Сейчас достаточно широко обсуждается тема детских травм, токсических отношений с родителями, особенно с мамой. Появилось очень много статей о пережитом негативном опыте в детском возрасте. И этот опыт накладывает отпечаток на наши отношения с партнерами, с собственными детьми, с окружающим миром, определяет критерии нашего выбора в каждый конкретный момент.
Зачастую наш прошлый опыт, сохранившийся как калейдоскоп различных историй и воспоминаний, не отражает, а чаще совершенно искажает наш реальный опыт, полученный в детстве.
Наша сегодняшняя личность складывается из многих составляющих. Это наша история, которая несет на себе отпечаток опыта, прошлых взлетов и падений, проб и ошибок; это наше настоящее - наши эмоции, чувства, переживаемые моменты жизни; и это наше будущее – надежды, планы, мечты – наши маячки, которые определяют наше движение.
Что есть наша история? Это совокупность наших эмоциональных переживаний, которые мы испытали, и воспоминания о пережитых событиях, которые мы бережно храним в архивах памяти.
Интересные исследования были проведены Даниэлем Канеманом, одним из основоположников психологической экономической теории и поведенческих финансов, с соавторами. Подробное описание и результаты исследований изложены в книге «Думай медленно…решай быстро». Был проведен эксперимент. Группа людей слушала концерт классической музыки. Замечательное настроение, прекрасная мелодия, виртуозное исполнение музыкантов – непередаваемый восторг и наслаждение! На двадцатой минуте внезапно раздался ужасный скрежет, слух резанула нелепая какофония. Практически все присутствовавшие в зале зрители на вопрос, понравился ли им концерт и каково впечатление от проведенного вечера, обратили внимание на неприятное происшествие в конце, практически полностью игнорируя факт незабываемых впечатлений на протяжении предыдущего времени, которые действительно имели место.
Этот и ряд других экспериментов натолкнули авторов на мысль о существовании двух аспектов личности: Я-испытывающего и Я-помнящего. Их существование и взаимодействие имеют значение для формирования нашей истории, нашего опыта и их влияния на принимаемые в последствии решения.
Что определяет общий тон истории? Это касается абсолютно всех историй, что с нами случаются, и тех, которые мы впоследствии придумываем сами. Любую историю определяют 3 составляющих: перемены, значимые моменты, завершение. Завершение, конечный результат является очень важным моментом. Именно его эмоциональная окраска определяет всю направленность истории впоследствии. В нашей памяти сохранилось очень много историй, которые именно из-за негативной концовки до сих пор отравляют нам жизнь, без конца напоминая нам о себе как о детской травме. И для нашего внутреннего ребенка совершенно неважно, каким на самом деле был переживаем опыт до его завершения. Как, например, ребенка силой отрывают от любимых игрушек, заставляя идти гулять в парк. Точно таким же образом, преодолевая сопротивление, происходит возвращение с прогулки домой. И с игрушками, и в парке ребенок переживал приятные минуты увлечения процессом, но на уровне памяти сохраняются воспоминания об определенном насилии со стороны взрослых. И совершенно непонятно, по каким принципам наша память сохраняет те или иные мгновения, какими критериями пользуется для создания своей индивидуальной коллекции.
Испытывающее Я, таким образом, живет своей собственной жизнью, у него есть моменты опыта. Психологический момент существует три секунды. На протяжении всей жизни человека таких моментов случается около 600 миллионов, в месяц – около 600 тысяч. Многие из этих переживаний исчезают навсегда. Большинство их не оставляют никакого следа для помнящего Я.
Помнящее Я не только запоминает и рассказывает истории, коллекционируя воспоминания и результаты пережитого опыта, но и принимает решения, исходя из качества сохраненных материалов.
Когда мы думаем о будущем, мы на самом деле думаем о нем не как об опыте, который мы собираемся пережить, а как о воспоминании, которое в итоге получим. Помнящее Я давлеет над испытывающим Я, словно тащит его через тот опыт, который ему в принципе и не нужен.
Почему мы придаем такое большое значение воспоминаниям в сравнении с тем опытом, который мы пережили?
Представьте, что вы собираетесь провести отпуск в новом для вас месте. Есть одно условие: в конце поездки все ваши фотографии будут уничтожены, а сами вы примете амнезирующий препарат, который сотрет все ваши воспоминания. Вы все еще собираетесь выбрать эту же поездку? Если вы выбрали другой вариант, возникает конфликт между вашими двумя Я, и ваша задача теперь найти вариант его решения. Если вы мыслите через призму времени, ответ один. Если через призму памяти – совершенно другой.
Эти два Я, испытывающее Я и помнящее Я, влекут за собой два совершенно разных понятия счастья. Существуют две концепции счастья, которые мы можем использовать для каждого Я отдельно.
Насколько счастливо испытывающее Я? Для него счастье – в переживаемых моментах. Уровень чувств и эмоций - довольно сложный процесс, который очень трудно оценить и измерить. Как можно измерить чувства и какие из них?
Счастье помнящего Я - совершенно другое. Оно не может рассказать нам о том, насколько счастливо живет человек, оно рассказывает нам о том, насколько он удовлетворен и доволен своей жизнью, ее результатами. Это то, что мы можем показать миру, друзьям, коллегам, то, чем мы можем поделиться в социальных сетях и украсить фасад своей собственной жизни. Это то, что мы называем благополучием.
Вы можете знать, насколько человек удовлетворен своей жизнью, ее результатами и воспоминаниями, но это не дает вам понять, насколько счастливо человек проживает свою жизнь, насколько его существование наполнено истинными чувствами и переживаниями.
Исходя из такого взгляда на собственную жизнь, появляются два совершенно разных критерия: благополучие и счастье моментов. И иногда мы можем видеть огромную разницу между тем, когда мы думаем о нашей жизни, и тем, как в действительности ее проживаем.
Итак, мы имеем место с историческими архивами нашей памяти, которые определяют общее направление нашего движения, характерную окраску нашей жизни в целом. Эти воспоминания становятся призмой, через которую мы рассматриваем наши отношения с родителями. Эти картинки в определенной степени ограничивают нас, окружая своеобразными рамками, за которые мы иногда так и не решаемся выйти. И очень часто мы совершенно забываем о том, что любые рамки и границы мы создаем себе сами, зачастую совершенно не представляя, какую свободу выбора и какое огромное пространство вариантов для нас приготовила жизнь.
Эти истории можно отредактировать, тем самым дать им возможность в дальнейшем оказывать исцеляющее действие на нашу личность. Никогда не поздно вернуть себе счастливое детство! (Берт Хеллингер) Обратить свои воспоминания себе во благо, внести решения в уже свершившиеся события, вернув порядок в отношения между членами семьи, рода, коллектива. Вернуть целостность своей собственной личности с позиции Любви Духа. В этом незаменимую помощь оказывает метод системно-семейных расстановок Берта Хеллингера. Мы не перечеркиваем собственный опыт, не отвергаем родителей, пытаясь отомстить за причиненный травмирующий опыт детства. Мы помогаем себе взрослеть, возвращая себе уверенность, поддержку и истинную Любовь.