На одной из моих групп самоподдержки мы изучали "Фокусировку" - метод Ю.Джендлина для работы с телесными ощущениями. Результаты оказались весьма интересными, а основное преимущество метода, на мой взгляд, заключается в том, что он позволяет безопасно пройти "сквозь" дискомфорт и выйти к стоящему "за" ним ресурсному состоянию. Потому что (и это было очень наглядно видно во время занятий) мы, как правило, действуем таким образом, что столкнувшись с неприятными ощущениями, в какой-то момент "шарахаемся назад" и пытаемся "закрыть тему", вследствии чего уходим на "второй круг", а за ним и на третий, и на четвёртый.
Это "хождение кругами" обычно усиливает изначальный дискомфорт до реально трудно переносимого - чем больше было "кругов" процесса, тем больше "накапливается", и тем сложнее справляться. Гораздо лучше с первого раза вместо "шага назад" сделать движение вперёд, и дать процессу достичь своего апогея, чтобы произошёл телесный и эмоциональный "сдвиг" в состоянии.
Но сделать это непросто, и тут уже хочется начать рассуждать на обширную тему, вынесенную мной в заголовок. К несчастью, обычная человеческая телесность является "традиционно" пугающей в нашей культуре. Тому есть исторически обусловленые причины, как общемирового, так и в рамках страны, масштаба. Про влияние на телесность истории уже прекрасно написала М.В.Белокурова в статье "", я же скажу о "поколениях мёртвых мам".
"Мёртвая мать" - это официально существующий термин Андре Грина, которым он обозначал пребывающих в депрессии, эмоционально/психологически безучастных матерей. (Статья А.Грина об этом здесь)
На территории России можно наблюдать целые поколения таких специфических матерей просто в силу превратностей истории, которые всем известны - революции, раскулачивание, войны, репрессии и т.д. Причём, чем меньше событие обсуждается и освещается в обществе, тем больше вероятность того, что именно оно станет семейной тайной, "призраком", мучающим детей из этой семьи.
Если выделить главное "ядро травмы", то это абсолютный приоритет выживания, зацикленность на нём в ущерб всему прочему.
Мне не раз доводилось читать в рассуждениях травматиков весьма грубую, но точную фразу "Кормили тушу, но срали в душу" - вот это и есть тот самый приоритет выживания. Вполне очевидно, что ни о каких чувствах, самореализации и комфорте в этой картине мира даже идеи нет. Максимум, что можно добавить - это "приличная" внешняя оболочка, цель которой опять же не в собственном удовольствии, а в объединении с другими, чтобы не быть отвергнутым и не остаться без помощи в случае "очередной катастрофы". Т.е. это просто ещё одна грань выживания.
Что же получают те дети, которые вынуждены расти у таких "выживающих" матерей? Во-первых, матери эти сами в сильном разладе со своим телом, ведь если они начнут чувствовать, то столкнутся с сильнейшей, уже накопившейся болью (болью потерь своих близких, имущества, самой жизни в её нормальном, не искалеченном, например, войной виде) - и, главное, чувства - это помеха для выживания.
Во-вторых, дети с самого раннего возраста привыкают к тому, что они "не имеют права" предъявлять дискомфорт, что очень быстро превращается в отсутствие "права" его даже чувствовать. В результате, все "малые дискомфорты" накапливаются, подтачивая изнутри всю систему, значительно уменьшая выносливость, количество и качество жизненного ресурса, устойчивость. Ведь то, что "намеренно" (в следствии выработавшихся защит) не замечается на сознательном уровне, всё равно прекрасно замечается бессознательным.
Во-вторых, дети с самого раннего возраста привыкают к тому, что они "не имеют права" предъявлять дискомфорт, что очень быстро превращается в отсутствие "права" его даже чувствовать. В результате, все "малые дискомфорты" накапливаются, подтачивая изнутри всю систему, значительно уменьшая выносливость, количество и качество жизненного ресурса, устойчивость. Ведь то, что "намеренно" (в следствии выработавшихся защит) не замечается на сознательном уровне, всё равно прекрасно замечается бессознательным.
"Боль от тысячи порезов" бывает порой куда хуже, чем боль от одной зияющей раны, ведь порезы предъявлять "стыдно". И это всё, кстати, имеет прямой отношение к дискриминации и ксенобофии, практикуемым в нашем обществе. Не имея опоры внутренней (на своё тело, свои эмоции) человек "хватается" за опоры вовне - и это часто бывают стереотипы, жёсткие устаревшие правила социума. Быть живым среди "мёртвых" - это опасно, и те, кто осознанно начинает работать над собой, сталкиваются порой с сопротивлением своего окружения, с попытками "затянуть их обратно", вернуть в прежнее состояние, и оказываются зажатыми между напором семьи и общества и собственным внутренним желанием "быть среди своих", быть принятым, неотвергнутым, которое в норме присуще любому человеку. Поэтому - всем нам, работающим над собою травматикам - моё персональное восхищение и респект!