Психологический порлат Psy-practice

ОБРАЗ ДЕРЕВА

Одним из древнейших и сложнейших является образ дерева, име­ющий концептуальный характер для психики человека. Дерево отно­сится к мифологическим и архетипическим образам. Он мифологичен и онтологичен (то есть принадлежит сфере сущностного бытия чело­ века), так как возник и развивался как выражение чувств и пережива­ ний человека по поводу окружающего мира и своего места в нем. Дело в том, что мифологический образ представляет собой отложение про­ странственно-чувственных восприятий, которые выливаются в фор­му конкретного предмета, то есть имеют определенный «внешний вид».

Дерево олицетворяло собой модель мира древнейшего человека, поэтому обращение к его симво­лике чрезвычайно важно именно при возникновении проблем со струк­турированием мира. Иначе говоря, потеря человеком места в своем окружении означает нарушение в его сознании основных структур и, соответственно, дисгармонию.

Обычно корни дисгармоничного существования следует искать в семье. Неоценимую помощь при анализе может оказать обращение к образу дерева, так как он прежде всего связан с образом рода. Для ре­бенка, испытывающего сложности в семейных взаимоотношениях, образ дерева может предстать в двух планах. На объектном (межличностном) уровне дерево выступает как отражение взаимоотношений между поколениями: отец — ребенок - мать.

На субъектном (внутриличностном) уровне дерево отражает внутреннее состояние ребенка, его ожидания и представления о самом себе. Простейшие «картинки» опи­сания дерева (порода дерева, величина, здоровье) могут усложняться. Например, интересной проекцией собственных отношений с семьей является образ трех деревьев, где на уровне архетипов воспроизводится не только модель маленького мира, но и идея троичности: два противо­положных начала, олицетворяющихся матерью и отцом (или другими антагонистичными персонажами), находят свое разрешение и объеди­нются в третьем — ребенке.

Для взрослого положительным моментом может оказаться кон­струирование геральдического дерева, имеющего структуру триады. Прошлое представлено корнями дерева — предками, настоящее ви­дится как ствол — залог будущего, крона и листья — многочисленные потомки, являющиеся результатом и надеждой предыдущих поколе­ний. Сложная психологическая ситуация демонстрирует нам оторван­ность современного человека от своих корней. 

После установления своего места в семье следует попытаться вос­становить оношения между элементами мира. При этом важно усвоить, что для древнейшего человека Космос и он сам представля­лись единым целым, подчиняющимся общим законам развития, пользующимся энергией из единого источника.

Тело человека представляет собой ту же трехчастную структуру, что и дерево. Не случайно знахари обращались к различным породам дерева для получения определенных видов энергии. Во многих мифологиях дата рождения человека тесно связывалась с различными деревьями. Так, друиды создали календарь, согласно которому каж­дому временному периоду соответствовала определенная порода дерева, относительно которой родившемуся человеку предсказывались черты характера. Священным деревом во многих мифологиях счи­тался дуб (друиды, славяне). У скандинавов Мировое Древо - ясень Иггдрассиль, в корнях которого течет мед мудрости.

Но символическое дерево не принадлежит к определенной породе. Таковыми являются Древо Жизни и Древо Смерти (при этом Древо Смерти растет корнями вверх), Древо Добра и Зла. Следует  отметить,что библейское дерево, вокруг ствола которого обвился хтонический змей, есть не что иное, как отголосок языческих, архаических времен, когда амбивалентность древа еще не проступила отчетливо, ибо по­знание добра и зла является обретением жизненной мудрости. Не слу­чайно скандинавский бог Один принес себя в жертву у священного дерева ради получения самого ценного - сокровенного  знания.

У украинцев роль мирового дерева играли ясень, дуб, реже сосна. На этом дереве была золотая ряска, золотая кора, жемчужная роса, оно называлось райским деревом с тремя верхушками. На этом дереве сидят два (а то и три) голубя или сизый сокол, который себе гнездо на верхушке. Сокол вышивает свое гнездо барвинком, терном, в се­редине — цветом калины, а сверху — шитым золотом. Среди веток мирового дерева роятся пчелы, а под ним живут черные бобры и ли­сицы. На ветках сидят сизая кукушка и ласточка. С дерева капает роса, а из той росы возникают колодцы. В дереве жизни, в самой его серд­ цевине спрятана жизнь и ее высшая цель — бессмертие.

У индусов мировое дерево называлось фиговым, оно росло корня­ми вверх до третьего, самого высокого неба, спуская ветки через синее небо и небо туч и тумана. С его листьев капала амрита — сладкий не­ бесный нектар. Поддеревом росли целебные травы и жили праведные души. На таком дереве держатся все миры, и с этого дерева боги созда­ли небо и землю. На вершине дерева сидят две птицы, а на ветках — всякие другие птицы и пьют с коры сладкий нектар. Сам бог Агни пря­чется в густых ветках фигового дерева.

В скандинавских сагах рассказывается о мировом дереве — ясе­не, распустившем ветви на весь свет. Из-под его корней бьют свя­ щенные источники, с листьев капает роса, на ветках сидят гадюки, олени, белки, сверху — орел.

У древних славян дуб был посвящен могучему Перуну и служил олицетворением силы и мощи. Его так и называли — Перуново дере­во. Славяне считали, что сохранились дубы, росшие «еще до сотво­ рения мира», когда не было ни земли, ни неба, а во всей Вселенной разливался один «окиян-море». Под такими дубами проводились во­ енные советы, принимались важные решения. Земля под такими ду­ бами целебна, лечит человека.

У эстонцев дуб — король деревьев, железо крестьянина. Но са­ жать дубы возле домов боялись, ибо эти деревья притягивают мол­ нии. По легенде, раньше, чем были сотворены земля и небо, стояли два дуба (или зеленый явор) среди первичного  вещества.

Священные дубы имелись и у древних евреев. На них запрещено было даже рубить сухие ветки. Известно, что под сенью священных деревьев происходили различные обряды, вплоть до религиозной про­ ституции. Некоторые из этих дубов и по сей день сохранились в Па­ лестине, в долине реки Иордан.

В архаическом образе дерева каждому слою соответствовала оп­ределенная кодировка. Пэтому плодо­творным может оказаться обращение к образам, опосредованно свя­занным с образом дерева. В «Упанишадах» ветви дерева соотносятся с пятью первоэлементами: эфиром, воздухом, огнем, водой и землей. Известно, что корням соответствовал образ воды и хтонических жи­вотных — змеи, рыбы, дракона.

Крона дерева ассоциировалась, с образом воздуха, который всегда олицетворял идею свободы. Символом кро­ны являются птицы и их крылья. Воплощением иллюзии о реально­сти человеческого освобождения и обретения свободы через полет является образ Икара. Кроме того, птицы всегда оказывались ближе к божественному началу, поэтому им часто приписывали роль творцов.

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку