С точки зрения Юнгианской психологии сны - это язык нашего бессозательного. Так, что же скрыто в наших сноведениях и как нам научиться понимать язык снов?
В этой статье я хочу остановится на анализе страшных снов, ночных кошмаров, связанных со смертью, гибелью и убийствами.
Первое, что я хотела отметить, что страшным сном подсознание привлекает внимание сновидца к той информации, которую оно хочет донести. Чем страшнее сон, чем он лучше запоминается - тем важнее и актуальней передаваемая информация. При этом послание, которое передает нам наше бессознательное вовсе не обязательно носит негативный характер, каким бы страшным не казался нам сон.
Один из самых распространенных сюжетов, который приходит во снах связан со смертью, гибелью, убийствами. При этом жертвами смерти часто становятся самые близкие и дорогие люди: родители, супруги, дети. Часто в подобных снах сновидец пытается спасти погибающего, но несмотря на все усилия такие попытки не увенчиваются успехом, и сновидец теряет любимого человека. Люди, как правило, просыпаются в «холодном поту» и стараются отогнать от себя страшный сон, моля, что бы он больше никогда не вернулся.
Однако подобный сон очень архетипичен, и бояться его вряд ли стоит. Он свидетельствует о трансформации, происходящей со сновидцем и не имеет никакого отношения к смерти близких в реальности.
С точки зрения юнгианского анализа все элементы сна, это и есть сам сновидец, его внутренние энергии. Соответственно, смерть кого-то во сне означает отказ от какого-либо свойства собственной личности.
Так, смерть ребенка во сне, может говорить об отказе от детской, инфантильной позиции и свидетельствовать о взрослении сновидца.
Смерть матери, может свидетельствовать о том, что мы отказываемся от какой-то черты, которая была свойственна нашей земной матери: гиперопека, тотальный контроль или что-то еще.
Смерть отца или мужа может свидетельствовать о том, что наша мужская энергия, наш Анимус, находится в смертельной опасности.
При этом очень важен способ смерти. Если речь идет об убийстве, то скорее всего в реальной жизни наши активные действия направлены на уничтожение этого свойства нашей личности. Если смерть происходит от болезни, то возможно мы душим в себе какую-либо-черту нашего характера.
Чем ближе и дороже человек, которого мы теряем во сне, тем сложней нам отказаться от этого свойства в реальной жизни.
При этом послание может иметь совершенно противоположный посыл. В одном случае наше подсознание говорит: - Не жалей, откажись от этого! Что бы обрести что-то новое, надо отказаться от старого, привычного. Только с избавлением от этого ты обретешь свободу, гармонию и счастье! В других же случаях посыл подсознания может быть противоположным, оно кричит, взывает о помощи: - Не губи то последнее, что у тебя есть живого. Это то, что может спасти тебя от разрушения, от гибели твоей личности.
Подобный архетипичный сюжет часто встречается в сказках. Примером таких сказок: «Госпожа Метелица», «Василиса Премудрая», «Золушка» В первоначальных (неадаптированных) вариантах этой сказки героиня переживает две смерти. В самом начале сказки умирает ее родна мать, и в конце после того, как она проходит все испытания, уготованные ею судьбой, умирает ее Злая мачеха и сестры.
О чем же говорит этот сюжет, от чего отказываются героиня и главное во имя чего?
Смерть доброй матери свидетельствует о том, что взросление возможно лишь в том случае, когда ответственность за свою жизнь берешь в свои руки, а для этого надо оказаться от бдительности и гиперопеки. Мать-наседка на каком-то этапе приносит больше вреда, чем добра, ибо не годится в роли проводника во взрослой жизни. Добрая, оберегающая часть нашей души в какой-то момент мешает нашему развитию, а потому слишком хорошей, заботливой матери надо умереть. При этом в сказках мать умирает естественной смертью, а значит это естественный цикл нашей жизни, происходящий в процессе взросления. Но на смену доброй заботливой матери, приходит Злая мачеха, да причем ни одна, а с группой поддержки в виде таких же злых и вредных сестер, превращающую жизнь героини в ад. Мачеха и сестры - это теневая сторона души героини, в которой очень сложно признаться даже самой себе. Это злость, зависть, алчность - это те черты, которые свойственны каждой из нас в какие-то периоды времени. Но, чтобы избавиться от них, их надо признать, увидеть в себе и трансформировать их. И весь дальнейший хитросплетенный сюжет посвящен именно трансформации этой теневой части нашей Души. Героине придется пройти через огонь, воду и медные трубы, испытать страх и отчаяние, познакомиться с Бабой-Ягой и доброй мышкой/феей. И все эти испытания нужны только для того, чтобы признать и трансформировать в себе ТЕНЬ.
Подобный сюжет встречается в сказках практически всех народов, во всех уголках нашей планеты. Так же, как и подобные сны снятся людям, независимо от их образования, цвета кожи, религии. Это сны ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Потому, что каждому из нас придется пройти путь взросления и каждый из нас во время этого пути будет терять что-то очень дорогое, чтобы обрести себя.