Психологический порлат Psy-practice

Как понимать непонимание?

В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с различными людьми и так или иначе с ними взаимодействуем. Некоторые из тех, кого мы встречаем, кажутся нам чем-то похожими друг на друга, другие производят впечатление похожих на нас самих, а поведение третьих вызывает у нас резкое непонимание и осуждение, иногда даже приводящее к конфликтам. И все эти ситуации касаются не только тех, с кем мы знакомы мало или незнакомы вовсе. Очень часто проблемы непонимания возникают между друзьями и близкими: женам бывает нелегко понять своих мужей, а мужьям — своих жен, дети и подростки порой осуждают поступки своих родителей, а родители — поведение своих детей, и каждого члена семьи может раздражать поведение другого в совершенно бытовых мелочах.

Непонятные и кажущиеся беспричинными обиды, рассеянное внимание собеседника, бессмысленные поступки и решения других людей, требования, кажущиеся нам бессмысленными... уверена, каждому есть чем дополнить этот список. Все дело в том, что мы действительно живем в мире, где не все люди похожи друг на друга. И как бы мы ни старались сделать другого человека таким, каким нам хочется его видеть, его природа отличается от нашей, она иная, а потому другой может вести себя совершенно неожиданным для нас способом. Ведь даже сами способы мышления и восприятия могут радикальным образом отличаться у двух похожих друг на друга людей, особенно если они являются членами одной семьи. Как правило, эти различия формируются компенсаторным образом, когда сознание одного человека живет такой однобокой жизнью, что сознание другого пытается эту однобокость дополнить ее противоположностью. К примеру, ребенок из семьи со строгими нормами и правилами, где родители четко знают "что такое хорошо, а что такое плохо", очень вероятно почувствует в себе наклонности к безрассудным и недозволительным поступкам. Или, говоря языком аналитической психологии, его бессознательное выработает безнравственную компенсаторную установку по отношению к сверхнравственному сознанию родителей.

Отчего так происходит? Согласно идеям К.Г. Юнга, психология человека устроена таким образом, что для здоровой и сознательной жизни нам необходимо выстраивать целостность своей личности, а это также означает, что нам необходимо отвечать на воздействия, исходящие из внешнего и внутреннего миров и способствовать их примирению, да еще и так, чтобы это было соразмерно нашей индивидуальной природе. В самом благоприятном случае мы всякий раз заново формируем личное отношение к внешним и внутренним силам в нас, сглаживая их противоборство и его воздействие на наше эго. А когда в сознании доминируют внешние ему силы и конфликты, или когда оно целиком захвачено событиями и переживаниями внутренней жизни, можно говорить о нахождении сознания в плену у бессознательного или о его полном в нем растворении.

Обратимся к обозначенному выше примеру с ребенком. Для того, чтобы быть здоровой и успешной личностью, на протяжении своей жизни ему придется постоянно сглаживать как строгие требования родительской установки, так и аморальные желания своего бессознательного, тем самым дистанцируясь от обеих этих тенденций и одновременно принимая для себя их неизбежность и необходимость. Только такой опыт сможет научить его быть милосердным к себе и к миру. В противном же случае у нашего героя будет постоянно происходить идентификация то с одной, то с другой из противоположных позиций, что приведет к жестокости и нетерпимости, а также к поиску виновных, которыми попеременно будут оказываться то близкие люди, то соседи, то государство или всевозможные "враги народа" или даже он сам.

Но чтобы не допустить опасного развития событий, душа человека начинает выстраиваться сообразно своей природе и актуальной жизненной ситуации наиболее благоприятным для себя образом. Все мы знаем, что люди и ситуации бывают разные. Даже в жизни отдельного человека можно наблюдать совершенно непохожие друг на друга периоды и этапы со свойственными им вызовами и задачами. И все-таки в душевном строе людей есть некоторые общие особенности и закономерности, с которыми я и предлагаю теперь познакомиться.

