Психологический порлат Psy-practice

Транcформация себя, если ты не "Холоп".

Сегодня посмотрели фильм "Холом". Знаю, что многие ходили на него в кино и писали хвалебные отзывы. Фильм, правда, классный! 

А я, в свою очередь, хочу поделиться с вами, тем, что подобные эффекты трансформации человека, его изменения я часто вижу, или правильнее сказать создаю, в своей работе. 

Особенно этот фильм мне напомнил метод психодрамы, который я и практикую. И точно знаю, что достигнуть подобных кардинальных изменений можно не только с помощью постановки целого реалити-фильма с актерами и каскадерами, а набравшись смелости или уже из отчаянья прийти (или подключиться он-лайн) менять свою жизнь самому. 

Давайте на примере фильма, расскажу как и благодаря чему происходит исцеление. А заодно буду параллельно рассказывать, как это работает в психодраме. 

  1. Фильм начинается с текущей ситуации, в которой живет Григорий. На первый взгляд, его все устраивает, но при этом мы как зрители можем почувствовать ощущение тоски, безъисходности и одиночества, которые сопровождают главного героя. Григорий не очень осознает, что происходит в его жизни, или не хочет осозновать. Поэтому за помощью обращается его отец. Это актуальная сцена психодрамы. Когда делается постановка текущей ситуации, в которой что-то не устраивает, беспокоит, или которую хочется изменить. Разница только в том, что психодрама работает только с запросом клиента, который обратился за помощью.
  2. Григория усыпляют, и он просыпается холопом в селении 19 века. Актеры правдоподобно исполняют свои заданные роли, создавая атмосферу реальности. Что это дает Григорию? Сначала Григорий начинает действовать своим типичным образом, обесценивая других, подставляя их, проявляя высокомерие и эгоизм. Встречаясь с чувствами пострадавших людей, и пока продолжая действовать по старому. В психодраме, чтобы ускорить процесс того, что чувствуют другие, когда с их обесценивают или подставляют, есть прекрасный метод - обмен ролями. Если бы в фильме, Григорий встал на роль подставленного его друга, и озвучил чувства из этой роли. Однако, именно этот метод далее используется сценаристом, когда Григорию обещают вольную, но не выполняют обещанное. Здесь же происходит ЗНАКОВОЕ событие - он встречает девушку (которая, если вы внимательно смотрели фильм, вообще не являлась актрисой, и по всей видимости попала в сцену с главным героем случайно, когда привела лошадь). Она единственная, которая не играла какую-то роль, а была сама собой. Ее честность, в совокупности, с ключевыми словами "я тебе верю" - сыграли исключительную роль в трансформации и изменении главного героя. Благодаря этой вере, у Григория появляется возможность проявить те чувства, которые в его реальной жизни нет места, которые не освоены им, доступ к которым закрыт: сочувствие, доброта, искренность, жалость и сопереживание. Это метафорическая сцена в психодраме. Возможность, разыграть то, что никогда не было или не будет в реальной жизни (в данном случае, перенос в 19 век и становлениие холопом), или назначение на роли, симптомы тела, какие-то неодушевленные предметы (хрен, который знает), или какие-то высшие силы (Бог, вселенная). Цель этой сцены, отреагировать подавленные чувства (страх, вина), найти какая потребность блокирована (чтобы в меня верили), получить право на ее удовлетворение, или удовлетворить ее с помощью другого человека ("я тебе верю") и попробовать проявить другие чувства, которые не освоены (доброта, сопереживание, а потом и любовь).

  3. Григорий возвращается в реальную жизнь другим, с освоенными (практически) новыми чувствами, и осознание невозможности жить старой жизнью. Желание изменить свою действительность, возместить компенсацию пострадавшим (передача ключей сотруднику ДПС), замечать хамство и не справедливость, и желание жить по-новому, быть честным с собой и другими. То же самое происходит и в психодраме, после метафорической сцены, или еще возможен переход в базовую сцену (сцену, где была какая-либо травматическая ситуация). В фильме мы узнаем о ней уже в конце - оказывается мама главного героя была с ним только до 3-х лет. Это и есть травматическая ситуация, и только вера девушки, возвращает его к себе живому, это та вера мамы, которой ему так не хватало в реальной жизни. Там много блокированных чувств и переживаний, с которыми сам ребенок не может справиться. И именно их освобождение в совокупности с поддержкой значимого человека дает благодатную почву для доступа к своей живой части, которая была закрыта психологическими защитами, потому что там внутри так больно. С поддержкой мы пробуем подходящие нам новые паттерны поведения, что-то получается, что-то нет - и это наш способ их обнаружить и найти действенные. И также в психодраме мы возвращаемся снова в первоначальную актуальную сцену, где уже "новым" человеком смотрим на нее, и обнаруживаем новые возможности, которые раньше просто не могли заметить. А еще таким образом, мы "закрепляем" полученный новый навык, в поддержки группу, безопасной обстановки, сверяясь со своими ощущениями. И если что-то не подходит, то мы можем вновь в психодраме вернуться на предыдущий шаг, и отреагировать то, что осталось, или найти новый вариант, который будет именно вашим. Так и происходит внутренняя трансформация.

Отдельную роль в подобных глубоких внутренних изменениях играет группа, потому что объединяясь, мы как группа может помочь разделить те острые, порой, не переносимые в одиночку чувства: предательства, отчаяния, бессилия, или злости, ненависти. Благодаря поддержки группы, которая соединяется в своих чувствах с переживаниями героя (тоже делает и хороший фильм), мы меняемся сами, получаем доступ к своим блокированным чувствам, и переживаем их вместе с другими. Так, работая один участник, помогает меняться всей группе. А группа дает коллосальную поддержку, и энергию тому, кто работает. Обмениваясь, мы обогащаемся все!

Закончить хочу тем, что я проводила групповую психодраму в он-лайн формате, которая показала свою эффективность и результативность. Единственный ее минус, это невозможность обняться, и поддержать теплом физически, хотя это точно можно выразить словами. Всю остальную обстановку для трансформации, как у Григория, мы можем воссоздать вместе и в он-лайн пространстве.

Я также верю в каждого своего клиента и его способность меняться, моя задача помочь убрать то лишние, что защищает сильно раненую часть внутри каждого из нас. Отреагировать подавленные чувства, и вернуться к себе настоящему. Я уверена, что каждый человек хорош и ценен априори, важно только добраться до его раненой части и исцелить ее.

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку