У дочки проблемы с общением

Кутовая Наталия
3 сентября 2017, 22:02
Мне очень нужен ваш совет. Моей дочке 21 год. Она родилась с врождённой спино-мозговой грыжей, гидроцефалией. Сейчас она не ходит, передвигается на инвалидной коляске, у неё стоит шунт и от этого частые головные боли, пиелонефрит и почти постоянно температура. Где то лет в пять она начала заикаться, не сильно, но начала отвечать на вопросы коротко, чтоб не было заметно этой проблемы. Училась она в обычной школе, училась хорошо и на сегодняшний день она студентка 3 курса престижного ВУЗА. Поступала сдавая ЗНО, на общих основаниях и всем предметам получила хорошие баллы.  Учится она на стационаре и каждый день мы проделываем 2 часовой путь в Университет, прыгая по лестницам в метро, пересаживаясь на автобус, для неё это большое испытание (болит спина, головные боли).  Она вроде ответственно относится к учебе и много занимается, но вот недавно преподавательница сказала мне, что она совсем не активная на парах и очень мало отвечает, а письменные работы пишет хорошо, на чем и выезжает. На самом деле и со мной она очень малословна и я обратила внимание что со сверстниками с удовольствием переписывается, но при очном общении - больше слушает и наблюдает все со стороны. Как я могу помочь ей преодолеть этот страх общения, может есть какие то методики, нужен психолог или не трогать её и со временем все наладится? 

4 сентября 2017, 21:29
Наталья, спасибо за вопрос! Скорее не трогать, хотя Вам виднее. Так как дочке 21 год, и человек она, судя по Вашему посту, неглупый, она сама может решить, как ей лучше. Если ей комфортнее общаться письменно, она имеет на это право. Если она захочет улучшить свои устные коммуникативные навыки, она всегда сможет это сделать (но желание должно исходить у нее изнутри). ? почему Вы решили, что у нее страх общения? По-моему, стратегия "внимательно слушать и наблюдать со стороны" — очень даже умная и полезная стратегия общения. ?, опять же, по-моему, такой способ общения ничем не хуже любого другого. 
Кутовая Наталия
5 сентября 2017, 16:18
Спасибо Вам большое за ответ! 
Я обратила внимание, что когда к ней обращаются особенно малознакомые люди или не очень симпатичные ей люди, она отводит взгляд, начинает как то скованно вести себя, скручивает пальцы и пытается как можно быстрее окончить разговор. По ней видно, что для неё это стресс. Если же человек настроен очень позитивно и добродушно, то она общается, но при этом малословна и больше все-таки слушает, чем говорит сама. Мне кажется, что надо выходить иногда их зоны комфорта и преодолевать какие то свои комплексы. Но настаивать я не буду. Она, надеюсь, обязательно с этим справится и найдёт выход, возможно для этого нужно будет чуточку больше времени и чуточку меньше мамы :)
Ещё раз большое Вам спасибо.
Кутовая Наталия
5 сентября 2017, 16:28
Спасибо Вам большое за ответ! 
Я обратила внимание, что когда к ней обращаются особенно малознакомые люди или не очень симпатичные ей люди, она отводит взгляд, начинает как то скованно вести себя, скручивает пальцы и пытается как можно быстрее окончить разговор. По ней видно, что для неё это стресс. Если же человек настроен очень позитивно и добродушно, то она общается, но при этом малословна и больше все-таки слушает, чем говорит сама. Мне кажется, что надо выходить иногда их зоны комфорта и преодолевать какие то свои комплексы. Но настаивать я не буду. Она, надеюсь, обязательно с этим справится и найдёт выход, возможно для этого нужно будет чуточку больше времени и чуточку меньше мамы :)
Ещё раз большое Вам спасибо.
Гудыр-Наумова Дарья
7 сентября 2017, 11:24
Здравствуйте! Прежде всего, Вы большая молодец, что так переживаете о психоэмоциональном состоянии дочери. Главное всего в этой ситуации понять, комфортно ли ей так жить, как она живет, или нет. Что ее беспокоит? Чтобы она хотела изменить в себе, по отношению к друзьям и просто окружающим людям? Ведь мы все разные. Кто-то любит слушать а кто-то, лишь бы поговорить. Все должно исходить из нее. ? тогда уже решать, нужна ли Вашей дочери помощь специалиста или Ваша, или ей комфортно и так) Мудрости Вам!
Кутовая Наталия
12 сентября 2017, 18:59
Спасибо большое за ответ!
Наталия, здравствуйте. В вашем письме чувствуется тревога за состояние дочери. 21 год - это самое подходящее время для создания собственного направления и личной жизни. Отсюда и отстраненность от вас. По вашему письму чувствуется, что вы бы и рады ее отпустить, но в то же время вы понимаете, что ей недостает навыков для эффективного общения. 
?з ваших слов, общения она не боится, т.к. общается в переписке свободно. Ее только смущает очное общение.
Учитывая ее врожденный дефект, при отсутствии специальной пси-коррекции в детстве, можно предположить (точно определить можно только, разговаривая с  ней), что у вашей дочери развивался комплекс оценочного мнения "не такой как все дети", что уже давало повод сторониться общения.  Возможно на фоне него или по другой причине проявилось заикание. Ни с одним, ни со вторым комплексом девушка справиться не может. Она не знает как это сделать. Только немного она попыталась приспособить хотя бы заикание, коротко отвечая на вопросы.
Ее как и любого другого молодого человека нужно просто научить навыкам адаптации в социуме с такими отличительными особенностями, как у нее уже есть. 
Комплекс "инаковости" возникает на фоне того, что она пытается отрицать одну из своих сторон (или темную или светлую). Окружающие, по вашим словам, ее принимают без осуждения и насмешек. Дело в ее установке "инаковости". 
Предложите дочери обратиться к психологу, который сможет проработать ее установки относительно себя. ? заикание, особенно не явно выраженное, лечится специальными методами.
Кутовая Наталия
16 сентября 2017, 18:42
Я очень благодарна Вам, за ответ.
Чтобы оставить сообщение, необходимо авторизоваться.

Назад к теме