Психологический порлат Psy-practice

Обретая целостность: путь Фионы

Ночью одна, а днем другая…

 

Статья написана на основе фрагмента из книги «Сказочные истории глазами терапевта», написанной совместно с Натальей Олифирович.

Башня Фионы

Согласно сценарию фильма, Фиона –  девушка, живущая/заточенная в башне.

Башня символизирует замкнутый, закрытый мир с жесткими непроницаемыми границами. Вход в башню охраняет Дракон, контролирующий, агрессивный, уничтожающий всех, кто пытается приблизиться к принцессе или попасть вовнутрь.

Башня и Дракон выполняют функции защиты Фионы, которая должна пройти определенные, заранее предопределенные этапы жизненного пути, заключенные в определенных скриптах или сценарных решениях. Суть сценария в следующем: она должна быть красивой, слабой, беззащитной и ждать, пока ее не спасет сильный, статусный, самодостаточный мужчина – герой, чтобы впоследствии стать его женой. Вся жизнь Фионы подчинена этому сценарию: она не живет, не развлекается с подругами, не общается с людьми. Она ждет...

Башня Фионы – это мир ее идеальных представлений. Многие современные девушки обладают схожим набором установок, считая, что в их жизни в какой-то момент вдруг появится герой – сильный, социально успешный мужчина. Он почему-то решит все ее проблемы (профессиональные, финансовые, психологические) и возьмет на себя ответственность за их жизнь. Эти иллюзии обычно разбиваются при встрече с реальностью. Поэтому девушке нужен защищающий ее Дракон. Многие так и проживают всю жизнь с Драконом, не дождавшись прекрасного освободителя, и умирают с ощущением, что их обманули.

Согласно вышеупомянутому сценарию, чтобы освободить принцессу, герою необходимо вступить в бой с Драконом. В терапии это схоже с работой с сопротивлениями, которые поддерживают идеализацию, сохраняя привычный образ своего Я, и которые необходимо преодолеть терапевту, прежде чем он реально встретится с клиентом.

Разрушение сценария

Многие годы Фиона провела в заточении башни, вынашивая идею, как именно и кто должен спасти ее от Дракона. Согласно сценарию, ее должен спасти прекрасный храбрый принц. Этот принц, действуя в соответствии с определенными и четкими правилами, должен был вступить в жестокий бой с драконом, убить его, затем найти и поцеловать принцессу, посадить ее на коня и увезти туда, где они будут «жить долго и счастливо». Однако все принцы, действующие «по правилам»,погибали, а их кости оставались в башне навсегда.

Уже при первой встрече Шрек нарушил весь ее замысел: не поцеловал Фиону, как должно было быть по ее сценарию, а схватил за руку и потащил из комнаты. Данный эпизод выглядит как попытка разрушения стереотипа. Шрек совершает неожиданное действие, которое является наиболее адекватным для этой ситуации и позволяет ему выжить и сделать то, для чего он проделал свой путь, – спасти Фиону. Он не желает действовать по сценарию Фионы – не зря книга со сказками висит у него в уборной в качестве туалетной бумаги и не является для него «священным писанием» и руководством по жизни.

Неудивительно, что не соответствующее идеальным представлениям поведение Шрека вызвало возмущение и даже ярость у Фионы. Ведь он даже не подумал о том, чтобы убить Дракона, превышающего его силой и размером. Он не читал «кодекса чести рыцаря» – книга выполняла для Шрека другую функцию, ясно отражающую его отношение к подобного рода предписаниям. Он прокрался в башню, в то время как Осел отвлекал Дракона, и схватил Фиону, даже не попробовав ее поцеловать.

–  «Да какой Вы рыцарь!» – в сердцах восклицает принцесса.

– «Да какой уж есть», – отвечает Шрек.

Зато его действия позволили достичь цели – спасти принцессу из башни и остаться в живых. Ведь по сценарию Дракона обязательно нужно убить. Но есть более мягкие способы работы с защитами – отвлечь, переключить, подружиться. Как раз действия Шрека могут послужить хорошей иллюстрацией современного подхода в психотерапии к работе с сопротивлением. Шрек здесь действует как опытный терапевт: отвлек, переключил Дракона и смог выполнить свою миссию по спасению Фионы.

В терапии мы сталкиваемся со схожей ситуацией, работая с клиентами, живущими в мире своих фантазий, интроектов, нежизнеспособных представлений. И тогда единственным способом, позволяющим вернуть клиента к реальности, является аутентичное поведение самого терапевта, который может оставаться  смелым и честным, не поддерживающим сценарные ожидания клиента и его привычные и дорогие ему иллюзии, несмотря на его желание оставаться в мире своих грез.

Встреча с разочарованием

Фиона вырывается из замка благодаря тому, что Шреку удалось разорвать стереотипный способ действий по ее спасению.

Однако успешное спасение принцессы не решает всех проблем героев. За избавлением от иллюзий неизбежно наступает этап разочарования и необходимости строить новые формы отношений с миром, другими, собой. Они так долго жили определенным образом и с определенными представлениями и паттернами поведения, что их невозможно одномоментно изменить. Ведь Шрек долгое время не видел ничего, кроме своего болота, а Фиона – кроме своей башни. Героям нужен новый опыт, нужны эксперименты, риск, креативность для встречи с другой реальностью.

Так и в терапии клиенту в течение длительного времени необходима поддержка, благодаря которой он сможет пережить ряд разочарований, прежде чем будет способен получить, осознать и ассимилировать новый опыт, позволяющий по-другому выстраивать значимые отношения.

Нашей героине Фионе пришлось столкнуться с целой чередой разочарований: Шрек оказался не прекрасным мужчиной, а зеленым огром; в критических ситуациях ей пришлось самой не только отстаивать свою честь, но также спасать жизнь Шрека и Осла; ее герой оказался далеко не идеальным рыцарем из ее сказок… Однако она оказалась способной меняться, что позволило Фионе получить новые переживания, осознать собственные ресурсы и даже получить опыт первых в ее жизни романтических отношений.

Тайна Фионы

Однако возникшие между нашими героями отношения не могли развиваться дальше вследствие наличия у Фионы тайны. Тайной Фионы является ее двойственность: из-за наложенного на нее проклятия она каждый вечер после захода солнца превращается из прекрасной принцессы в огра. Именно поэтому родители поместили ее в башню – согласно предсказанию, ее спасет прекрасный принц, и после ее поцелуя она обретет «окончательную форму», то есть станет человеком навсегда. Таким образом, в Фионе присутствуют две разобщенные части, одну из которых она тщательно прячет.

В терапии мы сталкиваемся с проявлениями расщепленной идентичности в ситуациях, когда клиент не может ответить на вопрос: «Кто Я?», или когда его представления о себе хаотичны, отрывисты, противоречивы. Такие люди испытывают стыд и страх, что кто-нибудь узнает правду, какие они на самом деле. Так и Фиона, обладающая двумя полярными представлениями о себе (прекрасная принцесса – чудовище), не нашла в себе смелости сразу признаться в этом Шреку, и наши герои, несмотря на симпатию друг к другу, вынуждены были расстаться из-за секретов и недоговоренностей, связанных со страхом отвержения.

Обычно тайны, связанные с наличием «спрятанных», «стыдных» частей, появляются в результате травматического опыта клиента. Это может быть сексуальный абъюз, хроническое пренебрежение или отвержение, физическое насилие. Клиент не хочет вспоминать ни обстоятельства, ни ситуацию насилия, но эта темная часть его травмированного я появляется, как тень, в ночное время, тогда, когда защиты «засыпают» и начинает «править бал бессознательное».

В реальной жизни также часто случается, когда люди с несынтегрированной идентичностью демонстрируют друг другу лишь светлую, идеальную часть своей личности. Такие отношения строятся на недоговоренности, невозможности сказать правду, избегании, и, как правило, не выдерживают проверки временем и заканчиваются взаимными разочарованиями и обвинениями. Люди не могут быть по-настоящему вместе, пока каждый продолжает жить в мире своих иллюзорных представлений и фантазий о себе и партнере и не готов открыть «темную сторону своего я».

Функция посредника в обретении целостного Я

Для создания по-настоящему открытых близких отношений паре зачастую необходим посредник, позволяющий прорваться через завесу тайн, проекций, искажений и реально встретиться. В супружеской терапии таким посредником выступает терапевт. Именно специалист, используя различные медиаторы (слово, знак, символ, миф), поддерживает и контакт между партнерами, и связь между различными пластами их реальности, помогая «выводить» на сцену всех актеров их внутреннего театра. Этими актерами могут быть «отверженный подросток», «нелюбимая дочь», «ребенок неправильного пола», «отверженный», «заброшенная», «сексуально соблазненная»  и другие глубоко спрятанные, но выжившие части Я наших клиентов.

В паре партнеры часто скрывают друг от друга свои больные, уязвимые места, не говоря друг другу правду. И вместо «Мне было обидно, когда ты назвал меня дурой, так меня называла мама в детстве, и я очень расстраивалась» девушка говорит «Ты сам идиот!». И вместо «Я очень испугался, когда ты не перезвонила, я решил, что ты разочаровалась во мне и хочешь меня оставить» возникают реактивные слова «Да делай что хочешь, мне все равно!». Люди боятся показывать свою уязвимость. Они боятся открывать свою душу. Они просто не хотят, чтобы им снова было больно – ТАК БОЛЬНО, как уже было тогда, когда их отвергли… Не услышали… Бросили… Издевались… Обесценивали…

В терапии мы часто сталкиваемся с тем, что главной проблемой человека являются несынтегрированные части его Я. Например, человеку с детства говорили, что агрессия – это плохо, что нельзя проявлять злость, так как это неприемлемо для другого. В будущем у него могут возникнуть проблемы с отстаиванием себя, своей позиции и точки зрения, своих границ, неспособность к конкуренции. А самое главное – он может столкнуться с невозможностью быть в приносящих удовольствие близких отношениях, потому что в дружбе, любви, сексуальности очень важна интеграция любви и агрессии. Именно конструктивная агрессия в этих отношениях является аналогом топлива для машины – она позволяет отношениям быть живыми, волнующими, динамичными, страстными и радующими партнеров.

В нашей сказке роль посредника во встрече Фионы и Шрека выполняет Осел. Благодаря эмпатии, позволяющей понимать Другого, Осел устанавливает хороший контакт с героями и оказывается тем соединительным звеном, которое помогает им встретиться. Осел является посредником и для процессов интеграции Шрека.

Посредником же в интеграции для Фионы является Шрек, выступающий для нее как модель более целостной личности.

Идентичность и любовь

Несмотря на спасение Шреком из замка, Фиона не обрела счастья, а, наоборот, оказалась в сложной ситуации. Никто, кроме Осла, не знает, что по ночам она из прекрасной девушки превращается в зеленого огра. Фиона не принимает свою «ночную» часть и пытается жить в отрицании. Но при этом она каждый день с ужасом следит за тем, в какой точке горизонта находится солнце, чтобы вовремя найти убежище и спрятаться до его захода. Ее расщепленность можно исцелить, но для этого нужны принятие, любовь, поддержка со стороны другого, потому что Фиона знает себя и как принцессу, и как огра, но не знает, как совместить эти полярные части своего Я.

Очевидно, что в этой паре присутствует страсть и взаимное сексуальное влечение. В ходе совместного путешествия и узнавания друг друга Шреком и Фионой можно отметить усиление преданности, проявляющейся в заботе, готовности нести ответственность за другого, включенности в его жизнь. Но, к сожалению, в паре не хватает интимности – эмоционального компонента отношений, готовности по-дружески делиться возникающими сомнениями и страхами. Шрек не готов говорить о своих сильных чувствах, Фиона – о своей «теневой части».

Фиона мучительно ищет ответ на вопрос: «Что делать?» Ей нагадали, что она обретет свой истинный облик после поцелуя любимого. Если ее поцелует человек – она будет человеком, если огр – огром. Фиона разрывается между двумя желаниями. Либо стать такой, как все, то есть человеком, благодаря спасительному поцелую нелюбимого мужчины, либо быть со Шреком в социально неодобряемом союзе, навсегда превратившись в огра. Как решить эту дилемму? Что выбрать? Ведь выбор одного автоматически означает отказ от другого. Никогда не стать человеком…. Никогда не быть вместе со Шреком…. Что правильно? Фиона находится в смятении, в тревоге и колеблется то в одну, то в другую сторону.

Телесная двойственность Фионы в анимационном фильме – отражение переживаемой ею внутренней расщепленности. И с этой расщепленностью она никак не может справиться сама. Для изменений, для принятия различных аспектов своего Я Фионе нужен принимающий Другой. Ведь только после поцелуя любимого мужчины, символизирующего принятие и ее женской, и скрытой «чудовищной» части, она может обрести постоянное телесное Я.

Интересно, что скрываемая ею часть очень подходит Шреку.

Шрек не скрывает своего я. Он не идеален – икает за едой, не пользуется носовым платком, и вообще ни разу не метросексуальный красавец. Но, похоже, за счет всех очень человеческих действий по спасению Фионы, а также благодаря поддержке Осла он смог принять свою человеческую часть, оставаясь при этом зеленым огром. Шрек оказался более интегрированным, потому что в нем переплелись все аспекты его я – и человеческий, и «нечеловеческий», «чудовищный». Он как раз образец того, как можно быть агрессивным, сохраняя нежность; быть способным к дружеским и любовным отношениям, сохраняя свои границы; быть чудовищем в привычках и рыцарем в действиях.

Кульминацией анимационного фильма является момент, когда Фиона поставлена перед выбором. Вот-вот зайдет солнце. Фиона нервничает и торопится: если ее до этого времени не поцелует лже-герой, лорд Фарквуд, она, как обычно, превратится в огра и все увидят ее другой – не прекрасной принцессой, а зеленым чудовищем, не похожим на окружающих. Она не знает, что предпринять. С одной стороны, есть ее чувства к Шреку и страх утратить эти отношения.  С другой стороны, присутствует стыд, что все вокруг увидят тщательно скрываемую ею часть личности. Желания, потребности, чувства говорят ей, чтобы она выбрала Шрека и разделила с ним свою жизнь. Представления о нормальности, правильности говорят об обратном. Именно в этот момент появляется Шрек.

Шрек, как уже  отмечалось,  оказался более целостным, способным интегрировать, принять и проявить все части своего Я – и «человеческую», и «нечеловеческую». Преодолев страхи, стыд и смущение, он врывается в зал, где Фиона должна стать женой лорда Фарквуда. Он открыто демонстрирует свои разные чувства – любовь, преданность, смущение, страх, и при всем этом готовность услышать ответ Фионы. Он очень рискует – ведь окружающие люди и лорд Фарквуд смеются над огром, влюбившемся в принцессу. Однако Фиона, узнавшая о корыстности Фарквуда и о том, что он не любит ее, а лишь хочет использовать, останавливает брачную церемонию.

Несмотря на напряженность ситуации, понимая, что солнце заходит и она вот-вот начнет трансформироваться, Фиона делает паузу и обращается к Шреку: «Ночью одна, а днем другая… Я хочу сначала показать тебе…». В этот момент солнце садится и Фиона превращается в огра. Все окружающие вскрикивают от ужаса, однако Фиону волнует реакция только одного присутствующего в зале – огра-человека Шрека. И в этот момент Фиона видит его глаза, полные бесконечного восхищения и любви. «Это многое объясняет», – просто говорит Шрек, узнавший тайну Фионы и принимающий принцессу в таком ее воплощении. Его слова – про то глубокое понимание, которое возникает в любящей паре. Им не нужно много слов. Взгляд, слово, вздох – иногда по-настоящему близким людям этого достаточно.

Все действия Шрека, показывающие его преданность, любовь, верность, готовность рисковать и, не сомневаясь, идти до конца позволяют Фионе наконец поверить в любовь Шрека, открыться и довериться собственным  чувствам и сделать выбор. В этот момент она начинает сиять, поднимается вверх и опускается на землю.

Фиона смогла принять свою «нечеловеческую» часть, сохранив важные аспекты «человеческого» Я и обретя «новообразования» – способность любить по-настоящему, а не по книжному, оставив иллюзии о принцах и приняв земную реальность, в которой она научилась твердо стоять на ногах. Она, от идеализированного, «рафинированного» образа Я пришла к «животной», «нечеловеческой», инстинктивной, «темной» части своего Я. Фиона восстанавливает способность осознанно выбирать, опираясь на свои чувства, обретает почву под ногами и свою подлинную идентичность.

Идентичность женщины, ее представления о своей женственности, привлекательности, способность принимать различные аспекты своего Я проявляются и раскрываются в присутствии мужчины – любящего, понимающего, принимающего.

Впрочем, как и идентичность мужчины.

Важно, чтобы в паре кто-то из партнеров обладал более сынтегрированной идентичностью. Если этого нет, то хорошим решением является терапия...

Любите себя!

Для иногородних возможно консультирование и супервизия у автора статьи через интернет. Скайп Login: Gennady.maleychuk

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку