Психологический порлат Psy-practice

Цикл поглощения и цикл выделения

В гештальт-подходе есть замечательный концепт, который является, чуть ли не основным, — это цикл контакта

Его наглядно описывает кривая контакта, по которой движется энергия с течением времени, от момента возникновения импульса и до конца удовлетворения потребности. Это если упрощенно. Энергия, в идеале, достигает максимума и потом идет на спад; напряжение уходит, наступает удовлетворение, и организм снова возвращается в состояние гомеостаза. На пути подъема энергии стоят своего рода «плотины» — адаптивные механизмы, которые также могут быть и механизмами прерывания контакта. 

В процессе социальной адаптации они совершенно необходимы, но как из адаптивных они становятся невротическими — это индивидуальная история каждого. Благодаря социализации, мы утрачиваем часть личной свободы, которую потом всю жизнь стараемся восстановить.

cikl_kontacta.png

(Иллюстрация заимствована с сайта «Коучинг в жизни»  dybova.ru)

    Поэтому зачастую потребность так и остается неудовлетворенной, если механизмы сопротивления слишком сильны. Энергия просто не доходит до пика, сливается, растворяется в пространстве, оставляя усталость, напряжение, чувство сожаления и грусть. Словом, состояние неудовлетворенности. Также, может быть и другая картина: энергия достигает максимума, контакт случается, однако не происходит важнейшего завершающего этапа — ассимиляции. Опыт обесценивается, не присваивается себе, урок не извлекается. И удовлетворение так же не наступает, остается фоновое напряжение, которое толкает человека на новые «подвиги».

     Я не буду здесь подробно останавливаться на механизмах прерывания контакта, скажу только в общем, что эффективный контакт с объектами окружающего мира  связан со способностью к выделению фигуры из фона, которая соответствует доминирующей потребности организма в данный момент. Проще говоря, чтобы что-то получить, необходимо хорошо тестировать реальность, чувствовать контекст происходящего, чтобы безошибочно находить идеальные объекты для удовлетворения своей потребности.

   Кроме цикла поглощения, точно также, существует и цикл выделения, когда мы хотим что-то выделить, реализовать в среду. Это может быть творческий акт создания какого-то произведения, или же реализация бизнес-проекта, в общем, любой продукт человека. В контексте взаимоотношений, это реализация энергии возбуждения, когда необходимо разместить ее в контакте, в подходящей форме. Иной раз нужно выплеснуть злость и раздражение, а порой выразить свою признательность, нежность, любовь… Независимо от заряда, удерживать чувства довольно-таки вредно. Но все ли нужно выплескивать?

     Энергетический импульс, рождаясь в глубинах Ид, может вырваться наружу слишком рано, слишком сыро и не к месту, а может наоборот, задержаться и «скиснуть» где-то внутри, рассосаться и заглохнуть, может быть размещен не по адресу… Причина та же — нечувствительность к контексту (фону), к другому в контакте, нечувствительность к себе.

    Если мужчина набросится на понравившуюся женщину, чуть ли не на первом свидании, то она, вероятней всего, уйдет, и не вернется. Женщина тоже может напугать, предъявляя «с порога» свои ожидания к мужчине, планы и мечты раньше, чем он еще успел сообразить: зачем она ему, собственно, нужна. Но так же, не стоит годами скрывать свои чувства, потупив взор, а все из соображений, что не пристало, мол…

    С творчеством вообще интересно… Как говорил Лев Толстой: «Писать надо тогда, когда не можешь не писать», и эту мысль затем подхватил Жванецкий: «Писать как и писать нужно тогда, когда терпеть больше не можешь!» Вдохновение (читай — возбуждение) штука капризная, и нужно уметь «ловить волну», что называется. «Словесный понос» или «запор мыслей» — хорошие физиологические метафоры, как раз в духе пищевой модели гештальт-терапии… Непросто творить, а если просто, то как правило, что-то не очень хорошее получается.

   Выделять нужно, но не всегда и не везде. А если только поглощать, но не выделять ничего, или несоразмерно мало, то рано или поздно наступит интоксикация. Или наоборот, истощение, когда человек все продуцирует и раздает вовне, а для себя ничего почти не берет. Это искусство — выдерживать баланс поглощения/выделения, творческого обращения к окружающей средой. Быть и спонтанным, и выдержанным, когда нужно. Этому искусству мы учимся всю жизнь, и гештальт нам в помощь.

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Написать комментарий

Возврат к списку