×
Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.


Уважаемый читатель сайта!
Приглашаем присоединиться к нашим социальным страницам. Спасибо, что ты с нами!
Спасибо, я уже с вами!
Авторизация Регистрация
Логин:

Пароль:
psypractice

Топ публикаций

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.


Мы в соцсетях
Новое на форуме

Перейти на форум

Укажите ваш E-mail


подписаться

Жертва vs. Автор

05.06.2016 23:28:50
Подписаться на автора
2729
Жертва vs. Автор
Жертва vs. Автор


Ни советов ни рекомендаций здесь не будет, не будет выводов или подробных объяснений причин. Это простое описание наблюдений, в первую очередь за собой, но и за теми с кем я встречаясь взаимодействую как в профессиональном контексте, так и в повседневном. Наблюдения собирательные в виде образов и метафор. Героев два: первый – Жертва, второй – Автор. 

Так уж вышло, что слово Жертва – женского рода, а Автор – мужского. Сексизма с моей стороны здесь нет. Женщин я люблю и отношусь с любовью, трепетом и заботой в той степени, что раскрыта и знакома мне. По поводу полов жертвы и автора, скажу что всё, что вы прочтёте ниже, и в чём, возможно, частично или целиком встретите себя – всё это в абсолютно равной степени относится как ко многим мужчинам, так и ко многим женщинам. Дело совсем не в половых различиях. Дело только в тех условных базовых психологических программах, которыми функционирует человек. Одни программы при этом несут страдание, боль, серьёзность, тяжесть, манипулятивную обусловленность, а другие радость, лёгкость, благодарность и любовь. Но об этом чуть дальше.

А теперь поставим наших героев в разные контексты-обстоятельства и посмотрим на вселенную вместе через их призмы – иллюминатор Жертвы и открытый кадиллак Автора.

 

Умение пребывать в нежелательном, неблагоприятном

Жертва
Всегда ищет причину во вне, на взгляд жертвы причина всегда во вне, где-то снаружи: в родителях, муже, работе, детях, сложном детстве, недугах со здоровьем. Причина и источник любой нежелательной ситуации для жертвы всегда где-то снаружи: где угодно, но не в себе. Не находя причину снаружи, жертва акцентируется на поиске, до тех пор пока не сумеет логически прийти к умозаключению, что виноват кто-то или что-то – кто угодно, господь бог, путин, масоны или несправедливый социум. Зачастую умозаключения довольно абсурдные, и поверить в них самому оказывается не просто, поэтому жертва активно ищет согласия и поддержки своим взглядам снаружи, среди друзей и знакомых, ищет тех кто готов поддакнуть, пожалеть и поддержать жертву в таком уютном и хорошо знакомом жертвенническом взгляде. В страхе неблагоприятного, жертва вынуждена активно контролировать жизнь и происходящее. Жертве свойственно серьёзное отношение к событиям, нежели игривое. Пессимизм и грусть, нежели весёлость. Раздражительность и агрессия, нежели теплота и радость. Конечно не всегда, но порой, зачастую.

Автор
Встречая нежелательное, умеет смотреть на себя как на причину, как на исток происходящего. Умея смотреть на себя как на причину, умеет замечать и признавать собственную нечувствительность и ошибки. Признав собственную нечувствительность, открывает возможность для чувствительности и подобные грабли впредь не встречает. А если встречает, учится даже в нежелательном обнаруживать красоту и радость. И оказывается – такое возможно.

 

Встречая долгожданное, желанное

Жертва
Встречая радость, встречая похвалу, любовь, порядочность, уважение, заботу окружающих людей, осознанно или нет, но жертва склонна приписывать заслуги происходящего всегда себе: своему уму, красоте, мудрости, навыкам, заслугам, телу. «Это я такая красивая, поэтому меня любят». «Это я такой умный, поэтому у меня так много хороших друзей». «Это я такой мудрый, поэтому сын у меня учится на пятёрки, ведь гены – мои». Порой у жертвы встречается зеркальное поведение: жертва может бояться и отталкивать любую заботу или похвалу, нарочито отрицать свои заслуги. Но суть такого отрицания та же – сильная, страстная к ним привязанность.

Автор
Благодарит за чудо, за возможность встречи с подобным. Умеет видеть красоту и глубину того кто испытывает к нему радость, любовь, заботу: тот кто испытывает любовь – дело всегда в нём, это он такой, что ему доступно это испытывать. Автор разучился приписывать заслуги себе в каком бы то ни было контексте, но здесь это не ложная скромность. Успехам тех кто рядом умеет радоваться на столько же на сколько и своим: не видит границы между радостью за себя и за близкого.

 

Встреча с ошибками

Жертва
Пеняет на кого угодно вокруг, причины неудач умеет умело сваливать на окружение. Жертва не готова открыто признавать свою ошибку. Поэтому навостряется миллионом и одним методом, как объяснить свою непричастность или невиновность. Жертва – лучший адвокат. Ошибок боится и тщательно избегает. Из-за этого испытывает перманентный страх и тревогу, зачастую того не осознавая. В заметании следов жертва достигла совершенства и в состоянии убедить не только окружающих, но и порой саму себя, перевернув простые жизненные факты буквально наизнанку и умудрившись в них уверовать, лишь бы нивелировать собственные косяки.

Автор
Видит ошибки неизбежной частью жизни. Падая, автор умеет подниматься, не оглядываясь на прошлое. И даже если поднявшись, автору больно и нелегко сделать следующий шаг – если в шаге есть жизненная необходимость, ничто во вселенной автора остановить не сможет. Автор умеет деликатно лавировать в меняющихся обстоятельствах, изменять стратегию, планы, бросать то что казалось разумным и неоспоримым буквально мгновение назад, автор остаётся текучим как вода. Будучи буквально встроенным в саму жизнь, чувствуя жизнь глубоко, автор умудряется радоваться даже ошибкам, извлекая из них непосредственный опыт.

 

Встречая незапланированное

Жертва
Паникует. Склонна закрываться, буквально как страус – головой в песок. Прерывает любую деятельность и окукливается как спора, замирает, столбенеет. Может начать суетиться, выплёскивая суету наружу в виде активных назидательных команд, советов – усиливает контроль за всем что происходит снаружи до доступного жертве предела. Происходящее не осознаётся. Как только градус незапланированности падает, до привычно комфортного – жертва может опомниться и заметить, что какое-то время буквально пребывала как во сне. Незапланированное избегается. Это связано со страхом ошибок и страхом потери ощущения контроля, безопасности. Жертва предпочитает закрываться, обосабливаться, прерывать и избегать любых контактов – лишь бы сохранить статус-кво – статус жертвы.

Автор
Планам предпочитает их отсутствие, но и не избегает планирования, если в этом есть потребность. В отсутствии планов ощущает себя как рыба в воде. Автор явно видит всю иллюзорность и тяжесть контроля; сопротивлению предпочитая любопытство, игру, лёгкость. Умеет быть легко в самых острых ситуациях и меняющихся обстоятельствах, отчего жизнь отвечает автору тем же – лёгкостью. И ситуации вместе с обстоятельствами могут разрешаться буквально волшебным никак неописуемым словами или логикой способом.

 

Намечая и воплощая намеченное

Жертва
Активно планирует, скрупулёзно продумывая мельчайшие детали. Жертва склонна в первую очередь тратить время на продумывание самого незначительного и маловажного, к самому острому и ценному переходит в последнюю очередь, зачастую уже в собственными руками сконструированном состоянии усталости, упадка сил, запросто может довести себя до апатии так и не сделав первого шага. Жертва склонна спешить, и активно стремиться к цели. Спешка ведёт к ошибкам, и порой к потере удовлетворения от процесса. Умеет прятаться от насущных задач за рассеянностью, упадком сил, леностью. Жертва склонна зацикливаться, сталкиваясь с сиюминутным тупиком, а тупиков случается очень много, как раз от того, что жертва не умеет отсеивать зёрна от плевел, центр от периферии. Занимаясь незначительным, жертва автоматически не видит в этом смысла, не видит отдачи, поскольку вместо того чтобы вкладывать ресурс в самое острое, необходимое и ценное на данный момент – ресурс сливается в незначительные мелочи. В целом жертва редко ощущает удовлетворённость от почти любых повседневных занятий. И не с проста: когда центр не обнаружен, сложно ощущать удовлетворение. Жертва не умеет себя чувствовать и, соответственно, не умеет вовремя сделать паузу для отдыха, отчего в определённый момент в деятельности пропадает всякое содержание, она происходит в холостую. Жертва не умеет оставлять намеченное, даже если это потеряло актуальность, оставив дело, жертва испытывает вину и угрызения совести. «Все дела нужно завершать, а если не завершаешь, то лучше и не браться» – подобный лозунг как нельзя лучше характеризует взгляд жертвы.

Автор
Разучился спешить, но научился не спешить. Какие бы острые и насущные дела не реализовывались, автор умеет оставаться в покое. Порой и с автором случается спешка, но автор умеет вовремя остановиться и позволить спешке утихнуть, а затем позволить себе не спеша вернуться к задуманному, если это всё ещё актуально. Не боится бросать задуманное, если оно потеряло актуальность. Явно видит отсутствие надобности «завершать всё начатое». Самое ценное для автора – это счастье, покой, удовлетворённость, а и то и другое и третье не всегда нуждается в завершении. Автор знает, что задуманное изначально, в процессе может запросто видоизмениться вплоть до неузнаваемых черт, но автора это не смущает: если есть радость, а радость у автора есть – то всё в радость.

 

Воспоминания

Жертва
Склонна купаться в мечтах и воспоминаниях, и в зависимости от настроения либо многократно усиливая негативные воспоминания, либо преувеличивая значимость позитивного, либо отрицая, либо принижая значимость, либо пытаясь что-то забыть – будто этого и не было. Суть жертвы в воспоминаниях – усиливать. Воспоминания для жертвы зачастую выглядят гораздо интересней и радужней текущей реальности. От жертвы вы можете часто услышать фразы начинающиеся с «вот раньше …» или сетования вроде «вот в прошлом году такой слякоти не было». Жертва предпочитает жаловаться, купаться в недоступном, избегая доступного. Помимо усиления, суть воспоминаний жертвы – избегать, жаловаться, жалеть, или обвинять, и оставаться в мыслях правой. Жертва может часами разрисовывать «в голове» диалоги, в которых доказывает свою правоту и непогрешимость, умело и чётко указывая оппоненту на промахи, дожидаясь капитуляции оппонента в виде извинений и признания его ошибок. Так же жертва можно жалеть о не сделанном вовремя шаге, проигрывая в тысячный раз одну и ту же историю, или жалеть себя, пеняя на маму, папу, дурака - первого мужа, который «украл» лучшие годы. Воспоминания для жертвы в основном ярко полюсные: либо чёрное, либо белое; либо точно хорошо, либо точно плохо.

Автор
Автор не нуждается в воспоминаниях, но воспоминания с автором могут случаться. Для автора жизнь на порядок интересней, ярче и заманчивей суррогата былых образов. Прожитого для автора как бы и нет, но есть настоящее, которое - каким бы ни было - всегда берёт пальму первенства у былого.

 

Мечты

Жертва
Любит мечтать. Предпочитает выдуманную реальность текущей, доступной сейчас. Там всё гораздо красивее, интересней, радужней, милей, разумней, справедливей – так выглядит жизнь если смотреть взглядом жертвы. Мечта для жертвы как спасительная таблетка от суровости и несправедливости окружающей действительности – место где можно согреться, успокоиться, побыть тихо, мирно с самим собой. Вместо мечт, жертва может активно убегать в планы или размышления «ах, вот если бы …, то я бы …» «если бы он был таким и таким …, то вот тогда бы … я бы …»

Автор
Предпочитает текущую реальность какой бы она ни была: сложной или простой, удачно складывающейся или в данный момент не столь, автор готов оставаться здесь, целиком в этом и встречать здесь всё то что есть. Но встречать не инертно, не отсиживаясь в безопасном окопе, а встречать целиком, проживая всё что происходит. Убегать от жизни автор разучился, автору интересней всего встречаться со всем тем что жизнь преподносит, смело, искренне, игриво.

 

Молитва

Жертва
Просит. Контекст просьб может быть очень разным, от мира на Земле, справедливости, благ, изменения ситуации к лучшему, устранения бед, болезней, до удовлетворения желаний, но сути это не меняет. Суть жертвы в молитве – просить.

Автор
Если с автором случается молитва, автор Благодарит. Для другого молитва с автором случиться не может.

 

В отношениях

Жертва
Привыкла нуждаться во внимании, любви, заботе. Напрямую, без требований, ожиданий и претензий, об этом жертва говорить не умеет и не хочет, ведь это бы сделало из жертвы мгновенно автора. Любые отношения воспринимаются через призму долга и обязанностей. Озвучивать свои потребности не умеет, предпочитая уютное болото манипуляций. Если жертва манипулировать не научилась, то в отношениях жертва обычно занимает пассивную, безвольную, равнодушную позицию. Но чаще жертва как раз умеет манипулировать, при чём очень хорошо, до тех пор пока не встречает автора. А автора жертва встречает редко, чаще жертва встречает жертву, и в таком взаимном симбиозе, который скорее похож на взаимный паразитизм, жертвы в основном и существуют: требуя, предъявляя претензии, затаив и продолжая чутко копить взаимные неудовлетворённости, недосказанности и обиды. Зачастую жертва всегда оставляет за пазухой парочку или хотя бы один отступной вариант, на случай если вдруг чего, ну мало ли чего… Таким образом так никогда целиком не оставшись в том что есть, не окунувшись в это с головой, ну и не прожив, не прочувствовав, так и не насладившись. Жертва в самый острый момент, испугавшись, запросто убежит, убежит от острых вопросов которые требуют смелости и решимости открываться, взаимодействовать и искать возможности вдвоём. Предельной честности и искренности жертва боится, потому что это автоматически потребует раскрывать собственное лукавство, а у того кто умеет взаимодействовать через манипуляции, поверьте, этого достаточно. Жертва запросто теряется среди идей, не умея отличать где идея, а где реальность, жертва запросто бежит за звоном бубенца в соседнем дворе, в то время как в собственном шкафу лежит пара ящиков тех самых бубенцов. Жертве всегда мало, чего-то не хватает, что-то не то, даже если временами и то, то не на долго. Жертва умеет и любит замечать изъяны и с радостью однажды начинает делать это с тем кто рядом, о собственных изъянах жертва при этом конечно же предпочитает умалчивать, прятать и не замечать. Причина неудовлетворённости в отношениях для жертвы, как и во всём остальном – всегда снаружи.

Автор
Разучился убегать. Готов быть со всем тем что происходит, умеет радоваться тому что есть, не нуждаться в чём-то другом, умеет довольствоваться и радоваться глубоко, искренне и целиком даже малому, если сейчас доступно малое. Наивысшую радость испытывает разделяя взаимное бытие с партнёром, умеет насыщаться простым пребыванием рядом, умеет наслаждаться каждым мгновением рядом. Автор разучился винить и обижаться, автор предпочитает делиться и взаимодействовать, предпочитает разрешать любые взаимные шероховатости (а в отношениях если они искренние этого всегда полно) через контакт, через общение и взаимодействие. При этом автор разучился обвинять, требовать, ждать, предъявлять претензии, но автор умеет делиться собой, раскрывать себя, и, раскрыв себя, оставаться уязвимым, буквально бескожим. Автор умеет любить и быть благодарным тому что есть, даже несмотря на то, что кто-то рядом этим с радостью может воспользоваться.



Теги: жертва, автор, психотипы, шаблоны поведения, взаимоотношения
Понравилась статья? Читай больше вместе с нами


Подписаться на новые комментарии к этой статье:
Подписаться
  • А возможно, чтобы в человеке уживались оба - и жертва и автор? Я, вот, нашла в себе и то и другое.
  • А возможно, чтобы в человеке уживались оба - и жертва и автор? Я, вот, нашла в себе и то и другое.
  • Анатолий, скажите, если поведение человека непонятно (ни то, ни сё), как вести себя с ним? По-авторски или жертвенно?)) Стоит ли сказать прямо о том, что не нравится в отношениях и чего хотелось бы и сделать акцент на своей самодостаточности и независимости? Или любыми путями пытаться сохранить отношения, надевая маску идеально-хорошей партнерши и безумно-скучающего существа? Проще говоря, жестко, прямо или мягко, закоулками?


Другие публикации автора:




яндекс.ћетрика