Психологический порлат Psy-practice

Когда активность перестает быть проблемой?

Определим для начала, в каких случаях активность становится проблемой. В первую очередь тогда, когда она опасна для субъекта активности (например, в случае, когда ребенок, выбегает на дорогу с оживленным движением) и/или для окружающих (в случаях агрессивных нападений, например). Эта проблема решается, пожалуй, довольно просто - через запреты и контроль (которые, впрочем, сами могут превратиться в проблему, если ими злоупотреблять).

Активности может быть чересчур много, или она может быть неуместной, или импульсивность может превышать осознанность и произвольность. Все это проявляется в известных случаях гиперактивности, конечно, если речь не идет о совсем маленьких детях, которым позволительно шуметь и хаотично передвигаться в пространстве. О гиперактивности написано и сказано много, при том, что она, по большому счету, является проблемой не столько для самих обладателей этого диагноза (известны случаи, когда из таких детей вырастали успешные и даже прославленные взрослые), сколько для окружающих. С этими детьми нелегко - одни только контроль и запреты в их случае не работают, требуются терпение и мудрость воспитателей.

Активность может обретать навязчивую форму - тогда человеку трудно ничего не делать, и он от этого страдает. Говоря о таких людях, можно предположить, что в их случае сверхконтроль и запреты направлены в противоположную сторону, а именно - на отдых, расслабление и пассивность. Тогда разрешения на одноименные состояния и действия могут послужить им на пользу.

Помимо перечисленных, существуют случаи другого рода, когда активность может представлять собой проблему. Речь идет о том, что помехой для активности может становиться пассивность и малоподвижность. Тогда включение в активность, будь то социальная или физическая, или переход в нее из пассивности - целая проблема, и требует от человека колоссальных усилий. Либо активность, по существу, может быть проявлением безволия и пассивной позиции, поскольку всегда запускается кем-то извне. В других примерах человек может вести серую, унылую жизнь, ему скучно, у него нет интересов и мотивов для полноценной жизненной активности. Эти случаи требуют более подробного и внимательного рассмотрения.

ПАССИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Тяжелые на подъем люди, те, кто 7 раз отмерят, но так и не отрежут, плывущие по течению, ограничивающие себя в деятельности, любители отсидеться в стороне, в позиции наблюдателей за чужой жизнью, волей или неволей сделали выбор в пользу пассивного существования. Начало любой активности - будь то физическая, социальная или деловая - вызывает у них большое сопротивление и тревогу, поскольку означает необходимость проявить себя, оказаться замеченным. А это именно то, чего они очень не любят, поскольку имеют опыт неудач, упреков, насмешек и т.д. Либо в связи с собственной медлительностью и неловкостью, либо в связи с вялостью и заторможенностью, либо по причине тугодумия и неуверенного поведения. Все это может быть следствием слабой нервной системы или некоторой степени мозговой дисфункции.

Поскольку из-за пассивности такого человека постоянно тормошат, чтобы побудить его что-то сделать или начать двигаться, становится зависимым от внешнего воздействия, чужой воли. Тандем Обломова и Штольца - тому яркий пример. К несчастью, нередко родителями пассивных оказываются властные или доминирующие лица, поглощающие всякие возможности для самостоятельной, независимой активности своих детей. Либо холодные и отстраненные, равнодушные к детской жизни и интересам. Как следствие, у детей, постоянно натыкающихся на препятствия и ограничения или равнодушие и безучастность, складывается впечатление, что любая активность требует от них чересчур больших усилий. По этой причине страдает или не формируется их собственная воля. Как следствие - зависимость, покорность, подчинение, исполнительность. А еще мягкотелость и бесхарактерность.

Уныние, отсутствие или ограниченность интересов - то, к чему приходит пассивный человек после череды неудач, смирившись с вялотекущим ритмом своей жизни. Интерес всегда связан с активностью, энергичностью, верой в себя, свои способности, направленностью в будущее, а этого ему как раз не достает. При том, что пассивный человек может быть способным и даже талантливым, это зачастую скрыто от других - да и от него тоже.

Так или иначе, затяжная, хроническая пассивность - свидетельство того, что с жизненными процессами человека что-то не так, страдает его способность проявлять себя и действовать. Можно объяснить подобное состояние физиологическими процессами, но не только. В качестве другого основания выделяют страх перед жизнью или перед какими-то из ее проявлений.

Да, жизнь непредсказуема, в наше (да, впрочем, в любое) время сложна, заставляет нервничать, переживать, подстерегает стрессами, вынуждает двигаться, действовать, требует усилий. И вообще - от нее умирают. Так не лучше ли, если это такая неприятность, переждать-перетерпеть ее, не вставая с удобного кресла или дивана, или под крылом того, кто, вопреки всему, не боится жить?..

Многое зависит от выбора человека.

АКТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Известно, что активность - функция живого. Для живых существ она является источником поддержания или преобразования жизненно значимых связей с окружающим миром. Активность означает способность реагировать на внешние раздражения, но в отличие от неживых объектов (колесо тоже покатится, если его толкнуть), живые инициируют начало и содержание движения, задавая, или программируя, их изнутри.

Живой организм является независимым, саморегулирующимся и самосохраняющимся источником энергии. По активности человека в целом можно судить о его энергичности, или живости, которая проявляется в том, как он потребляет и расходует энергию, насколько естествен, свободен и адекватен в своих проявлениях, самовыражении. Активность связана с жизнеспособностью или жизненностью организма: она - необходимое условие для его адаптации и выработки адекватных реакций на изменяющиеся условия среды.

В норме естественная активность человека проявляется в том, что он чувствует себя живым и, находясь в контакте с внутренними и внешними ресурсами и возможностями, своевременно использует их. Т.е. он берется за дела по силам и вовремя говорит "да" появляющимся возможностям. Трата времени на сожаление по упущенным шансам - это не про него. Активный человек находится в контакте также и со своими чувствами и желаниями. Он способен к спонтанному и естественному самовыражению, тем самым проявляя себя живым. При этом он в состоянии произвольно управлять своими чувствами и поведением.

Его целеустремленность и инициативность связаны с внутренней позицией, которая дает ему чувство правды. Встречаясь с трудностями, он предпринимает необходимые усилия или маневренность, в случае неудач или падений, пережив их, сохраняет дееспособность и готовность к новым попыткам. Активный человек умеет останавливаться и выдерживать пассивность столько, сколько нужно для накопления сил, после чего может легко переключатся в режим движения и действия. Легкая переключаемость - еще одна его особенность.

Деятельность активного человека отличается автономностью и независимостью. Познавательная активность и интерес используются им для накопления знаний - а значит, сил, необходимых для развития навыка самостоятельно действовать, расширять территорию своего присутствия. Таким образом, ему характерна способность развивать и поддерживать интерес.

Стремясь к свободе, он отстаивает свое право на нее - в том числе, в конфликтах. При этом активность свою он регулирует нормами морали, но не той, которая насильственно насаждается извне, а внутренней - осмысленной, освоенной изнутри.

Это человек, способный на продуктивную деятельность, он генерирует и воплощает в жизнь творческие идеи. Его воля к деятельности подкрепляется вдохновением, и он пользуется силой намерения. Активный человек обучаем и постоянно совершенствуется.

КАК ПАССИВНОГО ПРИМИРИТЬ С АКТИВНОСТЬЮ?

Если не брать во внимание случаи явной врожденной патологии, то в каждом пассивном существе кроется тяга к активности. (Не ее ли поминают в поговорке "В тихом омуте черти водятся"?) И если такой человек говорит о нежелании двигаться, то оно может касаться обстановки, окружения, формы или качества активности, но не самой активности в принципе.

Что могло бы облегчить ему реализацию этой тяги и сделать активность (физическую, социальную) приятной, а усилия к ней естественными? Способ тормошения уже известен и много раз опробован, но машинка катится ровно столько, насколько ей хватает завода. Должен существовать способ пробудить внутренний источник активности самого человека, привыкшего к пассивному образу жизни, ресурсов которого хватало бы и тогда, когда трудно начинать или продолжать действовать, и когда есть привычка зависеть от внешних моторов (хорошо, если это зависимость от кого-то вроде Штольца, а если нет?), и в случаях уныния и отсутствия интересов. Так что же может помочь?

Во-первых, позитивный опыт активности. Его можно приобрести, занимаясь тем видом деятельности (желательно, включающим в себя и физический, и социальный компоненты), который нравится и который получается. Надо присмотреться, попробовать разные варианты - посветить поиску столько времени, сколько нужно, чтобы остановиться на чем-то, что действительно радует, вдохновляет. И либо об этом занятии человек знает изначально, либо не знает, но наступит время, когда он с ним встретится. В благоприятных условиях можно положиться на случай. В неблагоприятных - лучше активизировать поиски. Параллельно поискам помочь ему - он привык к повышенной критичности, и вечно не доволен собой изнутри - сместить акцент внимания на то, что у него получается. Пусть в малом: вкусный хлеб купил, симпатичную кофточку надела, удачный способ что-то сделать нашел и т.д. Неудачи пока полезно оставлять без внимания.

Во-вторых, опыт настоящего - не поддельного - признания, позитивных откликов со стороны других людей (родителя, наставника, собратьев по интересам) в том виде активности, которая нравится и получается. Сперва безоценочное принятие, а после того, как у человека появится определенная доля уверенности - включать аккуратные оценки с очень постепенным и осторожным введением критики. Так, чтобы сам действующий признавал и ценил себя в том, что он делает.

В-третьих, такому человеку полезно встретиться и научиться понимать свои желания, предпочтения, чувства, удобства и неудобства, чтобы ориентироваться именно на них в своих действиях и откликах на действия других людей. Чем лучше человек знает себя, тем больше у него ресурсов и смыслов быть живым и естественно активным. Когда человеку больше нравится медленный и вялый, или напряжённый и угловатый способ деятельности, пусть начнет с такого, чем вообще не начинать. В дальнейшем можно расширять репертуар - но после того, как появится вкус к активности.

В-четвертых, обязательно получение опыта свободы и использования права на ошибки. Вообще, чем раньше получает подобный опыт человек, тем лучше. Еще лучше - в кругу поддерживающей семьи или близких людей, что позволяет свести интенсивность такого опыта к умеренной и переносимой. Здесь важно, чтобы соединилось "хочу" с "делаю" и с "получается". И даже с "получается не так, как задумывалось, но тоже хорошо". Так проверяется возможность и нарабатывается опыт правильности самостоятельного выбора, формируется навык легкого прохождения, без застреваний, через этап решений. Кроме того, так формируется или восстанавливается доверие к себе, которое может быть нарушено, благодаря длительному опыту неудач и привычке доверять чужому уму, знаниям, способностям, воле.

Ко всему сказанному следует добавить несколько слов о ценности пассивности и малоподвижности - качествах, которым могли бы поучиться гиперактивные или сверхподвижные. Умение сохранять бездеятельность и неподвижность ценны, когда есть необходимость - а она всегда есть - терпеть и ждать. Это же умение бывает важным для сосредоточения на чем-то одном, что требует полного присутствия - во время обучения, медитаций и т.д. Пассивность так же означает принятие и позволение - а это ценное качество в любых человеческих отношениях. Остановка или замедленность всегда лучше сочетаются с глубиной мысли или тщательностью исполнения - вообще с любой фундаментальностью. Не зря говорят, "медленно запрягают, да быстро едут".

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку