Психологический порлат Psy-practice

Работа с историей рода в телесном инсайте

Третьей по счёту зоной, которая прорабатывается в базовом курсе инсайта является наша спина.

Здесь "хранятся" устаревшие родительские и семейные сценарии по темам: гиперответственность, творчество (запрет на эмоции и самовыражение), страхи и тревоги, выживание, сбитая интуиция.

И поскольку довольно часто бывает так, что родители передают своим детям то, что сами в какой-то момент получили от мамы с папой или даже от бабушки с дедушкой, в этой зоне мы можем работать не только с травматическими переживаниями своего детства, но и с травмами и "детскими решениями" наших родителей. Или бабушек-дедушек, или даже пра-дедушек или любых других предков вплоть до седьмого колена.

    Разумеется, тут возникают как минимум два вопроса: что делать, если я не знаю свой родовой истории? И как столь далёкие предки могли оказать на меня такое влияние?
Работу с историей рода и/или семьи можно осуществлять разными способами - есть и тщательный анализ, есть составление генограммы, есть семейные расстановки. Но поскольку инсайт - это телесно-ориентированный метод, то и с семейной историей мы работаем через тело. И поэтому (это ответ на первый вопрос) доскональное знание о предках совершенно не обязательно. Здесь мы исходим из предпосылки о том, что в поколениях хранится некое "непереваренное", возможно, неосознанное глубокое травматическое переживание - хранится именно на телесном уровне, как ядро травмы. Это может быть переживание детской беспомощности, обмана или предательства со стороны близких, своей неспособности сделать что-то, ощущение запрета, переживание сильного горя и так далее.
Если следующее поколение не сумело исцелить, как-то изменить это ощущение, оно передаётся дальше, остаётся в семейной системе (это уже ко второму вопросу), и тогда у нас, например, могут быть странные, ничем не объяснимые тяжёлые чувства, которые регулярно приходят во сне или охватывают нас что называется "на пустом месте", не переживаясь при этом как наши собственные.

Травма далеко не всегда проговаривается и передаётся детям на уровне слов. Например, мать, лишившаяся мужа в результате трагедии, вовсе не обязательно будет рассказывать своим детям про внезапное одиночество, про свой ужас, про нежелание жить и про неизбывную глубину горя. Но на уровне тела, эмоций, переживаний она будет всё это испытывать - и дети считают фоновое невербальное послание материнской тоски. Более того, самые глубокие "шрамы" в семейной истории оставляет именно то, что скрыто (даже, если скрывалось это из лучших побуждений), то, что является тайной - ибо тайны, во-первых, демонизируются сознанием, а во-вторых, требуют постоянного поиска истины, что создаёт дополнительное напряжение в психике.
Итак, в инсайте нас интересует то переживание, которое наиболее сильно чувствуется телесно. Точка либо болит, либо нет - тут ошибиться нельзя, чем и хорош инсайт. Про поколения задаётся отдельный вопрос, который может звучать, как: "Нам важно то, что происходило в поколениях предков или нет?" Ответ определяется, как обычно, по болевому отклику. Часто бывает так, что это не важно, и мы работаем с детством клиента. Если ответ "важно", то далее можно пройтись по поколениям (от 2-го до 7-го), остановившись на том, которое у клиента сильнее болит.
Второе объяснение феномена работы с родовой историей ещё проще: поколения предков могут быть метафорой того, насколько глубоко в нашей собственной психике лежат те или иные переживания. Если какая-то травма требует проработки, но является для клиента настолько болезненной, что защиты (к-рые, как мы помним, служат благой цели защищать нас от ре-травмирования) не позволяют признать, что вот это случилось со мной, в моём детстве, психика может избрать "обходной путь" - например, это случилось в детстве моей пра-бабушки. Ну, пра-бабушка, это уже не я, за пра-бабушку я ответственности нести не могу, так что тут уже легче:) Или вообще, всё стряслось в 7-м поколении, разве кто-то может чувствовать себя виноватым за то, что натворили предки 200 лет тому назад? Т.е. ещё раз: никто не отменяет вероятности того, что данное конкретное переживание, конкретная травма на самом деле имеется в родовой системе, но также есть вероятность, что поколения - это символ, метафора, в данный момент удобная для работы. Здесь каждый волен принимать ту версию, которая ему ближе.

   Помимо глубины и важности переживания, конкретное поколение предков также может метафорически обозначать то, за что "отвечает" данная травма в психике человека, с чем, какой областью жизни она связана.

    Вот краткое перечисление таких символических связок:
7-е поколение - "это мой Рок, моя (несчастная/счастливая/особенная и т.д.) Судьба"
6-е поколение - "это мои отношения с властью, духовностью/религией, мировоззрением, национальностью"
5-е поколение - "это моя сила воли, умение добиваться цели, мой импульс к действию, воинские качества" (Теневая сторона: безволие, немотивированная агрессия, трусость, жестокость)
4-е поколение (прадеды и прабабушки) - "это то, как я ощущаю гармонию и баланс; мои любовные сценарии и мои отношения с богатством (материальными ценностями)"
3-е поколение (бабушки и дедушки) - "это мои таланты, моя способность к общению, интеллект (ум), обучаемость"
2-е поколение (родители) - "это моё здоровье и вся моя эмоциональная сфера".

 
С чем бы ни работали, мы в итоге работаем с самими собой, с тем, что волнует, трогает, беспокоит нас прямо сейчас, в этой жизни, в данной ситуации. Именно в решении актуальных, уже внутренне "созревших" для проработки проблем лежат все возможности для того, чтобы идти дальше - уже как Я-Сам.

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку