Психологический порлат Psy-practice

Культ "себя": чем прекрасен и чем опасен

С развитием интернета культура индивидуализма активно просачивается на пост-коммунистическое пространство. Книги по личностному развитию занимают все больше полко-мест в книжных магазинах, а харизматичные мотивационные спикеры делятся на ютубе советами, как достичь успеха.

 

В то время как старшее поколение в присущей ему манере буксует, молодежь осознает необходимость держать руку на пульсе событий. Мир становится все более многонаселенным и мультинациональным. Чтобы обеспечить себе в изменчивом мире стабильность, мы изо всех сил стараемся шагать с ним в одну ногу.

 

Пока стереотипы, догмы и остальные опоры консервативного общества вылетают в окно, давайте рассмотрим, в чем состоит привлекательность индивидуализма для юных и прогрессивных:

 

1. Свобода выбора. Мириады возможностей.

 

В понимании “миллениалов” (людей, рожденных между 1989 и 1994 годами), советская культура была пропитана дефицитом и уравниловкой. Современное общество требует новых лиц и новых решений. Возможность выбирать свою профессию, религию и пол невероятно заманчива. Доступность материальных благ, ассоциируемых с комфортной и счастливой жизнью, открывается современному жителю Украины, России и Беларуси в полной мере. Человек получает возможность зарабатывать деньги не выходя из дома. Мы можем инвестировать свое время в качественное образование от передовых мировых университетов, о чем речь пойдет ниже.

 

2. Возможность учиться в комфортной манере.

 

Никогда еще осваивать новые навыки не было так просто. Интернет и книги по саморазвитию объясняют нам, что оспаривать общественные устои - нормально. Создать свой бизнес “на ровном месте” становится проще благодаря широкому распространению информации в свободном доступе. Чтобы поднатореть в любом деле, вплоть до изучения английского языка или искусственного интеллекта, необязательно покидать пределы квартиры. Достаточно просто зайти на YouTube.

 

3. Развитие критического мышления.

 

Вдохновившись капиталистическими веяниями, человек советский осознает, что его мнение имеет такой же вес, как и мнение политических лидеров, которым он и его родители отдавали почтение долгое время. Более того, челоевк признает свое право критиковать и не соглашаться с государственной верхушкой. Мы становимся психологическими подкованными и учимся манипулировать другими людьми в своих целях. Человек современности со временем понимает, что умение мыслить гораздо лучше работает в интеллектуальной эре, чем умение запоминать.

 

Отсюда развитие альтернативного подхода в образовании, когда ребенок получает возможность высказываться открыто касательно классической литературы (что неизменно критикуется консерваторами).


Так чем же может быть опасен культ личности?

 
  • Не в деньгах счастье.
Многие индивидуалисты уже успели себе уяснить, что материалистические устремления не приводят к долгоиграющему удовлетворению. Наш мир устроен так, что радость от приобретения дома, машины и навороченнего планшета в душе не задерживается - поэтому многие известные западные успешные “накопители” начинают поглядывать на духовный восток.
 
  • Нездоровое стремление к популярности. Манипуляции по отношению к окружающим.

Эволюционно путь развития человека складывался таким образом, что вечно нас бросает из крайности в крайность. Брутальные завоевания сменялись суровым церковным моралитетом. Со сменой поколений на постсоветском пространстве происходит закономерная вещь: вера в вождя и работу “на благо республики” вытесняется личным успехом, а еще кока-колой, свободой слова и секса и прочими удовольствиями, которые мы ассоциируем с капитализмом. При этом многие индивидуалисты настолько углубляются в развитие своего “я, я, я”, что полностью разучиваются сопереживать другому человеку. Победа одного ведет к поражению многих. Стремиться к успеху становится популярно, вплоть до того, что “достиженец” начинает идти по головам, толкаться локтями и игнорировать чувства других людей - вот во что может вылиться экстремальная форма индивидуализма.

 
  • Зацикленность на внешности.

    С появлением социальных сетей мы стали сравнивать себя с другими. Мы делаем это подсознательно. Как правило, мы не отдаем себе отчет в том, что наши повседневные инвестиции в основе продиктованы желанием “не выпасть” из тренда. Мы стремимся поддерживать некий счастливый, оптимистический образ. Наше лицо путешествует по разным странам и континентам, вылетает из самых разнообразных аэропортов, поглощает самую экзотическую, невероятную пищу. Мы чувствуем, словно наш долг - красноречиво объяснять другим, как мы достигаем успеха, не в меньшей мере дабы еще раз напомнить себе, что мы порядком на голову выше. Мы чувствуем, что каждую секунду мы на виду: отсюда озабоченность своим внешним видом. Зацикленность на фигуре, внешности, определенном типаже частично продиктована рекламой и журналами, однако не стоит забывать, что потребители - мы, и своим интересом мы только поощряем производителя выпускать поощряющий "гонки за идеалом" продукт.

О разрушительном влиянии социальных сетей на психику человека и что с этим делать я подробнее рассказала в статье “Сколько нужно времени, чтобы “сойти” с социальной сети”, с которой можно ознакомиться на этом сайте.

 
  • Конкуренция и престиж. Неуверенность в себе.

Вот парадокс: мы живем в обществе, где нам открыто рекордное количество возможностей, и тем не менее растущее количество подростков и молодых людей чувствует себя глубоко несчастными.

Как любая система, доселе известная человеческому развитию, культ личности порождает клейма. Общество начинает расслаиваться на “инноваторов” и “консерваторов”, на “великих” и “середнячок”. Учитывая, что каждый из нас видит себя отличающимся от других априори, нам больно ощущать, что те ценности, которые мы уважаем в себе, начинают порицаться другими. В образовании выделяется когорта “важных” и “неважных” предметов. Если ребенок показывает сильную заинтересованность физикой или технологиями, учителя воспринимают такого ребенка всерьез - в отличие от странного заросшего “хипстера”, нелепо бренькающего на гитаре. Таким образом, чем больше разрыв между “успешными” и “такими, как все”, тем более несчастными себя ощущают последние.


Классифицируя достижения и выстраивая людей в рейтинги, мы забываем акцентироваться на самой сути культуры индивидуализма:

 

Я уникален, но уникален и ты. Мы равны в нашей ценности для общества, но таланты наши разнятся. Я хорошо рисую и программирую, а ты отличный организатор. Так как же мы можем объединиться на равных, чтобы сделать мир лучше?

 

 




 
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку