Психологический порлат Psy-practice

Работа горя

Работа горя – это внутренняя деятельность, которую производит наша психика по совладанию с утратой, что заключается в признании реальности произошедшей потери, а также постепенному изъятию вложенной нами психической энергии (любви, привязанности, внимания, душевных сил) из образа утерянного объекта в нашей душе и возврате ее в собственное Я, в свою личность. Утерянным объектом может быть как любимый человек, так и то, что было нам дорого, с чем мы себя связывали – например, место жительства, работы, любимое дело, родина, наши идеалы, верования и т.д.

Этот процесс сопровождается сильной душевной болью, возникающей из-за «прорыва» наших психических защит (условно говоря, фильтров, через которые мы смотрим на мир и которые берегут нас от признания неприятных и невыносимых фактов реальности), а также из-за сильнейшего разочарования в том, что надежда на возвращение утерянного сбудется.

По окончании работы горя, по завершении времени горевания, изъятая энергия возвращается к нам обратно, что дает возможность вкладывать ее в новые объекты, новые отношения, новую деятельность. При этом образ потерянного объекта находит свое место в нашей душе, уже не вызывая такой сильной боли, а время, проведенное с ним, встраивается в систему воспоминаний в качестве приобретенного опыта, мысли о нем сопровождаются чувством, которое можно назвать «светлой памятью».

Как писал Бенно Розенберг, работа горя парадоксальна: она стоит на страже будущего и служит нашему Я, которое ответственно за проживание в реальности здесь и сейчас ( возвращенная энергия питает нас, давая возможность создавать новое), но эта работа может быть проделана лишь путем неоднократного «перепроживания» прошлого – ведь она производится в результате актуализации воспоминаний об утерянном объекте.

Когда мы возвращаемся в мыслях об утраченном, перебираем старые фотографии, либо вещи ушедшего, связанные с ним мелочи, слушаем песни, напоминающие о нем, посещаем места, где были вместе с любимым человеком, говорим с людьми, которые помнят его, поливаем цветы, что он посадил и т.д.– в это время наша психика производит болезненную работу горя, и изымает энергию из прошлого, направляя ее в наше Я, чтобы по завершению этого процесса мы смогли бы начать жизнь с опорой не на безысходное чувство потери, а на опыт, который навсегда остается с нами.

Эта работа требует больших затрат психической энергии, которую горюющий изымает из окружающего мира, актуальных отношений, а также времени и способности выдерживать боль. В связи с этим человек словно отрешается от всего, он не может вести тот же образ жизни, так же активно участвовать во взаимоотношениях с окружающими людьми, как это было до момента утраты.

Именно поэтому не работают советы «забудь», «отвлекись», «нового найдешь», «займись чем-нибудь другим, что поднимет настроение», «не вспоминай, не береди свои раны» и проч., когда процесс оплакивания еще не завершен. Лишь когда у нас есть достаточно времени, возможности и душевных сил, чтобы помнить и переживать потерю, у нас больше шансов завершить горевание и адаптироваться к жизни без покинувшего, начать строить свою судьбу без него.

В случае, если в силу различных обстоятельств работа горя не может быть проделана, наша психика, которая всегда стремится к продолжению жизни, находит другие способы адаптации к потере, например: депрессия, самоуспокоительная деятельность (трудоголизм, алкоголизм, сильные перегрузки в быту, спорте, навязчивые стремления к развлечениям, которые не приносят удовольствия и служат способом уйти от невыносимых переживаний и т.д.), либо приходит к соматическому решению и развивает болезни разных степеней тяжести.

В. Ворден указывает на следующие факторы, которые могут осложнять процесс горевания:

а) Особенности отношений с покинувшим человеком, такие как:

• сильная амбивалентность (одновременное сосуществование противоречивых чувств по отношению к нему – любви и злости, гнева и привязанности);

• скрытая враждебность;

• нарциссический тип отношений, при котором его уход человека наносит непоправимый урон социальному и психическому функционированию горюющего, его чувству собственной полноценности;

• отношения сильной зависимости, насилия;

• такие, отношения, где потребности горюющего в любви, заботе, привязанности не удовлетворялись.

Парадоксально, но именно хорошие, теплые отношения, полные любви и взаимной привязанности помогают психике горюющего быстрее отпустить ушедшего, в то время, как сложные отношения, неудовлетворенность в них во время совместной жизни затрудняют процесс горевания.

б) Обстоятельства, при которых произошла потеря:

• внезапность, насильственность потери;

• невозможность увидеть фактическую смерть, например, когда человек «пропал без вести»;

• накопление травм – множество повторяющихся травматических событий, актуальных на момент утраты;

• чувство вины за то, что «не сделал все возможное», чтобы ушедший остался;

• «стыдные» и социально неприемлемые обстоятельства потери (тюрьма, венерические заболевания, суицид, алкогольная или наркотическая зависимость) приведшие к смерти.

в) Личная история горюющего – количество пережитых утрат, разочарований в прошлом и незавершенное горевание по ним, например, утрата близкого в раннем детском возрасте при том, что окружение, не способно было дать достаточной поддержки для ее переработки, небезопасная привязанность.

г) Особенности личности горюющего, такие как: психическая хрупкость, сложности в переживании разочарований, тенденции к избеганию переживаний, их подавлению, высокая чувствительность к стыду и ощущение чрезмерной ответственности.

д) Особенности взаимодействия в семье, такие как отсутствие способностей близких к взаимоподдержке, разрешения проявления чувств и эмоций, способности окружающих принимать и разделять чувства других, невозможность взаимной замены ролей в семейной системе.

е) Социальные условия, отсутствие у горюющего возможности получать помощь в его окружении, в том числе материальную (в случае сложных обстоятельств) и психологическую поддержку и т.д.

Литература:

1. Трутенко Н.А. Квалификационная работа «Горе, меланхолия и соматизация» в Институте психологии и психоанализа на Чистых прудах

2. Фрейд З. «Печаль и меланхолия»

3. Фрейд З. «Торможение, симптом и тревога»

4. Ворден В. «Понимание процесса горевания» 

4. Рябова Т.В. Проблема выявления осложненного горевания в клинической практике

5. Розенберг Б. «Мазохизм жизни, мазохизм смерти»

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку