о котором каждый человек мечтает.