Столкнувшись с проблемами, препятствиями и неудачами, определенное количество людей задается вопросом, который, видимо, крайне необходим в таких ситуациях: «и кто я после этого?». Принципиально важным становится то, «кто ты?» и «какой ты?», а не «что ты делаешь?». Иными словами, вместо того, чтобы разбираться в том, что происходит, люди начинают заниматься оценкой (то есть не процессом или феноменом, а качеством этого процесса или феномена). И я все больше склоняюсь к тому, что самооценку (определение «качества» самого себя) вообще хорошо бы научиться выбрасывать куда подальше. Вообще.
А как же без нее?! – встревожится тот, чья жизнь построена на притязаниях. – Откуда брать стимулы к развитию и самосовершенствованию?
А они – развитие и самосовершенствование – тоже не нужны без конкретной задачи. А задача «чтобы стать лучше» - никуда не годится, от нее никакого толка, но в ней много напряжения, тревоги и стыда.
Вселенной все равно – хорошие мы или плохие. Она не раздает ударов кнута или конфетки. Их раздают люди – в соответствии со своими интересами, не с нашими, потому что нашими интересами можем заниматься только мы сами… «Хороший мальчик» - и ты счастлив просто от того, что кто-то считает тебя «хорошим». Правда, смысл этого словосочетания, «хороший» - совершенно непонятен. Чаще всего это – «удобный», «соответствующий ожиданиям» и так далее. В этих инфантильных определениях человека, «хороший/плохой», нет никакой конкретики, нет никаких точек роста. Это «стоп-кадры» чужого восприятия, и все. «Я думаю, что я плохой человек» - и видно глубоко инфантильное восприятие себя как какой-то завершенной сущности. Остается только убиваться и страдать. А Вселенной все равно, она живет как-то по себе, и нет ей дела до того, какие мы. Она умудряется иметь с нами дело безо всякой этой самооценочной ерунды. Другим людям, кстати, тоже все равно, «хорошие» мы или «плохие». Им важно то, что мы делаем и чувствуем по отношению к ним. А не абстрактные материи.
Определение себя как «неудачника», «урода», «отличного парня» и так далее фиксируют некий «результат», некое стабильное состояние, которое, на самом деле, является субъективной иллюзией. Что значит «неудачник»? Тот, у кого много неудач? Или тот, кто не добился поставленной цели? Так он «вообще неудачник», или «неудачник в этом деле»? А имеет ли вообще смысл этот старательный поиск самооценочных ярлыков? Имеет, если исходить из идеи, что человек – это нечто законченное и целостное, осталось только ярлычок с названием налепить – и в музей. «Меня это успокаивает – сразу понятно, кто я… И как-то проще становится, потому что возникает ясность и нет необходимости какое-то время что-то делать, можно просто попереживать» - так мне однажды ответили на вопрос «а зачем тебе так важно выяснить, какой у тебя психологический диагноз?» Кстати, чрезмерная увлеченность типологиями личности, стремление выяснить «свой тип личности» - отсюда же, это дает определенность и законченность, создает «стоп-кадр» из ленты жизни, и фиксирует на нем. Тормозя или блокируя процесс естественного взаимодействия со средой.
А как же без нее?! – встревожится тот, чья жизнь построена на притязаниях. – Откуда брать стимулы к развитию и самосовершенствованию?
А они – развитие и самосовершенствование – тоже не нужны без конкретной задачи. А задача «чтобы стать лучше» - никуда не годится, от нее никакого толка, но в ней много напряжения, тревоги и стыда.
Вселенной все равно – хорошие мы или плохие. Она не раздает ударов кнута или конфетки. Их раздают люди – в соответствии со своими интересами, не с нашими, потому что нашими интересами можем заниматься только мы сами… «Хороший мальчик» - и ты счастлив просто от того, что кто-то считает тебя «хорошим». Правда, смысл этого словосочетания, «хороший» - совершенно непонятен. Чаще всего это – «удобный», «соответствующий ожиданиям» и так далее. В этих инфантильных определениях человека, «хороший/плохой», нет никакой конкретики, нет никаких точек роста. Это «стоп-кадры» чужого восприятия, и все. «Я думаю, что я плохой человек» - и видно глубоко инфантильное восприятие себя как какой-то завершенной сущности. Остается только убиваться и страдать. А Вселенной все равно, она живет как-то по себе, и нет ей дела до того, какие мы. Она умудряется иметь с нами дело безо всякой этой самооценочной ерунды. Другим людям, кстати, тоже все равно, «хорошие» мы или «плохие». Им важно то, что мы делаем и чувствуем по отношению к ним. А не абстрактные материи.
Определение себя как «неудачника», «урода», «отличного парня» и так далее фиксируют некий «результат», некое стабильное состояние, которое, на самом деле, является субъективной иллюзией. Что значит «неудачник»? Тот, у кого много неудач? Или тот, кто не добился поставленной цели? Так он «вообще неудачник», или «неудачник в этом деле»? А имеет ли вообще смысл этот старательный поиск самооценочных ярлыков? Имеет, если исходить из идеи, что человек – это нечто законченное и целостное, осталось только ярлычок с названием налепить – и в музей. «Меня это успокаивает – сразу понятно, кто я… И как-то проще становится, потому что возникает ясность и нет необходимости какое-то время что-то делать, можно просто попереживать» - так мне однажды ответили на вопрос «а зачем тебе так важно выяснить, какой у тебя психологический диагноз?» Кстати, чрезмерная увлеченность типологиями личности, стремление выяснить «свой тип личности» - отсюда же, это дает определенность и законченность, создает «стоп-кадр» из ленты жизни, и фиксирует на нем. Тормозя или блокируя процесс естественного взаимодействия со средой.
Важно не путать самооценку и самоидентификацию. «Я – психолог» - это профессиональная самоидентификация, т.е. отнесение себя к какому-либо реально существующему феномену, «я хороший-плохой психолог» - это самооценка, т.е. определение качества того или иного феномена (в данном случае – себя как психолога). Без идентичности в этом мире мы превращаемся в «перекати-поле», не имеющее опоры в этом огромном мире, без самооценки - в людей, способных к развитию в любой, даже самой сложной и болезненной, ситуации.
Если исходить из мысли, что мы – существа не завершенные, а развивающиеся на протяжении всей жизни, то смысл самооценки пропадает, и важными становятся характеристики процесса, а не оценка его качества. «Я фотограф» - профессиональная самоидентификация. Понятно и ясно. «Я фотограф, делающий снимки, которые нравятся мне самому» - тоже понятно. И это ясно: «я фотограф, который делает снимки, нравящиеся большому кругу людей». Можно добавлять все новые и новые аспекты, в соответствии с логикой ТЕКУЩЕГО момента или периода времени, например, «я фотограф, который делает фотографии природы, признанные профессиональными фотографами». А теперь: что такое «хороший фотограф?» С чем его едят? «Хороший ли я оратор» или «удалось ли мне донести свои мысли до слушателей?» - что предпочитаете?
«Я никчемный, никому не нужный человек»… Завершенная фигура, целостный образ. Но в нем нет жизни. «Я чувствую себя одиноко, у меня не получается быть нужным другим людям» - здесь есть процесс, действие и реальность текучего настоящего… Рассматривая себя как процесс, важно различать себя и свои действия. «Я делаю то-то и то-то, и переживаю из-за этого» вместо «Я делаю плохие вещи и поэтому я плохой человек». Во втором случае переживание из-за определенных событий/действий усугубляется переживанием из-за собственной ничтожности/неправильности, и оставляет мало энергии для совладания с этими событиями/последствиями действий.
Разумеется, это не панацея и не путь к спасению. Это просто шаг к восстановлению чувствительности к потоку жизни, при котором «что происходит, что я чувствую и что я делаю» важнее, чем «какой/кто я после всего этого?». Как говорил В.Леви, самооценку лучше отправить на самообслуживание.
Если исходить из мысли, что мы – существа не завершенные, а развивающиеся на протяжении всей жизни, то смысл самооценки пропадает, и важными становятся характеристики процесса, а не оценка его качества. «Я фотограф» - профессиональная самоидентификация. Понятно и ясно. «Я фотограф, делающий снимки, которые нравятся мне самому» - тоже понятно. И это ясно: «я фотограф, который делает снимки, нравящиеся большому кругу людей». Можно добавлять все новые и новые аспекты, в соответствии с логикой ТЕКУЩЕГО момента или периода времени, например, «я фотограф, который делает фотографии природы, признанные профессиональными фотографами». А теперь: что такое «хороший фотограф?» С чем его едят? «Хороший ли я оратор» или «удалось ли мне донести свои мысли до слушателей?» - что предпочитаете?
«Я никчемный, никому не нужный человек»… Завершенная фигура, целостный образ. Но в нем нет жизни. «Я чувствую себя одиноко, у меня не получается быть нужным другим людям» - здесь есть процесс, действие и реальность текучего настоящего… Рассматривая себя как процесс, важно различать себя и свои действия. «Я делаю то-то и то-то, и переживаю из-за этого» вместо «Я делаю плохие вещи и поэтому я плохой человек». Во втором случае переживание из-за определенных событий/действий усугубляется переживанием из-за собственной ничтожности/неправильности, и оставляет мало энергии для совладания с этими событиями/последствиями действий.
Разумеется, это не панацея и не путь к спасению. Это просто шаг к восстановлению чувствительности к потоку жизни, при котором «что происходит, что я чувствую и что я делаю» важнее, чем «какой/кто я после всего этого?». Как говорил В.Леви, самооценку лучше отправить на самообслуживание.