Зачем ребенку школа?

Злотников Андрей
10 ноября 2016, 12:55
Обратилась через страницу в ФБ на сайт пара с вопросом: «Зачем ребенку ходить в школу?». 

Мальчик, 7,5 лет, не хочет идти в школу (в 1й класс) – хочет учиться с мамой, дома. Ходил в летний лагерь при школе, дважды, ему не понравилось. Мама ребенка не работает и хочет самостоятельно обучать ребенка всем необходимым в школе знаниям, а обучение социальным навыкам перекрывать за счет кружков и секций. Предлагает учиться экстерном, сдавая тесты раз в квартал в школе. 

Папа, считает, что важно ходить в школу, там можно научиться дружить/сориться с детьми, слушаться взрослых, научиться необходимым для жизни ритуалом плюс системное обучение знаниям. 

Как Вы думаете коллеги, нужно ли действительно идти в младшую школу или возможно всему научиться дома под присмотром родителей? Что можно занести в плюс домашнему обучению, а что является минусами? 
Спасибо.
Нагорная Дана
10 ноября 2016, 12:58
Задачи младшего школьного возраста:
- научиться учиться и получать от этого удовольствие;
 - научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми);
 - обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя).
В вопросе родителей частично уже содержится ответ - " Мама ребенка не работает и хочет самостоятельно обучать ребенка всем необходимым в школе знаниям". Ребенок зависит от родителей ,и ,возможно,поэтому  "не хочет".
Польза от школьного обучения  еще будет очень зависеть от первой учительницы, общих целей и направленности школы.
Кваша Валерия
10 ноября 2016, 13:01
Главным, что дает школа ребенку, является социализация. В том числе и в виде противостояния, это необходимый жизненный опыт. Если человек в процессе взросления, будет изолирован от данного опыта, то в дальнейшем ему будет невероятно сложно интегрироваться в любой коллектив.
Что касается образования, то фундаментального, пусть и не лучшего школьного образования даже самая умная мама дать не сможет, в любом случае придется нанимать узких специалистов (репититоров), но в большем объеме, нежли при стандартном школьном обучении. 
Если так не нравится обычная школьная система, можно порекомендовать Вальдорфскую школу
Вальдорфская педагогика


Основные особенности:
- специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика;
принцип несменяемости классного учителя, который "ведет" свой класс с первого по седьмой-восьмой год обучения; классный учитель ключевым образом влияет — разумеется, в сотрудничестве со своими коллегами и в кооперации с родителями — на учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; «для ребенка учитель много важней предмета»;


- возрождение традиции устного рассказывания, материалом для которого учителю служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч.); в младших и средних классах рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время главного урока; театральные постановки этих сюжетов интегрируются в учебный процесс;


- выдвижение на первый план художественно-эстетического элемента образования, а также рукоделия и ремесел; в учебный план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла — работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность, развивается волевая культура ученика;
установка на отсутствие разделения по социально-материальному признаку; «вальдорфская школа — школа для всех»;


- отмена системы отметок в баллах; отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может развиваться свободно и беспрепятственно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями;
введение «гигиенической организации преподавания»; занятия сориентированы на ритм дня, недели, года;
- предметы преподаются «эпохами» — в течение 3 - 4 недель один и тот же предмет на первом сдвоенном уроке; это ведет к концентрации учебного материала, а также дает учителю возможность органически, последовательно развивать материал в течение «эпохи».


- преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам;


- еженедельные педсоветы («учительские конференции»), целью которых является постоянное обновление педагогики через углубление познания человека, а также профессиональное развитие учителя; этой цели служат обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и дидактики; значительная роль отводится коллегиальному самоуправлению школы учительским коллективом;


- совместная работа родителей и учителей, посвященная выработке общего понимания задач образования.
Тут процесс обучения и общения с детьми не отягощен жесткостью советской школьной системы.
Жанэ Нора Зауровна
10 ноября 2016, 13:04
Не видя и не пообщавшись с ребенком в составе семьи - трудно дать ответ. 
Школа - это очень важный этап в развитии семьи и развитии ребенка. 
Почему ребенок не желает посещать школу, откуда пришло такое его желание учиться дома? Это горький опыт или желание мамы видеть себя учителем? Вопросов много и очень много!!!!
Конечно наша современная система образования "грохнулась" полностью и это вызывает массу сожалений и разочарований.
Сможет ли мама быть хорошим учителем, сможет ли быть строгой и адекватной, понимающей и терпеливой учительницей. Сможет ли донести необходимые знания своему ребенку.
Школа должна образовывать, а семья - воспитывать. Как найти этот правильный баланс?
В данном случае, на мой взгляд, первочередным вопросом, который нужно решать - это не желание-нежелание ребенка, а противоречия во взаимоотношениях между родителями. Ребенку, вполне себе объяснимо, хочется остаться при маме, скорее всего, помимо прочего и потому, что отец в известной степени отстранен от взаимодействия и сыном. Решат вопросы между собой - и мальчишке будет легче принять решение о походе в школу. Не решат - парень будет находиться под все усиливающимся маминым влиянием, а это в перспективе, без отцовского присутствия в необходимом для мальчика (юноши, парня, мужчины) количестве приведет к известным трудностям.
Мне кажется в каждом случае все индивидуально. Во первых можно понять, почему ребенок не хочет идти в школу, но и конечно желание матери говорит о многом. Так как уже есть такой вопрос, то важно не за или против школы, а что можно сделать в конкретной ситуации. Ведь школа это только один из этапов самостоятельности и определенной социальной реальности с которой ребенку предстоит взаимодействовать. Как он это будет делать в дальнейшем, можно задаться вопросом уже сейчас и поработать с теми трудностями, которые мешают. Важно также, что может поддержать маму ребенка в своих собственных интересах и каким она видит своего ребенка, как самостоятельную личность, которой иногда нужно справляться с трудностями и получать поддержку в их преодолении или только, как объект опеки. 
Людмила Минина
10 ноября 2016, 13:42
Менн Анастасия
10 ноября 2016, 13:44
Поступление в школу, нахождение в кругу сверстников и умение выделять значимого взрослого помимо своих родителей - важный этам развития каждого ребёнка.
Период поступления в школу также является стрессовым моментом для всей семьи, первым подобным стрессом являлось само рождение ребёнка, а соедующим станет его подростковый возраст.
Тревоги родителей в этот период в целом нормальны, если они не передаются ребёнку, который в итоге хуже адаптируется к школе или вообще не хочет туда идти, как в описанной ситуации.
Я убеждена, что школа нужна для:
  • социального взаимодействия со сверстниками (дружба, разрешение споров, развитие коммуникативных качеств);
  • включение в свою жизнь "значимого взрослого" помимо родителей;
  • дисциплины, развития самоконтроля, саморегуляции;
  • коллективной деятельности.

В школе формируются те тесные связи социальные, которые очень редко формируются на кружках и секциях.
 
Это что касается ответа на поставленный вопрос. Также, я бы рекомендовала маме поговорить с психологом о своих собственных страхах и тревогах. Возможно, ребёнок никогда не посещал детский сад и сейчас есть страх отпустить ребёнка: что будет с ним без меня, но и что же буду я делать одна?
 
Надеюсь, ситуация в скором времени разрешится в ту или иную сторону, ведь времени осталось немного, а неопределенность вызывает ещё больше напряжения и тревог.
Всего самого доброго этой семье!
Важная задача родителей - это помочь ребенку стать социально адаптированным и самостоятельным. Это значит: понимать и принимать правила по которым живет тот или иной коллектив, подчиняться требованиям взрослого (в школе-учителя), работать в команде и т.д. Формировать эти навыки можно не только в школе, но и в центрах дополнительного образования. Сейчас действительно много альтернативных форм обучения (частные школы, домашнее, семейное обучение), и, если другая форма обучения соответствует ценностям семьи и родители понимают ответственность и готовы ее нести, то почему бы и нет? Плюсы и минусы домашнего обучения очевидны. 
+ свободный режим дня хорош тем, что можно сформировать комфортное расписание, которое будет соответствовать особенностям развития и типу нервной системы ребенка 
+ меньше риск подхватить вирусные заболевания
- ребенок рискует остаться без учителя, если мама заболела или устала
- скорее всего ребенка ожидает сильный кризис при переходе в среднее звено (режим, правила, большое количество детей, нет индивидуального подхода, требования едины для всех)
-мама вряд ли сможет быть универсальным учителям (физкультура, рисование, музыка)
- у ребенка не будет примера более успешных детей, соревновательного эффекта, желания показать другим свои возможности, прожить "ситуацию успеха"
- скорее всего затянется сепарация от мамы, и, как следствие, подростковое отделение будет проходить ярко. Хотя не факт, все зависит от того, какие отношения выстраивают родители с ребенком, насколько выстроены границы членов семьи. 
- есть опасность стать требующим педагогом для ребенка вместо поддерживающей и принимающей мамы
Чтобы оставить сообщение, необходимо авторизоваться.

Назад к теме