Давайте вместе обратимся к идее психологических типов, сформулированной К.Г. Юнгом. После разрыва отношений с Зигмундом Фрейдом, своим учителем и коллегой, в его жизни начинается самый тяжелый период, выходу из которого мы обязаны множеством невероятно ценных и революционных идей. Пытаясь понять свой разрыв с Фрейдом, он обнаружил некоторые существенные отличия в их душевном строе, которые, вероятно, послужили одной из причин для прекращения отношений. Так родилась идея экстраверсии и интроверсии, двух разных установок сознания (ради интереса заметим, что себя Юнг отнес к интроверсированному, а Фрейда к экстраверсированному типу). В расхожем понимании экстраверт — это человек, который больше интересуется общением с другими людьми, а интроверт — тот, кто больше интересуется своими переживаниями. Но этого недостаточно для того, чтобы понять действительную природу вещей. Дело в том, что две эти установки задают не только способы действия и направленность внимания, но и тот путь, через который мы видим реальность и познаем окружающий мирИнтровертность — это познание мира и действие в нем сообразно своему внутреннему опыту и переживаниям, а экстравертность — познание, отталкивающееся от внешних по отношению к нам знаний, от внешней реальности мира и других людей. Что же касается социальной жизни, то оба этих типа могут быть как одинаково активны, так и одинаково безучастны к ней, отличаются лишь их способы понимания себя и окружающего мира.

Однако и этого недостаточно. Как уже говорилось выше, для полноценной жизни душе человека необходима целостность, и он будет стремиться обрести ее любой ценой. Это значит, что для продолжения жизни человеку как целостному существу недостаточно иметь только интроверсированную или только экстраверсированную установку: если в сознании человека преобладает экстраверсия, то интроверсия будет преобладать в его бессознательном, и наоборот. Например, человек может быть очень увлечен какими-то внешними событиями и не замечать происходящего в себе самом, тогда ему будут сниться сны, напоминающие о богатстве его внутреннего мира и о необходимости проявлять чуть больше участия к своей жизни. Или наоборот, чересчур интроверсированному человеку может приснится сон, в котором он вовлекается в масштабные социальные процессы и почти идентифицируется с ними.

Юнг разработал целую типологию возможных людских проявлений. Основная ее особенность заключается в гибкости и нестрогости, ведь через контакт со своим бессознательным каждый может обогатить свою сознательную установку. Ниже приведена схема, которая иллюстрирует те особенности, по которым один человек отличается от другого.

Это — психический "компас", метод, позволяющий анализировать разные людские типы. Например, у "думающего" человека будет менее развита чувственная сфера, то есть к сфере чувства он будет применять рациональные установки. То же самое можно сказать и о людях, склонных руководствоваться ощущением: у них более развита ориентация на переживание и действие в мире, полученное опытным путем, а интуиция уходит в сферу бессознательного (на схеме отмечена синим).

Таким образом, люди отличаются по доминирующей в сознании установке (экстраверсия и интроверсия) и четырем психическим функциям, также объединенных в пары противоположностей. Первая пара, мышление — чувство, является рациональной функцией, она характеризует наш способ вынесения суждений о мире. При преобладании мышления люди больше склонны выносить суждения по типу истина-ложь, а если преобладает чувство, то суждение будет строиться по типу приятно-неприятноОщущение — интуиция, вторая пара, условно называется иррациональной функцией, и она характеризует наш пассивный способ получения опыта. При преобладании ощущения люди оказываются особенно чувствительны к воздействию на них стимулов внешнего мира и к своему жизненному опыту, те же, у кого преобладает интуиция, чувствительны к бессознательным впечатлениям и переживаниям.

В каждом человеке присутствуют все четыре типа психологической установки, но целиком осознаваться может только одна из них, тогда как противоположная установка будет целиком погружена в бессознательное, а две другие — находиться на границах сознательного опыта. Вы можете самостоятельно поразмышлять над тем, какая установка преобладает в вашем сознании, а если возникнет более сильный интерес — обратиться к опроснику Кейрси или Мейерс-Бриггс, чтобы проверить свои догадки. Например, я — интуитивно-чувствующий интроверт, и мои родственники порой расстраиваются из-за того, что им кажется, будто я слушаю их недостаточно внимательно, а мои знакомые-экстраверты часто недовольны моим замедленным реагированием на их высказывания. В действительности мне просто нужно чуть больше времени, чтобы сначала отвлечься от своего переживания их речи и только затем начать формулировать вербальный ответ.

Наверняка и вам случалось попадать в ситуации недопонимания, когда другой человек был недоволен вашим к нему отношением или, наоборот, вы были недовольны чьим-то отношением к вам. Наверняка вам приходилось сталкиваться с непониманием и осуждением своих решений и поступков близкими вам людьми или, наоборот, самим осуждать поведение, кажущееся неприемлемым или бессмысленным. В таких ситуациях лучше честно признаться себе в том, что другой человек — это не я, а действительно другой с его индивидуальными и непонятными мне мыслями и особенностями. А если попытаться установить с ним контакт и вместе разобраться в возникшей между вами ситуации, то может оказаться, что этот другой не менее интересен, чем мы сами, и даже способен нас чему-то научить.

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку