Психологический порлат Psy-practice

Путь телесности к акме

Прежде всего, хотелось бы обозначить понятие телесность, которое я использую в своей практике. Телесность – следующий уровень развития после психосоматики и телесно-ориентированной психотерапии, это баланс души и тела, анализ проявления этого баланса и его перекосов.
Анализируя разные этапы онтогенетического развития человека можно наблюдать и анализировать на сколько эти две составляющие понимания и объяснения гармоничны в своем переплетении и взаимодействии. Взаимодействия души и тела как правило стереотипны у каждого отдельного человека не зависимо от возраста (в каждом возрасте эти стереотипы свои). Задача психолога или психотерапевта – помочь человеку трансформировать и адаптировать эти стереотипы, поскольку поменять их практически невозможно.
Как же проявляется этот баланс в разные возрастные периоды?
У ребенка доминирует тело, которое социум (окружающие) дополняют вниманием, заботой, уходом и опекой. Это период НАДО, при чем это НАДО двусторонне. С одной стороны, взрослые обеспечивают ребенка необходимым (удовлетворением физических и эмоциональных потребностей) – это то, что надо от родителей или опекунов. С другой стороны, у ребенка формируются нормы социального поведения в рамках той культуры где он растет – это то, что надо от ребенка. Если же у ребенка чего-то не хватает – возникает дисбаланс, и он начинает болеть или возникают поведенческие проблемы. В процессе лечения этих болезней близкие увеличивают социальную опеку в виде заботы и внимания, чем восполняют душевную потребность во внимании, тело ребенка получает дополнительную необходимую порцию прикосновений.
В периоде пубертата, доминанта тела остается, но момент НАДО меняется на ХОЧУ, подросток пытается сместить акцент гармонизации, но социум еще к этому не готов и внутренний конфликт переходит на межличностный уровень. Он сначала надсмеивается над братьями, сестрами, огрызается родителям, может огрызаться учителям и незнакомым людям. С одной стороны, подросток задает вопросы себе и окружающим, начинает сомневаться, искать ответы – кому надо, зачем, почему. Близкие, привыкшие, что ребенок реагирует на НАДО сложно перестраиваются и требуют от подростка привычных реакций. С другой стороны, появившееся ХОЧУ вносит в душу ребенка смятение и неуверенность в себе – хочу быть толще, худее, выше, ниже, крепче, при чем это хочу в большинстве своем относится к собственному телу и задача близких не только поменять свое отношение с позиции НАДО, но еще и суметь сбалансировать отношение ребенка к самому себе, помочь принять себя.
Следующий этап максимализма, когда баланс еще больше сдвигается в сторону души, но тело продолжает доминировать. Это период резких смен настроений, оценок, период максимального экстрима, протеста, отрицания и тут же согласия. Это период который протекает в среднем с 16/18 до 25 лет. Пора экстремизма и самых бурных действий. Телесность в этот период также подвержена максимализму – хочу быть самым умным, либо самым сильным, либо самым успешным. По большому счету не имеет значение в чем – важно – самым, необходимо выделиться. Для девушек – период грез, они все идеальны, в грезах о «принце» (критерии бесконечно вариативны), так же как у юношей – период мечт – в мечтах все рыцари и герои, способные на достижения и преодоления любых препятствий. Не зависимо от пола, в руках все горит, восприятие возможностей, вся жизнь впереди.
После 25 максимализм постепенно начинает спадать и к 30/35 годам появляется возможность формирования зрелой личности, в которой душа и тело находится в балансе, в которой НАДО на уровне осознания, также, как и ХОЧУ. Зрелая личность умеет расставлять приоритеты, осознает когда, зачем, почему, с кем, в приоритете уместность.
Следующими этапами все больше доминирует душа, тело все чаще нуждается во внешней  поддержке, но понимая возрастные изменения, зрелая личность поддерживает гармонию души и тела не зависимо от доминирования. Это основной признак акме.
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку