Психологический порлат Psy-practice

Горевание на языке сновидений

Горем называют реакцию на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. Считается, что горевание - это процесс, развивающийся по своим универсальным законам. Наиболее широкое распространение получили взгляды Дж. Вильяма Вордена. Он предложил рассматривать горевание как последовательное решение задач. При нормальном течении горя человек решает задачи, схожие с задачами ребенка по мере взросления и отделения от матери.
               Первый шаг состоит в том, чтобы осознать факт потери. Часто на этом этапе человек машинально ищет контакта с умершим: набирает его номер телефона, делает покупки с учетом вкусов умершего, планирует разговор с ним. Это поисковое поведение направлено на восстановление связи, на продолжение общения с утраченным объектом. В норме эта активность должна смениться признанием факта потери.
Следующая задача по Вордену – пережить боль потери. Выполнение этой задачи может, как облегчаться, так и осложняться окружающими. Есть мнение, что культурально мы все предрасположены к осложененному гореванию. Стоицизм, особенно для мужчин считается социально желательной реакцией на утрату. Избегание негативных эмоций, запрет на открытое проявление чувств, погружение в работу, употребление алкоголя или наркотиков подавят боль, но продлят срок траура на неопределенное время.
Следующая задача человека, переживающего утрату – наладить свою жизнь, восполнить ту пустоту, которая образовались после смерти близкого. Не всегда ясно, чем именно был для человека умерший, какую именно роль он играл в жизни переживающего потерю, какая именно сфера жизни нуждается в реконструкции. Иногда горюющий, потеряв близкого, обнаруживает, что утратил часть себя, часть своего «я». Вырабатывая новые навыки и восстанавливая позитивный образ себя, человек приспосабливается к потере и получает возможность решить последнюю задачу горевания.
            Завершающая задача работы горя – выстраивание нового отношения к умершему. Это отношение может быть эмоционально насыщенным, но принципиально важно, чтобы у горюющего появилась возможность и желание строить новые отношения.
               Материалом для этого эссе послужили сновидения 23 человека в возрасте от 18 до 60 лет. Сновидения, последовавшие за известием о смерти близкого человека, были пересказаны психологу в процессе работы и таким образом сохранены. Имена сновидцев изменены.
               На стадии острого горя происходит болезненный отрыв, уничтожение старой связи и рождение новой. Она наступает либо сразу после известия об утрате, либо спустя некоторое непродолжительное время. На начальной стадии горевания перед человеком стоит задача признания факта потери. Переживающие горе, сообщают, что узнают в толпе умершего, слышат его шаги и т. д. Такие состояния отличаются сильной эмоциональной вовлеченностью, под влиянием которой может утрачиваться грань между переживанием и реальностью.
               В сновидениях, последовавших сразу после смерти близкого человека, люди видели умершего живым, и, как правило, в главной роли. Умершего иногда описывали как некое идеальное существо. "Мама была молодой, в ярком платье", " во сне вижу ее молодой, смеющейся, с длинными кудрявыми волосами, в красивом цветном платье. Она танцует, пьет вино, предлагает его мне ", "мама была очень спокойной, ласковой, улыбалась, она подарила мне красивые серьги с квадратными камнями. Ни словом не упрекнула меня…."
               З. Фрейд полагал, что основная функция сновидения – это исполнение желания сновидца. В дальнейшем он развил и дополнил эту идею. Его утверждение хорошо иллюстрируют приведенные выше сновидения. Близкий человек умер, иногда в результате мучительной болезни, сильно изменившей внешность и эмоциональный настрой. На территории сновидения испытуемый сконструировал тот образ любимого, который «захотел»: он часто моложе и красивее реального, демонстрирует радость или удовлетворение. Женщина, потерявшая мужа, рассказывала на сессии: «Мне бы только знать что с ним все хорошо, что он хорошо «устроился» В сновидение она видела мужа, стоящим у окна. Он выглядел моложе, стройнее, чем в реальности, волосы без седины. Самое главное – мужчина в сновидении демонстрировал спокойствие, даже умиротворение. Дочь, похоронившая мать, рассказала, что при жизни они часто конфликтовали, отношения были полны взаимных претензий. В сновидении она увидела свою маму молодой и красивой, дарящей ценный подарок. Сильнее всего ее поразило, что не последовали привычные упреки, мама была спокойна и доброжелательна.
            Некоторые испытуемые сразу после известия о смерти видели в сновидении близких в пугающем облике. Иногда, кроме отталкивающего внешнего вида утраченный объект демонстрировал крайне агрессивное поведение, пытался навредить сновидцу. Женщина, похоронившая сына-подростка, испытывала мучительное чувство вины. Она предоставила в его пользование загородный дом. Подросток часто устраивал там вечеринки с друзьями. После одной из таких встреч он был найден мертвым (передозировка наркотиков) Ее сон повторялся без изменений на протяжении долгого времени: «Я стою в земляной яме, Артем наверху, на самом краю ямы. Чтобы его увидеть я задираю голову. Он начинает сталкивать в яму землю и засыпать меня» Другой сновидец: "Отец хватает меня за горло и начинает душить остервенело, яростно. Его лицо очень близко. Просыпаюсь, как будто не спал вовсе» Рассказчики считали нужным пояснить, что при жизни их близкий человек никогда не проявлял по отношению к ним не только агрессии, но и грубости.
Возможно, речь идет об агрессии, не нашедшей места в реальных отношениях. В работе Гущиной Т.В., посвященной исследованию совладающего поведения в дисфункциональных семьях была использована методика «Расскажи сказку» С ее помощью было установлено, что 63,2% опрошенных детей, описывают чувство обиды и гнева за несправедливое отношение родителей к ним, игнорирование их потребностей. Но на сознательном уровне «темная сторона матери» отрицалась как матерями так и детьми. Автор собрал и проанализировал сновидения этих детей. «Сны, которые дают выход бессознательному, порождают чудовищ, в которых хорошо угадываются образы родителей, и, прежде всего, матери» (Т.В. Гущина 2010)
            Сновидения, последовавшие непосредственно за известием о смерти близкого объединяет наличие в сюжете утраченного объекта. И идеализированный, и демонизированный образы описывались как одинаково далекие от реальности. Однако сновидцы твердо опознавали в них своих утраченных близких и продолжали с ними общение. Сновидения "с участием" утраченного объекта производили сильное впечатление на сновидцев, хорошо запоминались и в дальнейшем легко воспроизводились. Кроме того, реакция Эго на эти сновидения была очень яркой - разочарование и досада при пробуждении, печаль, беспокойство и страх.
               В сновидениях, относящихся к промежуточному периоду горевания (по Вордену – решение задач, связанных с переживанием боли потери и восполнением пустоты, образовавшейся в результате смерти близкого человека), сложнее обнаружить типичные сюжеты. Сюжетные линии этих сновидений отражают более глубокую работу психики. В сновидениях, относящихся к промежуточному периоду горевания сновидцы претерпевали трансформации, неожиданно оказывались в новых местах в новой роли. «Мы с приятелями сидим в шезлонгах у самой кромки воды. Это море, очень теплый день, вода бирюзовая, как на рекламных проспектах. Неожиданно вода начинает подниматься, она образует стену, эта стена очень быстро растет. Мои собеседники не проявляют никакой тревоги. Я тоже не тревожусь. Водная стена обрушивается на нас. Мои приятели остаются на месте, остаются на месте легкие шезлонги, а меня смывает этой обрушившейся водной стеной. Я пытаюсь удержаться за своих спутников, но их пальцы выскальзывают у меня из рук» В некоторых сновидениях испытуемые получали опасные увечья: «Я очень красиво одета и причесана. Так выглядят голливудские звезды 30-х годов. У меня есть двойник. Она красива и не менее роскошно выглядит, но она не добра. Эта женщина кажется мне опасной…. она выкалывает мне глаза…»
С потерей значимого другого жизнь горюющего должна измениться. Ему предстоит взять на себя выполнение новых функций либо расстаться с прежними ролями. Иногда только с потерей человек может вполне осознать, кем именно являлся для него утраченный человек. В сновидения промежуточного этапа частой является тема смерти и опасности: «Вместе со мной в заключении находится еще один человек, он военный. Этот человек хочет, во что бы то ни стало выжить. Я же спокойно приму свою смерть, как мне кажется. Ночью к нему приходят два серых типа. Я вижу их только со спины. Они склоняются над моим знакомым и что-то делают. Когда они отходят, я вижу что на его шее глубокий надрез. Видна трахея, что-то сизое. Голова наполовину отделена от туловища, но человек еще живет. Он плачет, он очень хочет выжить»
            Последнюю задачу работы горя многие исследователи считают наиболее трудной для завершения. На этом этапе часто случаются рецидивы. Человек винит себя в том, что так «быстро» сумел оправиться от потери. Горюющему может казаться, что если он ослабляет эмоциональное отношение к умершему, он оскорбляет его память, предает его. Наиболее характерными признаками того, что работа горя завершена, называют желание продолжать жизнь, завести нового партнера, найти новую работу. Некоторым, пережившим утрату удается найти смысл в произошедшем.
В сюжетах сновидений, соответствующих завершающей стадии горевания сновидец не делает попыток сблизиться с умершим. Наоборот, он протестует против его присутствия. Главной задачей на этом этапе является адаптация к новой жизни, к жизни без умершего человека. «Я прихожу домой. Дочка и сын мне радостно говорят: «Валера вернулся» В голове страх: что мне делать ? У меня другой человек, другая жизнь !!! Я уже не хочу назад, к прежней жизни… Я растерялась и испугалась. Не хочу его видеть!!!» Человек сумел «похоронить психического двойника», выстроить с ним новые эмоциональные отношения и готов продолжать жизнь дальше.
Сюжеты, в которых сновидец осознает невозможность происходящего также, на мой взгляд, говорят о завершении горевания «Мама играет с Иришкой. Но Ира родилась уже после похорон. Есть могила, памятник! Значит я сплю», «Мы с мамой пьем чай, она собирается уходить и оборачивается у двери. В этот момент я понимаю, что сплю, что все это происходит не наяву, мама давно мертва» Довольно часты на завершающих этапах горевания сны-прощания. Сновидцы говорят последние прощальные слова своим близким, просят прощения: «Я ищу дедушку в комнатах, даже в шкафах. Он сидит в кресле у окна. Я говорю ему – «ты прости меня за то, что я так с тобой обращалась. Скажи – тебе хоть хорошо «там»?» имею в виду рай… Во сне мне становится легче, камень с души» В некоторых сновидениях завершающей стадии горевания умерший отсутствует, но сновидец находит его вещи и избавляется от них. «Я отправила маму в хоспис и знаю, что она почему-то радуется этому. В руках я держу огромную груду старых поношенных вещей. Такие носят на даче. Приглядевшись, я узнаю мамину одежду. Эта груда мне явно не по силам. У меня на пути стоит приятный мужчина. Он не делает попыток уступить дорогу и, в конце концов, я рассыпаю все вещи. Мы с ним уходим гулять по мосту» Сюжеты этих сновидений говорят о готовности и желании сновидца освободиться от тягостных воспоминаний, связанных с утраченным объектом, что соответствует заключительному этапу горевания. Частая реакция Эго на сновидения завершающего этапа горевания – успокоенность, умиротворение, некоторые сновидцы упоминали радость, убежденность что с умершим все в порядке.
               Мне кажется интересным, что ни один из сновидцев ни разу не увидел во сне своего близкого человека мертвым (без дыхания, в гробу и тп) Хотя некоторые испытуемые определенно находились на завершающем этапе горевания. Вероятно, время для этих сновидений еще не пришло. Отечественные исследователи в 70-х годах собрали и проанализировали сновидения людей, последовавшие сразу за совершенным тяжелым правонарушением. Подавляющее большинство сновидцев видели своих жертв во сне живыми, такими, какими помнили их до убийства. Сам акт нападения видели во сне менее 20 % Возможно, конечно, сновидцы не были полностью откровенны, желали скрыть содержание своих сновидений. А может это объясняется тем, что на территории психики нет подлинно мертвых частей или они появляются гораздо позднее.
 
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку