Психологический порлат Psy-practice

Что делать с привычкой обижаться.

Про обиду написано не мало книг и статей, поскольку это одна из самых популярных эмоций, которая причиняет множество страданий и провоцирует возникновение разнообразных физических болезней. 
Обида – абсолютно нормальная реакция психики на непредвиденные сложности (когда происходит что-то неприятное, жизнь идет не по плану, если человек не готов к неожиданному повороту событий и не знает, как с этим справиться и т.д.).
Обижаются абсолютно все - просто кто-то больше, чаще и ярче, а кто-то меньше, иногда даже затрудняясь идентифицировать чувство обиды. Все зависит от проявления нашего детского эго (ведь обидчивость всегда появляется в детстве и зависит от того, как на нее реагировали, прежде всего, родители).
В основном существует 3 причины возникновения обиды:
1.    Неоправданные или обманутые ожидания. 
2.    Неосознанная манипуляция (когда человек сам не понимает, зачем он обиделся и продолжает дуться… зато прекрасно понимает, как обидчик может загладить свою вину).
3.    Осознанная манипуляция (когда человек специально надувает губки, чтобы вызвать вину у другого и получить для себя бонусы, которые другим способом он по какой-то причине получить не может.)
В первом случае взрослый человек еще может после мимолетного наплыва эмоций спокойно и рассудительно продолжить беседу, рассказывая о своих чувствах («Извини, но твой поступок (твои слова) причинил мне боль. Надеюсь, что ты обидел меня не сознательно»). После подобной фразы у другого, скорее всего, возникнет чувство сожаления и желание как-то исправить то, что вызвало подобные чувства (например, выслушать, извиниться, быть внимательным к боли собеседника, быть готовым принять его с этой болью, выстоять, не свалившись в оправдания). Ведь это так не просто слышать от кого-то про то, что твой поступок является причиной его негативных переживаний. Но только таким образом можно довольно быстро и не слишком болезненно прояснить неприятную ситуацию и избавиться от чувства обиды, сохраняя дружеские отношения.
Во втором и третьем случае рассудительная беседа не возможна – человек начинает плакать, обвинять, нападать, выражать скрытую агрессию (насмешками, сарказмом, постоянными опозданиями), пытаться отомстить (действиями, молчанием, словами) и не успокаивается до тех пор, пока не получит от обидчика сполна. Пока другому не будет так же больно, как было больно ему. Пусть хотя бы он будет испытывать чувство вины и пытаться вымолить прощение всевозможными подарками. И тогда становится легче. Гораздо тяжелее переносить обиду, когда другой о ней не знает, еще хуже - когда он знает, но молчит и бездействует, весело занимаясь своей жизнью.
Так уж устроена человеческая психика - обижаясь, человек ждет, что другой хотя бы осознает, что ранил своими словами или поступками и понесет за это наказание, ведь он «должен!». Кажется, что по «законам справедливости» он не имеет права ходить по этой земле до тех пор, пока не заплатит за причиненную обиду, желательно в двойном размере (а чтоб не повадно было!).
Но мир часто бывает не справедлив… а обида так и продолжает сидеть внутри, разлагаясь, в надежде на сатисфакцию. 
Может быть пора попробовать привычку обижаться заменить чем-то новым? Например, открыто сказать человеку, который обидел, о своих чувствах; попытаться понять его намерения (истинные причины того, почему он так поступил или сказал); вынести урок из ситуации (в чем она была полезна) и мысленно поблагодарить обидчика; вручить Миру ответственность за его "карму"; написать ему гневное письмо, возможно, множество раз; побить подушку или грушу, представляя, что делаешь это с ним, пострелять по бутылкам и т.д.
Еще один способ, который требует наличия у человека самоиронии, предложил Ошо – доведение обиды до абсурда. Для этого нужно стать перед зеркалом с важным видом, нахмурить брови, надуть губки и произнести следующее:
«Я такой важный индюк, что не могу позволить, чтобы кто-то поступал согласно своей природе, если она мне не нравится. Я такой важный индюк, что если кто-то сказал или поступил не так, как я ожидал – я накажу его своей обидой. О, пусть видит, как это важно – моя обида, пусть он получит ее в качестве наказания за свой «проступок». Ведь я очень, очень важный индюк!
Я не ценю свою жизнь. Я настолько не ценю свою жизнь, что мне не жалко тратить ее бесценное время на обиду. Я откажусь от минуты радости, от минуты счастья, от минуты игривости, я лучше отдам эту минуту своей обиде. И мне все равно, что эти частые минуты сложатся в часы, часы – в дни, дни – в недели, недели – в месяцы, а месяцы – в годы. Мне не жалко провести годы своей жизни в обиде – ведь я не ценю свою жизнь.
Я очень уязвим. Я настолько уязвим, что я вынужден охранять свою территорию и отзываться обидой на каждого, кто ее задел. Я повешу себе на лоб табличку «Осторожно, злая собака» и пусть только кто-то попробует ее не заметить! Я окружу свою уязвимость высокими стенами, и мне плевать, что через них не видно того, что происходит снаружи – зато моя уязвимость будет в безопасности.
Я раздую из мухи слона. Я возьму эту полудохлую муху чужого ляпа, я отреагирую на нее своей обидой. Я не напишу в дневнике, как прекрасен мир, я напишу – как подло со мной поступили. Я не расскажу друзьям, как я их люблю, я полвечера посвящу тому, как сильно меня обидели. Мне придется влить в муху столько своих и чужих сил, чтобы она стала слоном. Ведь от мухи легко отмахнуться или даже не заметить, а слона – нет. Поэтому я раздуваю мух до размеров слонов.
Я нищ. Я настолько нищ, что не могу найти в себе каплю великодушия – чтобы простить, каплю самоиронии – чтобы посмеяться, каплю щедрости – чтобы не заметить, каплю мудрости – чтобы не зацепиться, каплю любви – чтобы принять. У меня попросту нет этих капель, ведь я очень, очень ограничен и нищ».
 
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку