Итак, переживание является целью описываемой терапевтической модели. Вместе с тем, она может быть достижима лишь в контакте с определенными свойствами. А такими свойствами являются – чувствительность, осознавание, свободный выбор и присутствие. По совместительству эти свойства контакта являются также применительно к практике психотерапии необходимыми условиями для восстановления переживания и, следовательно, задачами психотерапии, фокусированной на переживании.
Чувствительность является источником всех процессов, происходящих в контакте, а следовательно, и в поле. Если чувствительность ослаблена или утрачена, то осознавать и переживать не нужно вовсе. Поле как бы замирает в рамках структуры, сформированной текущей self-парадигмой. Поэтому задача терапевта заключается в том, чтобы помочь восстановить полевую динамику. Учитывая, что чувствительность это свойство контакта, терапевт, являясь его агентом, может феноменологическими проявлениями своего присутствия дать возможность клиенту впечатлиться происходящим в поле. Например, это может быть отклик терапевта на рассказ клиента или реакции на поведение последнего в терапии. То, что ещё мгновение назад клиент просто не замечал, сейчас он не имеет возможности проигнорировать. Например, боль или страх, которые почувствовал терапевт во время рассказа клиентом истории своей жизни, могут служить таким источником восстановления чувствительности. НО при одном условии. А именно – эти факты сознания терапевта должны быть размещены в контакте для клиента, и терапевт должен в них присутствовать. В противном случае они могут остаться «звуком радио». Скорее всего клиент даже предпримет все, что угодно, чтобы не услышать терапевта и не впечатлиться его словами, поскольку они с необходимостью содержат в себе угрозу для клиента столкнуться с тем, от переживания чего он отказывается.
Я, кажется, предупреждал, что двигаться по этой теме мы будем быстро. Положим, что терапевту удалось повысить чувствительность терапевтического контакта. А это значит, что вопрос «Изменилось ли что-то в поле?» уже не стоит, поскольку ответ на него появляется довольно быстро. Но появляется следующий вопрос – «Что изменилось?», который отсылает нас к ещё одному фундаментальному свойству контакта – осознаванию. Надеюсь, для вас уже не звучат необычно тезисы о принадлежности чувствительности и осознаванию полю.
Каким же образом терапевт может повысить качество осознавания в контакте? Поскольку осознавание в некотором смысле «одна функция на двоих» - вспомните базовый тезис психотерапевтической феноменологии описываемой модели «я такой потому, что ты есть» - до тех пор пока природа поля не восстановлена в едином потоке переживания, источником осознавания может быть феноменологический поток пока только в одном из секторов поля, называемом «терапевт». Хотя, способность клиента осознавать происходящее в поле не бывает практически никогда тотально нарушена. Строго говоря, источниками феноменологической активности в поле до восстановления единого потока переживания являются оба сектора поля – терапевт и клиент. Иначе говоря, феномены в терапии для будущего процесса переживания «добываются» в «шахтах сознания» и терапевта, и клиента. Почему я всегда делаю эту оговорку – до восстановления процесса переживания? Потому что в этот момент становится очевидной принадлежность осознавания полю. До этого времени иллюзии структуры поля в виде его сегментов «терапевт» и «клиент» гораздо более сильны.
Движемся далее, несмотря на то, что лишь прикоснулись к этой теме. Если нам удалось в процессе психотерапии и восстановить чувствительность, и значительно расширить поток осознавания, то появляется новая проблема – выбор. Так же как в случае утраты чувствительности человеку просто нет необходимости что-либо осознавать, в случае незначительного объёма феноменов в поле не нужно было ничего выбирать. А сейчас жизнь человека значительно осложнилась. Это даже не предмет спора – она усложнилась по определению, поскольку, реализовывая предыдущую задачу, мы смогли значительно увеличить количество феноменов, которые теперь клиенту придется учитывать в своей жизни. А до сих пор было не нужно – следовательно, до психотерапии жизнь была проще. Именно по этой причине я довольно часто повторяю, что психотерапия – это последнее в очереди место, куда следует обратиться за упрощением жизни.
Большинство из клиентов до прихода на психотерапию не имели опыта свободного выбора. Решения в жизни, безусловно, принимали, но вот выбор не делали. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед терапевтом, заключается в создании культуры выбора в противовес культуре решений. К слову сказать, то же имеет значение и применительно к предыдущим задачам терапии – терапевту важно сформировать в терапевтическом контакте культуры, в которой источником осознавания является не мое личное сознание, а поле. Тогда и процесс осознавания превратится из волевого акта по «добыче феноменов» - в спонтанный феноменологический процесс, которому просто нужно отдаться. Переоценить значение открытия этой разницы для психотерапии, фокусированной на переживании, невозможно.
Но вернемся к задаче восстановления свободного выбора. Напомню, что выбор в отличие от принятия решения – элементарный психический акт, являющийся источником витальности поля. Внутри его природы уже заложены все основания для него. Он не нуждается ни в рациональном, ни в эмоциональном обосновании. Задача терапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту приобрести опыт выбора. Почувствовав эту разницу с принятием решения, человек никогда не спутает их. Разумеется, как и в предыдущих случаях с восстановлением чувствительности и осознавания, необходимым условием для формирования культуры свободного выбора является соответствующий опыт и соответствующая свобода у терапевта. Ведь диалогово-феноменологическая психотерапия – это в некотором смысле терапия самим терапевтом. О частных аспектах реализации этой и других задач мы поговорим немного позже.