Травмы 17 Июля 2019 Христенко Олег

Просмотров: 8556 Поделится:

Новые психоаналитические модели горевания

 
Хотя теория работы скорби Зигмунда Фрейда не имела надежного эмпирического обоснования – она легла в основу большинства концепций горевания как в психоанализе, так и в различных парадигмах психологии и психотерапии. Сущность работы скорби по Фрейду ранее характеризовалась, как философия забвения, так как суть горевания с его точки зрения сводится к изыманию либидо из потерянного объекта – декатексис и дальнейшее перенаправление этой энергии на новые объекты. При этом уже Абрахам в это же время обнаруживает в нормальном переживании горя, в его «глубоких слоях», наличие маниакально-депрессивных механизмов, что послужило основанием для теории горевания Мелани Кляйн, которая рассматривала скорбь как своеобразную гиперссылку к ранним отношениям с хорошим объектом, потеря которого каждый раз возобновляется при новых утратах.
 
Говоря о современных теориях горевания – можно выделить две основных модели осмысления этого феномена – модель забвения и модель основанные на памятовании, или континюити. Джордж Хегман сравнивает эти две модели, говорит, что старые модели горевания характеризуются следующим:
1.        акцент на восстанавливающую функцию скорби;
2.        негативность аффекта (негативные чувства и переживания);
3.        внимание на внутрипсихические аспекты;
4.        деление на этапы скорби, которые якобы универсальны;
5.        модель скорби как забвения;
6.        деление на нормальную и патологическую скорбь.
Новые модели скорби напротив учитывают:
1.        акцент на преобразующую функцию скорби;
2.        разность аффекта (негативные и позитивные чувства и переживания);
3.        внимание на интерсубъективные аспекты;
4.        выделение функций вместо этапов;
5.        модель скорби как памятования;
6.        субъективность динамики скорби.
Также Хегман говорит о задачах горевания:
1)        Признание и понимание реальности потери;
2)        Преобразование отношений с утраченным объектом;
3)        Трансформация идентичности.
Модель Хегмана интерсубъективна, эта модель рассматривает горевание шире, чем внутрипсихический процесс, горевание – это утрата отношений, в которых могли реализовываться разного рода потребности, например: обеспечение базовых потребностей, проявление любви, эмпатии и понимания принятие и/или разделение аффекта. Поэтому во время скорби скорбящему снова нужен Другой, который сможет выполнить 8 функций:
1)        обеспечение информации, что позволит скорбящему принять утрату;
2)        проработка шока - помощь в признании амбивалентности чувств;
3)        обеспечение холдинга (заботы, внимательности);
4)        предложение себя как объекта для высвобожденного потока либидо - в качестве объекта для новых объектных отношений на смену утраченным;
5)        предоставление нарциссического ресурса, которые раньше давал ушедший;
6)        облегчение контейнирования и моделирования в выражении аффекта;
7)        облачение аффекта в слово;
8)        помощь в трансформации внутренних отношений с утраченным объектом.
В большей степени сохраняя классический язык психоанализа о переосмыслении работы скорби пишет Отто Кернберг в своей статье «Некоторые наблюдения за процессом скорби».  Основная мысль этой статьи состоит в том, что скорбь в  общепринятом понятии не завершается после шести месяцев (и до года или двух), как это было предложено в более ранней литературе, но может привести к постоянному изменению психологических структур, влияющих на различные аспекты жизни людей, которые пребывают в скорби. Эти структурные последствия скорби заключаются в формировании постоянной внутренней связи объекта с потерянным объектом, что влияет на функции Эго и Суперэго. Постоянное интернализированное отношение объекта развивается параллельно идентификации с потерянным объектом, а модификация Суперэго включает в себя интернализацию систем ценностей и существования потерянного объекта. Новое измерение духовной ориентации, поиск трансцендентной системы ценностей является одним из последствий этой модификации Суперэго.
 
Статья составлена на основании:
  1. Фрейд З. Cкорбь и меланхолия
  2. Hagman G.,The role of the other in mourning
  3. Hagman G., Death of a selfobject: Towards a self psychology of the mourning process
  4. Hagman G., Mourning: A review and reconsideration
  5. Kernberg O., Some observations of the mourning process
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!

Написать комментарий

Возврат к списку