Зачем ребенку школа?

Злотников Андрей
10 ноября 2016, 12:55
Обратилась через страницу в ФБ на сайт пара с вопросом: «Зачем ребенку ходить в школу?». 

Мальчик, 7,5 лет, не хочет идти в школу (в 1й класс) – хочет учиться с мамой, дома. Ходил в летний лагерь при школе, дважды, ему не понравилось. Мама ребенка не работает и хочет самостоятельно обучать ребенка всем необходимым в школе знаниям, а обучение социальным навыкам перекрывать за счет кружков и секций. Предлагает учиться экстерном, сдавая тесты раз в квартал в школе. 

Папа, считает, что важно ходить в школу, там можно научиться дружить/сориться с детьми, слушаться взрослых, научиться необходимым для жизни ритуалом плюс системное обучение знаниям. 

Как Вы думаете коллеги, нужно ли действительно идти в младшую школу или возможно всему научиться дома под присмотром родителей? Что можно занести в плюс домашнему обучению, а что является минусами? 
Спасибо.
Нагорная Дана
10 ноября 2016, 12:58
Задачи младшего школьного возраста:
- научиться учиться и получать от этого удовольствие;
 - научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми);
 - обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя).
В вопросе родителей частично уже содержится ответ - " Мама ребенка не работает и хочет самостоятельно обучать ребенка всем необходимым в школе знаниям". Ребенок зависит от родителей ,и ,возможно,поэтому  "не хочет".
Польза от школьного обучения  еще будет очень зависеть от первой учительницы, общих целей и направленности школы.
Кваша Валерия
10 ноября 2016, 13:01
Добрый день! Школа для детей является очень важным жизненным этапом, ведь, помимо знаний, в школе ребенок учится социализироваться, общаться с другими детьми и взрослыми, расширяет свой круг общения, у него формируется характер и более автономная и независимая от родителей личность. 
 ?сходя из описанной ситуации, можно предположить о близости ребенка с мамой. Это, конечно, хорошо, но до определенного момента. Забота должна быть умеренной, ведь она может превратиться в симбиоз (слияние), и тогда ребенку будет очень сложно отделиться от мамы и в более позднем возрасте, что может повлечь за собой плачевные последствия. 


Скорее всего, именно из-за такой тесной связи с мамой, мальчик и не хочет идти в школу, так как там много новых знакомств, людей, активностей и функций, что вызывает у него тревогу и, естественно, страх. 
Тут надо быть очень аккуратными, ведь слияние может иметь серьезные последствия - мальчик может не отделиться от мамы никогда, либо, наоборот, в подростковом возрасте отделиться от нее очень внезапно и каким-то кардинальным образом, что будет травматично для обоих. 
 Отпускать ребенка в школу действительно нелегко, ведь это его первый шаг во взрослую жизнь. Но этот шаг лучше сделать, и сделать вовремя. Возможно, вам и ребенку понадобится какое-то время, чтоб привыкнуть к новым жизненным обстоятельствам, но не стоит их бояться. Удачи вам в принятии решения! 
Главным, что дает школа ребенку, является социализация. В том числе и в виде противостояния, это необходимый жизненный опыт. Если человек в процессе взросления, будет изолирован от данного опыта, то в дальнейшем ему будет невероятно сложно интегрироваться в любой коллектив.
Что касается образования, то фундаментального, пусть и не лучшего школьного образования даже самая умная мама дать не сможет, в любом случае придется нанимать узких специалистов (репититоров), но в большем объеме, нежли при стандартном школьном обучении. 
Если так не нравится обычная школьная система, можно порекомендовать Вальдорфскую школу
Вальдорфская педагогика


Основные особенности:
- специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика;
принцип несменяемости классного учителя, который "ведет" свой класс с первого по седьмой-восьмой год обучения; классный учитель ключевым образом влияет — разумеется, в сотрудничестве со своими коллегами и в кооперации с родителями — на учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; «для ребенка учитель много важней предмета»;


- возрождение традиции устного рассказывания, материалом для которого учителю служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч.); в младших и средних классах рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время главного урока; театральные постановки этих сюжетов интегрируются в учебный процесс;


- выдвижение на первый план художественно-эстетического элемента образования, а также рукоделия и ремесел; в учебный план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла — работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность, развивается волевая культура ученика;
установка на отсутствие разделения по социально-материальному признаку; «вальдорфская школа — школа для всех»;


- отмена системы отметок в баллах; отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может развиваться свободно и беспрепятственно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями;
введение «гигиенической организации преподавания»; занятия сориентированы на ритм дня, недели, года;
- предметы преподаются «эпохами» — в течение 3 - 4 недель один и тот же предмет на первом сдвоенном уроке; это ведет к концентрации учебного материала, а также дает учителю возможность органически, последовательно развивать материал в течение «эпохи».


- преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам;


- еженедельные педсоветы («учительские конференции»), целью которых является постоянное обновление педагогики через углубление познания человека, а также профессиональное развитие учителя; этой цели служат обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и дидактики; значительная роль отводится коллегиальному самоуправлению школы учительским коллективом;


- совместная работа родителей и учителей, посвященная выработке общего понимания задач образования.
Тут процесс обучения и общения с детьми не отягощен жесткостью советской школьной системы.
Жанэ Нора Зауровна
10 ноября 2016, 13:04
На основе небольшой информации, что есть, очень сложно что-то советовать. В таких вопросах, нужно вникнуть в особенности именно этого ребенка и этой семьи, так как, на мой взгляд, не может быть однозначного ответа, верного для всех детей и семей. 
Тут важно разобраться в нескольких аспектах:  
1) Почему именно летний лагерь не понравился ребенку? Он мог сделать вывод "вся школа будет такой"  на основе одного резкого замечания или одной ссоры  или чего-то, что он просто не правильно понял. Расспросить его подробнее о его опыте, поговорить о его переживаниях или страхах было бы очень полезным.
2) Нет ли чрезмерно зависимых отношений между мамой и сыном. Поощряет ли мама все более увеличивающуюся автономность сына? Питает ли она его веру в то, что мир удивительный и интересный и его так увлекательно исследовать, в том числе самому, без мамы? Ходил ли ребенок в детский сад? Нравилось ли ему там, заводил ли он там друзей? Как он справляется с фрустрацией, какой у него темперамент? Есть ли  у него страхи, какие? 
3) по каким причинам мама хочет самостоятельно обучать ребенка? Только ли это из-за того, что сын "не хочет"? О чем беспокоится мама? Какой был ее собственный опыт в школе? Какой был опыт отца?
Ответив на эти вопросы, семья возможно лучше поймет, что им делать дальше.
Схема обучение на дому+секции и кружки может быть вполне успешной, если в основе этого решения не лежит попытка чрезмерно оградить ребенка от трудностей жизни, оставить его у себя "под крылышком" в безопасности и комфорте. 
Домашнее обучение может быть более гибким и более чувствительным к особенностям и уникальности определенного ребенка. В домашнем обучении, в идеале, нет потребности подогнать ребенка под определенные стандарты, а значит есть возможность разглядеть его действительные склонности и интересы. Это в том случае, если обучающий родитель не имеет жесткой идеи о том, каким должен быть ребенок и кем он должен стать. Если такая убежденность есть, то вряд ли обучение на дому будет намного полезнее для ребенка. 
Домашнее обучение, также, требует хорошей развитости самих родителей. ?м необходимо понимать стадии развития ребенка, его потребности и находить место и время как строгости, так и  мягкости, понимать и укреплять здоровые границы, содействовать практике дисциплины, распорядка, поддерживать любознательность и интерес,  независимость, становление личности, эксперименты.  Что касается его занятий в кружках и секциях, выбирать по возможности, командные занятия, где он будет учиться соревноваться, отстаивать себя, договариваться, взаимодействовать. 
Быть готовыми, что, возможно через пол года или год, или два, ребенок сам захочет пойти в школу.
В целом, я бы рекомендовала взять несколько консультаций у детского психолога, если самим сложно разобраться в истинных причинах желания оставить ребенка дома. 
Не видя и не пообщавшись с ребенком в составе семьи - трудно дать ответ. 
Школа - это очень важный этап в развитии семьи и развитии ребенка. 
Почему ребенок не желает посещать школу, откуда пришло такое его желание учиться дома? Это горький опыт или желание мамы видеть себя учителем? Вопросов много и очень много!!!!
Конечно наша современная система образования "грохнулась" полностью и это вызывает массу сожалений и разочарований.
Сможет ли мама быть хорошим учителем, сможет ли быть строгой и адекватной, понимающей и терпеливой учительницей. Сможет ли донести необходимые знания своему ребенку.
Школа должна образовывать, а семья - воспитывать. Как найти этот правильный баланс?
В данном случае, на мой взгляд, первочередным вопросом, который нужно решать - это не желание-нежелание ребенка, а противоречия во взаимоотношениях между родителями. Ребенку, вполне себе объяснимо, хочется остаться при маме, скорее всего, помимо прочего и потому, что отец в известной степени отстранен от взаимодействия и сыном. Решат вопросы между собой - и мальчишке будет легче принять решение о походе в школу. Не решат - парень будет находиться под все усиливающимся маминым влиянием, а это в перспективе, без отцовского присутствия в необходимом для мальчика (юноши, парня, мужчины) количестве приведет к известным трудностям.
Здравствуйте.
Прежде всего хотел бы отметить, что для полноценного понимания ситуации не хватает информации относительно взаимоотношений родителей в семье, взаимоотношений ребенка с родителями и более полного интервью с мамой мальчика.
Если ориентироваться на ту информацию которая есть, то можно проследить довольно тесную связь ребенка с мамой, что в общем то совершенно нормально. Тут возникает вопрос, почему именно мама хочет сама обучать ребенка и как у нее самой проходил это процесс обучения в школе.
С одной стороны, есть тенденция к нарушению постепенной и естественной сепарации ребенка от родителей, с другой стороны есть вероятность проживания мамой своих схем на данном этапе воспитания ребенка.
Есть много плюсов того, что ребенок ходит в школу. Это и социализация, и постепенное нахождение себя в обществе путем интеграции в него в среде одногодок, это и «игры» которые становятся в сложнее и сложнее, и в конце концов элементарная иммунизация. Конечно, есть и минусы пребывания в школе.
Во многом то, как ребенок адаптируется в школе зависит от его родителей. Какую модель поведения ребенок вынес из родительского дома, какое представление о себе у него сформировалось, каким он представляет себе этот мир, все это формируется в первую очередь родителями.
Позиция папы в данном случае понятна, он опирается на традиционные взгляды на обучение детей. Для мальчика отец очень важная фигура и этот период, когда он делает свои первые шаги в мир, опора на отца и отцовская поддержка очень важны.
В данной семье есть разногласия относительно этого важного этапа в жизни ребенка, и это не то что нужно самому ребенку в данный период.
Родителям стоит обсудить этот вопрос между собой и прийти к единому мнению, чтобы у ребенка не было ощущения того, что из-за него родители ссорятся, и что он во всем виноват. Это может заложить основы и в дальнейшем повлиять на жизнь этого мальчика.
Всегда важно попытаться попробовать перед тем как окончательно от чего-то отказаться.
? я еще раз хочу отметить, что стоит больше внимания уделить самой маме в данном вопросе и ее отношениям как с ребенком, так и с отцом ребенка.
Вопросы о традиционной и альтернативных формах обучения детей, мне кажется, будут появляться все чаще. Устарелая система образования, которая не ставит ребенка в центре учебно-воспитательного процесса, а удовлетворяет потребности взрослых и ориентируется на формальную показуху, не устраивает современных родителей и специалистов. Дети в этой системе образования не чувствуют себя защищенными, не учитываются многие индивидуальные особенности и потребности школьников. Отсюда страх родителей за своих любимых, дорогих, имеющих  индивидуальные особенности детей. Оттуда же и нежелание детей ходить в традиционную школу, трудности с социализацией. Нужны изменения в школе,  альтернативные учреждения, уважительное отношение к разным формам обучения. 
Роль семьи в вопросе выбора формы обучения ребенка - взвесить все за и против с учетом особенностей развития дошкольника. Взять на себя ответственность за последствия выбора. Это очень важное решение и принимать его нужно сообща и заранее. Детям важно видеть и чувствовать уверенность обоих родителей, доброжелательный настрой и поддержку мамы и папы на новом этапе своего развития. 
 Письмо супружеской пары вызывает много вопросов об готовности и ответственности мамы за инновации в образовании ее сына, о готовности и умении отца помочь своему домашнему ребенку адаптироваться в школе. Настораживает во всем этом одно - противоречивость родителей в подходе к решению судьбы ребенка. Начало учебного года на носу, ребенку 7,5 лет, а папа и мама до сих пор не приняли общего решения, которое они вместе готовы реализовывать. Каково же их сыну? ? самое печальное, что в этой истории, похоже, интересы ребенка тоже не на первом месте. В этой семье разыгрывается борьба за власть и правоту между супругами. Проиграют все. Если не обратятся за помощью к специалистам.
Нежелание идти в школу ребенок получил в отсутствии опыт получения школы. Значит, кто-то извне навязал (рассказал, показал), что такое школа и "с чем ее едят". Вероятно, мама, тревожась, заранее вселила в ребенка страх перед школой и всем, что с ней связано.
Для любого ребенка в этом возрастном периоде очень важна социализация. общение со сверстниками, взаимодействие с различными детьми, встраивание в иерархию класса, конкуренция, дружба - все это должно быть в жизни ребенка, чтобы стать самостоятельной здоровой личностью.
Обучение знаниям ,умениям, навыкам - второстепенная, в данном случае, задача. Ребенок общаясь, получает знания. Поэтому вопрос посещения школы, ключевой. Так, ребенок не будет чувствовать себя не таким как все, изгоем или особенным (что наблюдается при домашнем обучении). При отсутствии медицинских показаний к обучению на дому, по моему мнению, не следует лишать ребенка такой чудесного, волнительного и сложного периода как школа пора.
Так, что вопрос, скорее всего, нужно поставить следующим образом: "Что произойдет с мамой, если ее ребенок будет ходить в школу?". ? работать с психологом, в данном случае, надо маме, а потом уже ребенку.
Добрый день!
Внесу свою посильную лепту в обсуждение данного вопроса.
Если ребенок отказывается идти в школу, то он не готов психологически к этому. Здесь явное упущение родителей, не сумевших подготовить ребенка.  Задавать вопросы, типа: «..что такого происходит с мамой?», «..Нет ли чрезмерно зависимых отношений между мамой и сыном…» и подобные – дело психолога на месте, в если мама обратится к специалисту, что было бы полезно!
Домашнее обучение выход из сложившейся ситуации только в том случае если родители это время (1 класс) будут работать совместно с детским психологом. 
?з плюсов домашнего обучения могу назвать следующие:
  •  Ребенку (исходя из написанного мамой) будет психологически комфортнее начинать новое в привычной обстановке. Само обучение лучше проводить в игровой форме. ? помнить, что у ребенка нужно всегда поддерживать мотивацию.
  • Обучение дома - дисциплинирует. Здесь не спрячешься за спины одноклассников. Каждый день контроль выполненных заданий.
  • Знания усваиваются лучше, так как время уделяемое ребенку всецело его, оно не делится еще на 22 ученика.
  •  ?сходя из моей практики, такие дети лучше учатся в следующих классах, так как привыкли всегда делать домашнее задание и учить все, что задали. Эта привычка остается.

