Задумывались ли вы как часто мы играем в психологические игры? И почему мы это делаем?
Психологические игры происходят автоматически, они позволяют нам избежать трудностей, с которыми мы сталкиваемся при построении настоящих близких отношений. С одной стороны, они облегчают нам жизнь, и мы действуем «на автомате», а с другой стороны, они являются подменой реальной жизни, реальных чувств и реальной близости.
Для чего нам нужны психологические игры? Человек, согласно теории транзактного анализа, испытывает несколько типов голода. Психологические игры помогают нам утолить структурный голод, то есть занять свою жизнь так, чтобы она не была мучительно скучной. Психологическая игра – это проигрывание стратегий ребенка, которые более не уместны во взрослой жизни. Они выступают замещением интимности – таких отношений, где каждый берет на себя ответственность за открытое проявление своих истинных чувств и желаний, без эксплуатации партнера.
Для психологических игр характерно то, что они имеют свойство повторяться. Игроки и обстоятельства игр меняются, но основной смысл игры остается прежним. Как правило, мы не осознаем, что играем в психологическую игру, но после ее завершения, получив расплату в виде неприятных чувств или негативных последствий, понимаем, что с нами уже происходило подобное.
Игры происходят на психологическом уровне, когда участники обмениваются скрытыми транзакциями. При этом на социальном уровне происходит нечто обычное, не вызывающее подозрения.
Итак, как же определить, играете вы в психологические игры или нет? Участие в психологической игре определяют следующие маркеры:
- после общения с кем-то вы испытываете отчетливое неприятное чувство – это рэкетные чувства;
- часто задаетесь вопросами «Почему со мной постоянно повторяются такие ситуации?», «Не понимаю, как это со мной произошло», «Я был об этом человеке совсем другого мнения, а оказалось…»;
- после негативных последствий общения с кем-то вы чувствуете, что такое уже происходило с вами ранее и испытываете удивление или смущение.
Психологические игры имеют свою структуру, Э. Берн назвал ее формулой:
Крючок+Клев…=Реакция → Переключение → Смущение → Расплата.
Крючок чаще всего передается невербально, второй игрок отвечает на крючок, включаясь в игру – это клев, который указывает на слабое место (болевую точку) сценария человека. Это могут быть определенные родительские послания или ранние детские решения.
Стадия реакции происходит в виде серий транзакций и может продолжаться от 1-2 секунд до нескольких дней или лет.
Переключение характеризуется реакцией удивления или смущения, далее следует расплата в виде рэкетных чувств, неприятных ощущений или даже плачевных последствий.
Психологические игры делятся на степени по своей интенсивности и типу расплаты, которую получают игроки:
І степень – такие игры наиболее распространены, результатом является то, что по ее окончанию игрок хочет поделиться своими впечатлениями и неприятными чувствами с окружающими.
ІІ степень – предполагают более тяжелые последствия, о которых игрок уже не хочет рассказывать окружающим.
ІІІ степень – такие игры, по мнению Берна, «проигрываются постоянно и заканчиваются на операционном столе, в суде или в морге».
Итак, хотели бы вы научиться отслеживать свое участие в психологических играх? Уметь распознавать их в самом начале на «Крючке»? Выходить из них без расплаты?
Об этом я расскажу в следующей статье.