Психологический порлат Psy-practice

Честность, нарушающая границы.

«Абсолютная честность - не самый дипломатичный и безопасный метод общения с эмоциональными существами».
цитата из фильма «Интерстеллар».
Одной из главных добродетелей, которую нам родители пытаются привить с самого детства, является честность (включающая в себя правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и самим собой, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит и т.д.).
Пожалуй, самым главным источником честности для человека является, прежде всего, искренность с самим собой: умение признаться себе в своих ошибках, не обманывать и не оправдывать себя, привычка оценивать свои поступки и действия той же мерой, что и поступки других людей, умение брать на себя ответственность и быть конгруэнтным (когда осознаешь и принимаешь чувства, которые испытываешь, можешь назвать их и выразить в поведении не травмирующим для окружающих способом).
Быть честным с собой – это когда внутреннее содержание, чувства, мысли и слова соединяются вместе и не противоречат друг другу. Это способность признаться себе не только в положительных качествах, но и в собственной зависти, жадности, трусости, подлости и прочих нелицеприятных вещах, о которых абсолютно ничего не хочется знать.
Однако многих из нас учили быть честными только с другими, а не с самими собой, возвышая честность в ранг самой главной добродетели, забывая про то, что она должна бережно сочетаться с деликатностью, тактичностью, вежливостью, терпимостью и доброжелательностью. Не учитывая, что восприятие правды одного человека может кардинально отличаться от правды другого.
В начале ХХ столетия Фредерик Бартлетт предложил своим студентам скопировать один рисунок и воспроизвести его по памяти несколько раз через различные промежутки времени. Все рисунки у студентов получились разными, ведь чем больше времени проходит, тем больше наше воспоминание отличается от реальности.
Такая изменчивость памяти позволяет человеку менять представление о прошлом, даже о детстве, ведь описывая взрослым людям ложные события их детства, можно активировать их воспоминания об этом.
Поэтому, когда человек начинает фразу словами «на самом деле», подчеркивая, что он является единственным обладателем правды, его слова могут кардинально отличаться от реальности.
Не редко бывает так, что человек «абсолютную честность» ставит выше человеческих отношений, не задумываясь о боли, которую может причинить другим людям. О том, что многие предпочитают не знать никакой правды, ведь без нее намного спокойнее жить; что правда может стать шоковой травмой, которая протянется красной нитью через всю жизнь.
Правда может грубо нарушать границы другого человека, превращаясь в оправданную жестокость. Она часто начинается словами: «Я человек честный и правдивый, поэтому скажу все, как есть», «Я скажу тебе все напрямую», «Тебе никто не скажет всю правду, кроме меня». Она вызывает раздражение, злость, обиду, стыд, страх, вину и заставляет задуматься, а для чего, собственно, человеку нужно было это говорить. Так, сообщить жене о любовнице – это «забота», стремление огласить правду или эгоистичное желание причинить боль и посмотреть на ее реакцию? Воскликнуть: «Ну ты и растолстела!» - это попытка «мотивации», констатация факта или стремление самоутвердиться за чужой счет? Сказать: «Ты только не обижайся, но я честно скажу, что о тебе думаю» - это скрытая агрессия или желание помочь «открыть глаза»?
Ведь человек, который причиняет боль, прикрываясь искренностью, может казаться тем, кто выполняет благородную миссию, своеобразным «хирургом» («я тебе желаю только добра», «лучше один раз отрезать, чем рубить хвост по кусочкам»). Вот только узнать у другого, как ему будет лучше, почему-то желания не возникает. В этот момент человек как будто чувствует свое всемогущество и полное право делать с другим все, что считает нужным.
Люди, нарушающие границы другого своей честностью, преследуют исключительно собственные цели: снять с себя ответственность; облегчить душу исповедью, не думая о том, а нужно ли это слышать другому; осудить, обесценить, подвергнуть справедливой критике и пр. Даже не задумываясь о том, что из уважения к чувствам другого человека можно в какой-то ситуации промолчать или смягчить ответ на его вопрос, пользуясь негласным правилом «сначала доброта, и лишь потом честность».
Забывая о том, что искренность - это не только способность правдиво отвечать на прямые вопросы, но и умение не отвечать, когда не спрашивают (быть без мнения, когда окружающая обстановка его не требует).
Возможно, иногда стоит спросить себя: «С какой целью я так сильно сейчас хочу рассказать правду и будет ли это полезным для человека?». Ведь другой, как минимум, может задать вопрос: «А для чего ты мне это сказал???» и будет абсолютно прав.
Но, опираясь на искренность к себе и внимательность к границам других людей, можно найти хорошую форму для выражения честности и деликатно тонкую грань, отделяющую правду от жестокости.
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Комментарии (1)

27.04.2017 17:19:28

---------------"Люди, нарушающие границы другого своей честностью, преследуют исключительно собственные цели..." Естественно. Люди всегда, что бы они не делали, преследуют исключительно собственные цели. А я выбираю тех, чьи цели совпадают с моими или взаимны моим. Поэтому я, ценящая истину превыше всего на свете, ибо только истина дает возможность делать верные выборы и принимать верные решения - выбираю для общения тех, кто хочет и может "резать правду-матку" в любой, сколь угодно грубой форме. И гоню прочь всех "деликатных" лжецов и любителей "сглаживать и выравнивать" конфликты. И самой говорить нелицеприятную правду - хороший способ отбора своих, таких как я, способных выдержать и считающих, что не бывает доброты без правды.

Написать комментарий

Возврат к списку