Рекомендации маме:
  1. Лучше прикрепиться к той школе, где планируете, потом учится.
  2.  Периодически проходить тестирование, чтобы понимать, где еще нужно поработать, а где перегнали одноклассников.
  3.  В школе, для таких учеников, есть план занятий - сверяйте то, что делаете с этим планом.
  4. Прикрепленный к конкретной школе ребенок имеет право на все внеклассные мероприятия класса! Это важно помнить! На таких мероприятиях ребенок знакомится с будущими одноклассниками в позитивном моменте, это позволит ему найти друзей и в последующем прийти в знакомый и уже дружелюбный ему класс. Адаптируйте его в новой обстановке через праздники, в дружеской атмосфере.
  5. Знакомьтесь с родителями, старайтесь участвовать совместно со своим ребенком во всех мероприятиях класса.

     Что касается социализации, то участвуя в мероприятиях класса , а так же посещая спортивные секции и кружки ребенок социализируется полностью.
     ?з личного опыта: моя младшая дочь училась на таком обучении 2 года (послеоперационный период). Это был 2 и 3 класс. Привычка учится, а не зубрить осталась и по сей день. Сейчас она студентка психфака.
     Еще один пример из жизни: в семье моих знакомых была трудная ситуация с разводом, нервы у всех были накалены до предела. В такой обстановке папа принял решение, что напряжение связанное с адаптацией в школе будут губительны сыну. ? весь первый класс ребенок занимался дома, при этом посещая кружки, бассейн, занятия в социальном центре семьи. ?тог: первый класс закончил отлично. Сдал итоговое годовое тестирование. Весь год папа с ребенком ходили  к детскому психологу. Эмоциональное состояние ребенка отличное, компульсивные действия остались в прошлом.
 
В данной ситуации первый возникший вопрос - почему мальчику не понравилось в летнем лагере и почему он не хочет идти в школу. Если он не ходил в детский сад, то причиной может быть низкая адаптивная способность, недостаток опыта общения со сверстниками. Дети, которые привыкли обходиться без взрослых, играть в активные игры, могли просто не принять его в свою компанию, что вызвало такую реакцию. ? если это так, то отказ от школы приведет к усугублению проблемы - неуверенности в себе, неумении постоять за себя, отстаивать свои границы. Почему он хочет учиться с мамой? - недостаток его личной потребности в сепарации или нежелание матери отпустить сына от себя? ? в том и другом случае речь может идти о детском неврозе, обусловленном обстановкой в семье. 
?сходя из письма, радует позиция папы, который хочет дать сыну возможность начать самостоятельный путь, пытается установить "законы и правила", небоясь отправлять сына в свободное плавание по реке жизни. Но хватит ли папе настойчивости, а потом обоим родителям терпения в помощи ребенку адаптироваться во враждебной (для него) среде? Важно, чтобы при прохождении этого сложного этапа у малыша была поддержка и папы, и мамы. Кружки и секции не дадут необходимого эффекта по социализации ребенка.
Минусов у общеобразовательной школы, несомненно, очень много:
  • оторванность программы от жизни
  • несоответствие предметов потребности ребенка
  • высокая нагрузка
  • субъективность учителей
  • большой объем информации, которую необходимо усваивать самостоятельно вне школы

Плюсы для ребенка (если адаптация пройдет успешно при необходимой поддержке семьи):
  • навык социализации и адаптации в обществе
  • навык отстаивания своих границ
  • навык научения (умение и желание учиться самостоятельно)
  • умение справляться с эмоциями, выражать их

Таким образом, при принятии решения, идти в школу или нет, родителям нужно ответить на вопросы, учитывая что важнее для ребенка, а не для общего удобства кого-то из родителей или других членов семьи:
  1. Что в приоритете - желание мамы или потребность ребенка? 
  2. Что важнее - хороший аттестат или психическая устойчивость ребенка?
  3. Кем вы хотите видеть вашего ребенка в будущем, через 10, 15 лет? А через 20?
  4. Если ребенок пойдет/не пойдет в школу, что он выиграет? А родители?

От всей души желаю семье мудрости, терпения и здравого смысла в таком непростом решении!
Мне кажется в каждом случае все индивидуально. Во первых можно понять, почему ребенок не хочет идти в школу, но и конечно желание матери говорит о многом. Так как уже есть такой вопрос, то важно не за или против школы, а что можно сделать в конкретной ситуации. Ведь школа это только один из этапов самостоятельности и определенной социальной реальности с которой ребенку предстоит взаимодействовать. Как он это будет делать в дальнейшем, можно задаться вопросом уже сейчас и поработать с теми трудностями, которые мешают. Важно также, что может поддержать маму ребенка в своих собственных интересах и каким она видит своего ребенка, как самостоятельную личность, которой иногда нужно справляться с трудностями и получать поддержку в их преодолении или только, как объект опеки. 
Все чаще и чаще поднимается вопрос домашнего обучения. Выдвигаются законопроэкты, которые пытаются поставить домашнее обучение на ряду со школьным. 
 
? правда обучение дома имеет ряд преимуществ:
 
- ребенок обучается в комфортных домашних условиях. Ему не нужно преодолевать стресс привыкания к школе.
- возможность выбрать учитилей, которые будут соответствовать требованиям родителей: прекрасно владеют материалом, уважительно относятся к ребенку, интересно подают знания и многое другое. 
- материал изучается индивидуально. Ребенок получает необходимые знания в более короткие сроки, так как учитель уделяет время только одному ребенку. У ребенка появляется возможность быть услышанным, задать все вопросы, которые его интересуют, разобрать все моменты, которые с трудом поддаются пониманию. В связи с этим качество обучения значительно повышается.
- между ребенком и преподавателем устанавливаются доверительные отношения привязанности.
- ребенок получает все внимание учителя и многое другое.
 
К минусам в первую очередь я бы отнесла дороговизну такого метода обучения. Он может оказаться далеко не по карману многим родителям. 
 
Но в вышеприведенном вопросе настораживает, что мама сама хочет заниматься обучением сына. Роль мамы и роль учителя - две абсолютно разные роли. ? на мой взгляд лучше стараться их не смешивать. Так как это может повредить отношениям между мамой и сыном. Там где маме лучше быть понимающей и поддерживающей, ей, возможно придется быть строгой, заставлять ребенка изучать материал, злится за непослушание и др. Это может настроить ребенка, против мамы. Он будет больше боятся, нежели доверять.
 
? все же зачем маме заниматься обучением сына? Ведь это практически круглые сутки совместного проведения времени!!! Возникают предположения, что мама очень нуждается в обществе сына, его поддержке. Он играет очень большую роль в ее жизни, возможно является единственным смыслом. Возможно еще много всего. Похоже на то, что отношения с мужем имеют ряд трудностей, которые не решаются. Возможно отсутствие близости.
 
Обучение сына мамой может иметь ряд нежелательных последствий. Ребенок все больше и больше привязывается к маме. Ему все сложнее и сложнее от нее отделиться. Возрастает его тревожность, повышается неспособность устанавливать отношения с другими. Неспособность справляться с жизненными трудностями. При попытках отделения возникает интенсивная тревога и чувства вины. Формируется зависимая личность.  
 
Возможно, эту же энергию стоит перенаправить в отношения с мужем. Прояснить с ним отношения. Установить более доверительные и близкие отношения. Рассказать о своих страхах, поделиться обидами. Решить вместе, какой они хотят видеть свою семейную жизнь.
Менн Анастасия
10 ноября 2016, 13:44
Поступление в школу, нахождение в кругу сверстников и умение выделять значимого взрослого помимо своих родителей - важный этам развития каждого ребёнка.
Период поступления в школу также является стрессовым моментом для всей семьи, первым подобным стрессом являлось само рождение ребёнка, а соедующим станет его подростковый возраст.
Тревоги родителей в этот период в целом нормальны, если они не передаются ребёнку, который в итоге хуже адаптируется к школе или вообще не хочет туда идти, как в описанной ситуации.
Я убеждена, что школа нужна для:
  • социального взаимодействия со сверстниками (дружба, разрешение споров, развитие коммуникативных качеств);
  • включение в свою жизнь "значимого взрослого" помимо родителей;
  • дисциплины, развития самоконтроля, саморегуляции;
  • коллективной деятельности.

В школе формируются те тесные связи социальные, которые очень редко формируются на кружках и секциях.
 
Это что касается ответа на поставленный вопрос. Также, я бы рекомендовала маме поговорить с психологом о своих собственных страхах и тревогах. Возможно, ребёнок никогда не посещал детский сад и сейчас есть страх отпустить ребёнка: что будет с ним без меня, но и что же буду я делать одна?
 
Надеюсь, ситуация в скором времени разрешится в ту или иную сторону, ведь времени осталось немного, а неопределенность вызывает ещё больше напряжения и тревог.
Всего самого доброго этой семье!
?сходя из данной информации сложно ответить однозначно.
Мне кажется актуальным для этой семьи сейчас вопрос другой: для мальчика наступает новый возрастной период, и переход от дошкольного возраста к школьному является кризисом в развитии ребенка. С этим может быть связано его нежелание идти в школу. Физически, эмоционально, интеллектуально и психологически для мальчика наступает новый этап, также как и для его родителей.

Родителям я бы предложила задаться вопросом про взаимоотношения друг с другом сейчас, про то, как совместно проходить через то, что ребенок растет и пришло время его не только пестовать, но и обучать, помогать ему социализироваться, взрослеть. А также поискать ответ на вопрос как еще решать вопрос дружбы/общения со сверстниками/получения социальных навыков, кроме как в школе. Школа лишь один из инструментов социализации, но никак не единственный. 
 
Также важно обратить внимание на то, что это мальчик, и что в возрасте примерно 8 лет в мальчиках начинает просыпаться агрессия, естественная, свойственная мужчинам энергия, помогающая защищать, добиваться результатом в социуме, выдерживать конкуренцию, достигать целей. ? научить правильно  обращаться с этой агрессией может только мужчина, который это умеет. Женщины, в силу своего природного страха перед мужской агрессией, стремятся ее подавлять запретами, ограничениями и проч. Поэтому для мальчика нужно найти такой вид деятельности и такого тренера/наставника, который поможет ему природную агрессию направить в нужное русло. 
 
В данной ситуации на мой взгляд возможны разные варианты:
- обратиться к детскому психологу с вопросом как помочь ребенку пройти этот кризис (и тогда, возможно, вопрос "школа или домашнее обучение" решится сам собой)
- родителям (вместе или индивидуально) также обратиться к специалисту, но уже про свои взаимоотношения, чувства в этой ситуации
- поговорить с сыном про причины его нежелания идти в школу (из вопроса не очень понятно спрашивали ли об этом у мальчика)
 
В целом, все-таки семья для ребенка первична, а школа и прочие социальные институты - вторичны. Тому, как выстраивать отношения с людьми, ребенок учится в семье и основные законы взаимодействия между людьми он наблюдает и постигает в семье. ? попадая в школу он уже использует то, что знает. ? тут важно ребенку помочь соединить то что он уже знает и умеет, и то что существует в социуме и отличается от уклада, традиций и особенностей его семьи. 
Что касается вопроса качества и содержания образования, то и у школы, и у домашнего обучения есть свои плюсы и минусы.
Домашнее обучение - это индивидуальный подход, учет потребностей ребенка, возможность делать акцент на развитии способностей ребенка, следовать за его скоростью усвоения информации, степенью концентрации внимания, что довольно сложно в рамках школьной программы в классе с 25ю учениками. 
 
Желаю семье, задавшей вопрос, самым благоприятным образом решить свою ситуацию:)
Важная задача родителей - это помочь ребенку стать социально адаптированным и самостоятельным. Это значит: понимать и принимать правила по которым живет тот или иной коллектив, подчиняться требованиям взрослого (в школе-учителя), работать в команде и т.д. Формировать эти навыки можно не только в школе, но и в центрах дополнительного образования. Сейчас действительно много альтернативных форм обучения (частные школы, домашнее, семейное обучение), и, если другая форма обучения соответствует ценностям семьи и родители понимают ответственность и готовы ее нести, то почему бы и нет? Плюсы и минусы домашнего обучения очевидны. 
+ свободный режим дня хорош тем, что можно сформировать комфортное расписание, которое будет соответствовать особенностям развития и типу нервной системы ребенка 
+ меньше риск подхватить вирусные заболевания
- ребенок рискует остаться без учителя, если мама заболела или устала
- скорее всего ребенка ожидает сильный кризис при переходе в среднее звено (режим, правила, большое количество детей, нет индивидуального подхода, требования едины для всех)
-мама вряд ли сможет быть универсальным учителям (физкультура, рисование, музыка)
- у ребенка не будет примера более успешных детей, соревновательного эффекта, желания показать другим свои возможности, прожить "ситуацию успеха"
- скорее всего затянется сепарация от мамы, и, как следствие, подростковое отделение будет проходить ярко. Хотя не факт, все зависит от того, какие отношения выстраивают родители с ребенком, насколько выстроены границы членов семьи. 
- есть опасность стать требующим педагогом для ребенка вместо поддерживающей и принимающей мамы
Здравствуйте!
 
Сразу начну с того, что не гармонично звучит мысль о том, что папа и мама хотят разных вещей, мыслят на столько по разному о будущем их ребенка.
Думаю, что этот вопрос гораздо важнее решить первым, иначе как бы не сложилась ситуация - кто-то будет испытывать серьезный дискомфорт (ведь речь идет о мировоззренческой позиции). Поэтому, вероятно им очень важно в теплой и доверительной атмосфере честно и прямо обсудить все личные "за" и "против", вооружившись так же и аргументами психологов. 
? вот, когда уже согласие между ними будет найдено, может это будет компромисс на определенный период времени, тогда ребенку будет легче в любой среде.
 
Что же касается моего личного мнения о школе и учебе, оно таково:
в большинстве средних школ большинство родителей и детей учится не хотят...
? в общем -то закономерно. Так как программа в школе не рассчитана на то, чтобы раскрыть таланты каждого, воодушевить и привить любовь к знаниям (хотя, безусловно, везде есть исключения; встречаются и прекрасные педагоги и заинтересованные семьи).
Есть интересные программы развития, например, школа Монтессори, где совершенно уникальный подход к обучению. Но такая школа не рассчитана на полный курс обучения (до 9 или 11 класса). Удивительная школа и у Щетинина.. 
Чтобы сделала я? 
Если мама готова учить ребенка, ей это правда нравится и интересно;
Если ребенок тянется к знаниям и имеет доверие к маме, как к педагогу (например, ранее они уже имели опыт совместного обучения чтению или азам английского);
Если семья готова и имеет достаточный временной и финансовый ресурс, возместить недостающее ребенку общение походами в разноплановые секции и кружки (здесь важно, чтобы там был возможен диалог и дружба между детьми, а не пришел на кружок и ушел; какие-то совместные экскурсии, вечеринки и т.п.),
Если мама и папа придут к консенсусу, то тогда почему бы нет? Все звезды, как говорят, сошлись.
В любом случае, можно сделать пробу пера и определить срок - например первый год или даже первую четверть...
 
Знаю, многие психологи станут говорить об уникальной важность межличностного общения, которое является краеугольным камнем в нашей жизни... Но тут важно, какие приоритеты у семьи? Если они хотят вырастить человека со своим мнением, с желанием читать книги, изучать науки, но при этом умеющему дружить, любить и общаться (без данного умения никакие науки не нужны...), то тогда школа, в ее обычном проявлении, им не поможет (на мой субъективный взгляд).
Важно определиться с целями.
Важно прийти к миру маме и папе.
В любом случае супер-важно дать возможность ребенку полноценно общаться (для этого родители также должны иметь активную позицию - иметь друзей, бывать и приглашать в гости кого-то и т.д).
Удачи и вам и им в этом решении!
Чтобы оставить сообщение, необходимо авторизоваться.

Назад к теме