Психологический порлат Psy-practice

Концепция Судьбоанализа

«Судьба это интеграция тела и души, наследственности и побуждений, «Я» и Духа, посюстороннего и потустороннего, всех личностных и межличностных феноменов». Л. Сонди
Судьбоанализ — это направление глубинной психологии, которое делает осознанным бессознательные притязания предков личности. Другими словами индивид ставится перед бессознательными возможностями собственной судьбы и перед выбором лучшей форм экзистенции.
 
Концепция судьбоанализа была разработана венгерским психологом и психиатром  Леопольдом Сонди. В основу данной концепции лег психоанализ Фрейда, где основное внимание уделено индивидуальному бессознательному, и аналитическая психология Юнга, в которой основной акцент сделан на коллективном бессознательном. Однако, судьбоанализ идет намного дальше этих представлений, основной акцент данная концепция делает на исследовании феноменов, так называемого семейного или родового бессознательного, основной особенностью которого является проявление его в выборах человека.
 
Концепция судьбоанализа изначально разрабатывалась в контексте генетики. Относительно истории ее возникновения Сонди пишет: «Я спрашивал себя снова и снова, что могут представлять собой повторяющиеся время от времени латентные генетические тенденции, которые сближают партнеров вместе в браке или любовной связи? Почему каждый из них выбирает именно этого, а не другого человека в качестве объекта своей любви? Почему человек выбирает себе в друзья именно этого человека, а не другого? Почему люди выбирают себе именно эту профессию? Ответы на эти вопросы имели важное значение…  Именно так, от сухого как пыль исследования наследственности, я пришел к удивительно интересному и всепоглощающему изучению судьбоносных ситуаций, таких как любовные взаимоотношения, брак, выбор друзей и профессии. Я стал «аналитиком судьбы». Это высказывание Сонди выступает в  качестве отправной точки отсчета зарождения Научного Судьбоанализа.
 
В своем исследовании «Анализ брачных союзов» (1937) Сонди научно обосновал предположение о том, что предпочтения здоровых и больных людей обусловлены их генетическими, унаследованными чертами. Примечательно, что к моменту выхода книги,  его тест, который впоследствии получил название «Тест Сонди» был полностью готов в том виде, каким его знают сегодня. Оказывается, работу над своим тестом Сонди начал еще в 1925 году, когда был в лаборатории Раншбурга. Как-то раз, встретившись с близнецами - детьми его хороших друзей, Сонди показал им фотопор­треты каких-то людей. Дети искренне выразили свою симпатию и антипатию к людям на этих фотопортретах. В следующий раз Сонди принес другие фотографии и спросил: «Кто тебе больше нравится? А кто неприятен?» Это повторилось еще несколько раз. Всякий раз к одним портретам дети выражали симпатию, а к другим антипа­тию. Свой эксперимент Сонди перенес в клинику и начал предъявлять эти фотопортреты своим пациентам. Для чистоты эксперимента он дополнял портреты другими фотографиями с изображениями людей (но не лицами). Постепенно начали определяться конкретные фотопор­треты, на которые пациенты с тем или иным диагнозом давали схожие реакции симпатии и антипатии - начали проявляться закономерности. Сонди понял, что на конкретный фотопортрет, пациенты - носители кон­кретного диагноза - давали либо реакцию симпатии, ли­бо антипатии. Это были фотопортреты его сводных и родных братьев и сестер. После началась систематическая работа по созда­нию теста. В своей частной переписке с коллегами он просил присылать ему фотопортреты различных пациентов, диагноз, анамнез и судьба которых были известны в дета­лях. Из нескольких тысяч фотографий Сонди отобрал лишь 48, которые и сегодня составляют аппарат теста.
 
Ответив для себя на вопрос, почему люди выбирают друг друга, Сонди обнаружил, что генотропизм (бессознательный выбор) может распространяться не только на сферу любви и брака, но и другие области человеческой жизни. Вновь возникала масса вопросов. Почему у одних это проявляется в выборе партнера или супруга, а у других в выборе болезни? Почему одни счастливо вы­бирают профессию и становятся высококлассными профессионалами, а другие кончают жизнь самоубийст­вом? Почему в череде душевнобольных потомков появ­ляется совершенно здоровый и талантливый родствен­ник? Вопросы, вопросы, вопросы... Так начался новый этап научной работы Сонди - разработка судьбоаналитического учения.
 
В объяснении этих удивительных проявлений генотропизма Сонди обращается к уже известной концепции генетического груза Г. Меллера. Сонди отметил, что с точки зрения судьбоанализа генетический груз можно рассматривать как «Родовое бремя», в котором сокрыты негативный и позитивный потенциал развития конкретного представителя рода. Сонди акцентирует внимание на том, что адаптивные формы поведения передаются по наследству и младенец уже в генотипе имеет набор приспособительных реакций. И именно они детерминируют развитие психики индиви­да в определенном направлении, заданном его предками. Эти приспособительные реакции представляют собой глубинные экзистенциальные потребности, харак­терные для всех людей, но их специфика, сила, формы удовлетворения определяются у конкретного индивида особенностями каждого конкретного рода. Так, в область глубинной психологии Леопольд Сонди вводит понятие «родового бессознательного» - своеобразную форму притяза­ний предка на то, чтобы полностью повториться в жизни своего потомка «...в той же самой форме экзистенции, в которой она один или несколько раз проявляла себя в ли­нии всего рода». Тест Сонди становится ос­новным инструментом изучения скрытых закономерно­стей родового бессознательного и дает начало новому повороту в работе Сонди - Экспериментальной диагности­ке побуждений.
 
Для обоснования своего учения Липоту Сонди требовалось решить достаточно сложную методологическую проблему, которая охватывала бы, с одной стороны, целостность и единство форм человеческого существования, а с другой – учитывала все ее многообразие и широкую вариативность проявлений. Необходимо было предложить такую концептуальную категорию, в которой одновременно сочетались и раскрывались следующие составляющие человеческого бытия:  биологические и психофизиологические свойства индивида;  социальные условия жизнедеятельности человека и его ближайшего окружения; сознательная и духовная сфера личности, как фактор ее развития и  становления. Л.Сонди необходимо было учесть уникальность и самобытность каждой из этих человеческих «экзистенций» и в то же время найти всеобщий, объединяющий эти формы бытия эквивалент, некое интегрирующее понятие, которое, тем не менее, присутствует в каждой из них, имея свое собственное значение.
  
Именно поэтому в основу концепции Сонди легло такое  понятие, как «судьба». Судьба охватывает все возможности существования человека. С одной стороны она определяется заранее заданными факторами: наследственностью («генетическим материалом») и фундаментальными потребностями («природой влечений»), а также социальным и ментально-идеологическим окружением. А с другой стороны благодаря сфере Я человек может внутри определённых границ осуществлять свободный выбор и определять свою судьбу. Навязанность и свобода совместно делают судьбу индивида.
 
 «Мы говорим: судьба – это выбор, и различаем два типа действий, связанных с выбором. Во-первых, это бессознательные действия, управляемые наследственными задатками. На данном этапе бессознательные притязания предков направляют личность в выборе любви, дружбы, профессии, различных форм заболевания и способа смерти. Часть судьбы, которая бессознательно реализуется через латентный образ предков, мы называем родовой навязанной судьбой.  Во-вторых, это сознательные действия, которые направляются персональным «Я» личности. Эта часть судьбы является нашей персональной самостоятельно выбранной судьбой. Родовая навязанная судьба и персональная самостоятельно выбранная (или – «Я») судьба составляют целостность судьбы».
 
С точки зрения концепции судьбоанализа, существует ряд факторов, обуславливающих структуру навязанной и свободной судьбы:
  • Наследственные притязания  образов и фигур предков, которые действуют в родовом бессознательном личности.
  • Специфическая природа пробуждений, которая также имеет наследственное происхождение, но изменяется под воздействием бессознательной защитной деятельности «Я» в течение жизни и выражается в качестве индивидуальных потребностей и побуждений.
  • Социальное окружение, способствующее манифестации одних экзистенциальных возможностей, но препятствующее развитию других.
  • Ментальное окружение, т.е. мировоззрение времени, в которое живет личность, а также интеллектуальные способности и таланты, формирующие и управляющие его судьбой.
  • Сознательное «Я» с его стремлением к реализации, властью, образованием идеалов и «Сверх-Я», которое при благоприятных обстоятельствах посредством свободного выбора преодолевает границы навязанной судьбы.
  • Дух, с помощью которого можно достигнуть свободной судьбы.
 
Человек приходит в мир с клубком наследственно-обусловленных противоречий побуждений и структуры Я. Его персональная задача состоит в том, чтобы распускать этот клубок, осознать и построить из противоречивых «наследственных возможностей» предков свою собственную свободную судьбу. Однако, эта задача, не смотря на существование выбора, становится в каком-то смысле неразрешимой для человека в связи с тем, что его жизнь ограничена временными рамками, а проверить правильность того или иного выбора в будущем не представляется возможным. Решение этой проблемы Леопольд Сонди видел в духовном аспекте – в соединении Духа с Богом, его концепция буквально пронизана аспектами веры и бытия. Но, эту проблематику мы рассмотрим уже  в следующих статьях, так как невозможно охватить все аспекты концепции в рамках одной статьи, а чтобы прийти к целостному пониманию картины необходимо затронуть множество вопросов, которые в свое время ставил перед собой основатель судьбоанализа.
  
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку