Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
Авторизация Регистрация
Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Укажите ваш E-mail
Подписаться

РОДИТЕЛИ СНЕГУРОЧКИ и ее почтовый адрес

Подписаться на автора РОДИТЕЛИ СНЕГУРОЧКИ и ее почтовый адрес
02 Декабря 2016 13:41:14
1537

Я практикую технику активного воображения в групповой форме. Это позволяет мне знакомиться с образами коллективного бессознательного простых нижегородцев без регулярного сидения на местных форумах или обращения к бред-лентами социальных сетей. Последнее время в воображении моих клиентов царил архетип русской народной троицы (Деда Мороза, Снегурочки и Снеговика). Поговорим о них. Вопрос: "Кем же являются мать и отец Снегурки, внучки Деда Мороза?",- регулярно посещает детей и взрослых.

Но ответа на него не найти в детских книжках. Постараюсь приоткрыть вам завесу этой мрачной тайны славянского пантеона божеств. В этическом отношении они были ничуть не лучше греческих родственников. Убийства, измены, инцест — практически обязательные свойства языческой  "божественной" генеалогии.  Дед Мороз относительно новый персонаж появившийся в фольклоре российских горожан лет 200 назад. До этого его почитали исключительно в сельской местности, где он имел привычку заявляться в гости вместе с приведениями духами умерших родственников исключительно на Дяды и кормили его поминальной едой (кутьей). 

Связь его с культом смерти очевидна. Но сам он не является богом смерти, хоть и попать к нему можно бросившись в колодец. На самом деле это старинный бог славян Велес. Велес с его странноватым набором паствы в виде пастухов, торговцев, воров и волхвов был скорее славянским Гермесом, божественным Психопомпом или проводником. 

Действительно в изначальном индоевропейском мифе существовал загробный пастух, пасший души умерших. Примерно тем же занимался и Велес. Этот вопрос довольно подробно исследован Б. Успенским в филологических разысканиях в области славянских древностей "Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского".  Так что наш славянский Один удобно устроился на месте Санта Клауса. И от старых замашек Харона осталось у него привычка спрашивать детей "Хорошо ли ты вел себя в прошлом году?"

Его супругой была богиня Мара или Морана. У нас в каждом городе до сих пор есть посвященные ей Марьины рощи возле кладбищ. Ну, а снежная баба, которую дети лепят каждую зиму не что иное, как ее идол.  Вглядитесь в очертания ее фигуры. Чем она отличается от степных каменных баб и прочих палеолитических Венер? Современные долбославы любят изображать ее исключительно Богиней Смерти, эдакой Снежной Королевой. Хотя очевидно, что ее образ гораздо многограннее. Она отвечала не только за смерть, но за плодородие и вечную жизнь. 
Самим словом Морана западные славяне называют чучело Зимы сжигаемое по весне. У нас это чучело называют русским словом Кострома, родственным слову костер. Чучело Мораны (надоевшей Зимы-Морены, Костромы) сжигали на празднестве Комоедицы в День весеннего равноденствия, когда слабое зимнее солнце обращалось в окрепшее весеннее и на всей планете наступала астрономическая весна.

А были ли у Зимы и Велеса дети, кроме разных кикимор? Один точно был. Это Морозко или коротко — Мор. Да, да тот самый, который очень любил кататься на лошадке, подобно своим западнославянским дядьям Святовиту, Радогасту и Трояну. Из-за этой привычки к кочеванию его так и звали Кощей. Действительно, помотало его по свету. В Индии он заглянул к принцу Гауптаме Шакямуни , как демон-искуситель. Мара — искуситель, отвлекающий людей от духовных практик путем придания привлекательности земной жизни или выдавая отрицательное за положительное.

На Западе он предстает в образе ужасного снеговика Сноумена. Видимо, из за этой многоликости его начнут путать с одним из 4 всадников Апокалипсиса,  с настоящей Чумой на белом коне.  

А у русских он командует в подземных чертогах. У него в сказках 3 царства, Каменное, Медное и Железное или если хотите красивостей — Медное, Серебряное и Золотое.

В России он костляв. И филологи до сих пор спорят, из за его костлявости или из-за тюрского "кош", кощей означает еще и пленник.

Так начинает одна сказка, причем довольно неприятно для Кощея. Он в плену у амазонки, Марьи-Моревны, окрутившей Ивана-Царевича после смерти иванушкиных родителей. Через некоторое время степная воительница отъезжает и наказывает супругу: "Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать", не то "худо нам будет". Но не послушался Иван-Царевич, открыл чулан, а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Выпив три ведра воды, принесённые ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья. При этом он похищает саму его супругу.

Иван-царевич решает её вернуть, и несколько раз освобождает из Кощеева плена, но Кощей всё время настигает его на своём волшебном быстроногом коне. Два раза он щадит Ивана (из-за того, что тот ему помог), на третий — убивает. Однако, зятья оживляют Ивана и дают ему добрый совет: добыть волшебного коня. Когда у Ивана появляется такой же волшебный конь, как у Кощея, они сходятся в поединке, Иван убивает Кощея и освобождает жену.

Кто такая эта девица? Возможно, жена Перуна, богиня любви Леля. Правда, сейчас принято сомневаться в самом ее существовании в мифах древних славян.

Сначала, как и в случае с ее матерью Ладой, приходится решать вопрос о мужском или женском естестве этого персонажа. А. Н. Островский и Н. А. Римский-Корсаков своей "Снегурочкой" убедили публику в том, что Лель — юноша, однако это так же далеко от истины, как и превращение кочевников-берендеев в архаических славян. Целый ряд записей говорит о Леле (Леле) в женском роде. Особенно показателен обряд-игра "Ляльник", посвященный только этому персонажу и подробно описанный Фаминцыньш. Обряд наблюдался у украинцев и белорусов юго-западного края России. Проводился он в канун юрьева дня, 22 апреля; эти дни назывались "красной горкой", что отличалось от обычного наименования "красной горкой" фоминой, послепасхальной недели. Если перед древней масленицей, когда в природе устанавливалось весеннее равноденствие и солнце побеждало зиму, люди "закликали весну", приглашали её, то в юрьевские дни, когда уже появлялась первая трава, когда распускались деревья, можно было уже праздновать приход весны, её ощутимое присутствие. Этот весенний праздник "рrimavera", первой зелени действительно очень напоминает по своей сущности античные элевсинские мистерии, связанные с весенним возвращением Персефоны.

Персефона-Кора — дочь Деметры; второе имя подчеркивает дочерний, юный характер весенней богини. Напомню, что анонимный русский автор XVII в., сочинение которого использовал Гизель, прямо называет Ладу матерью Леля и Полеля. В этом указании на материнство Лады автор, очевидно, опирался только на современный ему этнографический материал, так как у него нет никаких параллелей с античной мифологией и он не упоминает ни Цереру, ни Прозерпину, что делали польские авторы. Мужской род детей Лады также условен.

Материнство Лады явствует и из тех песен, где при закликании весны к ней, Ладе, обращаются за разрешением: "Благослови, мати Ладо, весну закликати!". У русского этнографа XVII в. были все основания считать Ладу матерью.

Дочерняя сущность Лели-Ляли явствует из целого ряда близких к этому мифологическому имени слов: "ляля", "лялька" — ребенок, дитя, кукла, игрушка; "лелеять" — бережно носить ребенка; "люлька" – детская колыбель; "лелека" — аист, с которым связано поверье о том, что он приносит детей, и многое другое. "Леля", "Ляля" могло быть почти нарицательным обозначением "дочери", подобно тому как Персефона, дочь Деметры, именовалась просто "Корой", т. е. тоже "дочерью".Лада или Диди-Лада (Великая Лада?) объединяет, весеннюю аграрную обрядность с обрядностью брачной.

Имя Лады в большинстве случаев сопровождается дополнительными словами, за которыми, по мнению средневековых авторов, стоят особые божества, в силу чего они требуют специального рассмотрения.

Известны сочетания: Дид-Лада (вариант Диво-Лада), Мати-Лада, Лель, Лель-Полель; средневековые источники добавляют загадочное имя, которое в латинской транскрипции выглядит как Iassa или Iesse, где удвоение s должно соответствовать славянскому шипящему.

Следовательно, фонетически это должно выглядеть примерно как "Яша" ("Яжа") или "Еше" ("Еже"). Есть некоторые данные, позволяющие приблизиться к раскрытию смысла. Дело в том, что в Польше, Белоруссии и на Украине существовали легенды о змеях, которые, прожив дважды по семь лет, превращались в особых кровожадных существ, называемых по-польски "смоками", а по-украински — "яжами". К. Мошинский сам записал такую легенду о "яже" (jaze), пожирающем людей. Особенно много подобных легенд в окрестностях Кракова и в самом Кракове.

Вы поняли, кем является загадочный Ёжин с Бажин из звестной чешской песенки? Ну а мы можем вспомнить еще змея в которого обращается Кащей.

Пришло время напомнить, как зовут жену Ивана-царевича в известной сказке. А зовут ее Марья Моревна. Дочь морского царя? Как же. 

В. В. Иванов и В. Н. Топоров связывают имя Марены с именем римского бога войны Марса, первоначально также имевшего аграрные функции, восстанавливая общую праформу *Mǒr- (допуская при этом, что позже, возможно, произошло смешение — в духе народной этимологии, — корней *Mǒr- и *mer-, "смерть", в результате чего божество плодородия стало ассоциироваться ещё и со смертью. Но от богини плодородия и жатвы у нее остался серп или коса.

Что же это получается? Брат похитил сестру, да еще склонил ее к запретной связи. А плоды ее были уничтожены. Анализ сюжета этой с дества известной сказки убедил меня в том, что Перун был умирающий и воскресающий бог сильнее, чем все исследование Льва Клейна "Воскресение Перуна". В первоначальном мифе измена жены бога тоже сопровождалась гибелью плодов измены в результате гнева бога. Но настоящего наследника потом воскрешали.

Что-то похожее происходит со Снегурочкой. Сначала она возрождается в опере Островского где-то в Костромской губернии. А затем, когда бульдозер имени Пелевина вычищает из свиты Деда Мороза ангелов, роль ангела или демона достается Снегурочке. Происходит это аккурсат в 1937 году на кремлевской елке. Да и адресок для писем у нее словно из той самой поры г. Кострома, ул. Лагерная д.38

А что же вы хотите от существа, родившегося в плену и преданного своими родителями?




Теги: Юнг, Архетип, славяне, Снегурочка, Дед Мороз, Мор, Кощей, Мара, Лада, Леля, Кострома
Понравилась статья? Расскажите друзьям:


Другие публикации автора:

Подписаться на новые комментарии к этой статье:
Подписаться



Топ публикаций
Работа с постравматическим состоянием. Клинический разбор Работа с постравматическим состоянием. Клинический разбор Мой интерес к работе с психической травмой в больш...
Про перенос Про перенос В каком-то - и очень важном смысле - терапевт для ...
Любовь и страх истерической личности. Любовь и страх истерической личности. Истерическая личность и истерика – слова, давно во...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.

Новое на форуме

Перейти на форум


Мы в соцсетях