Психологический порлат Psy-practice

«Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 2: выгоды, источники и что с этим делать?»

И снова всех приветствую) Надеюсь, Вы ждали продолжения моей статьи про интроекты. Вот, собственно, и оно.
Первую часть статьи можно прочитать здесь: https://psy-practice.com/publications/lichnye-otnosheniya/chto_za_gadost_meshaet_mne_zhit_nemnogo_ob_introek/
     Итак, есть ли выгода у интроектов? Конечно, есть. Вторичная, я бы сказала, и, на мой взгляд, весьма сомнительная.  Но, тем не менее, пару слов и о ней.
     Конечно же, в первую очередь, интроект -  это психологическая защита. Другое дело, что не все защиты хороши и благоприятны для психики человека в долгосрочной так сказать перспективе. И интроект – как раз к таким и относится. И это, к примеру, когда человек принимает на себя роль и функции неприятного ему человека, из-за того что данные черты других людей достаточно сильно раздражают или травмирует его. В качестве отличного примера интроецирования как защиты служит поговорка, которую я часто слышу от людей – «Лучшая защита – это нападение». Т.е. при нападении интроецируются черты нападающего и в ответ следует такое же поведение. И ругаются муж с женой, и агрессируют друг на друга вместо того, чтобы разобраться в ситуации и не доводить отношения до накала. И как собаки «гавкают» друг на друга менеджеры среднего звена на совещаниях – сколько раз я это наблюдала и не перечесть. Хотя в обычной жизни в общем-то все нормальные и совершенно неагрессивные люди.
     Во-вторых, наличие интроекта это отличный способ не брать на себя ответственность. И правда, чего ее брать, ведь все уже решено до Вас. Все правила и способы давно определены, закреплены, остается только им следовать. Слепо повиноваться.
     И наконец, интроект обеспечивает установку человека действовать определенным образом, что зачастую экономит физические и психические силы. Все это очень, конечно, здорово в отношении «полезного» интроекта. А вот в отношении патологического, на мой взгляд, такие выгоды проигрывают по сравнению с тем, какой вред может нанести интроект человеку в его жизни.
 
     Прежде, чем перейти к тому, что же делать с такими вот «мешающими в жизни гадостями», как помочь человеку быть в контакте с миром, быть собой, хочется сказать несколько слов о том, откуда и как формируются интроекты. Для себя я выделяю следующие источники их формирования.
  1. Родительские послания. И правда – ведь до определенного возраста ребенок «проглатывает не жуя» всю информацию, которую дают ему значимые и жизненно необходимые взрослые – мама и папа. Проблема в том, что наряду с полезными вещами, родители зачастую передают ребенку некие долженствования и суждения о том, как функционирует мир и как должен в этом мире жить он сам -  на их взгляд очень правильные и нужные ребенку. Это точно не со зла, а только для того, чтобы уберечь свое любимое чадо. По факту же получается, что в виде интроектов родители очень часто передают ребенку не абы что, а свой внутренний конфликт, свой интроект. И ребенок его принимает. И живет потом с этим внутренним конфликтом, даже не своим. Как правило, это прямые словесные послания ребенку: Ты всегда должен/ты никогда не должен.
  2. Семейные традиции, мифы, сценарии, послания тоже могут быть интроектами. На мой взгляд, они даже более глубокие, чем прямые послания от родителей ребенку. Потому что это такие интроекты закреплены годами, веками, поколениями людей. И зачастую они даже не вербализуются словесно, а просто впитываются ребенком из поведения, традиций, семейной атмосферы если угодно. Вернемся к примеру семьи потомственных учителей. Ребенку могут никогда этого не говорить, но ценность преемственности в профессии в семье может быть настолько велика, настолько сильно она может транслироваться в семье, что ребенок «проглатывает» этот интроект даже без обычных словесных посланий вроде должен или не должен. Он просто знает, что его судьба – быть учителем.
  3. Интроект может образоваться в следствии травматизации. В данном случае это некое убеждение, которое формируется на основе собственного травматического опыта. Такой интроект может сформироваться практически в любом возрасте и, на мой взгляд, очень сильно связан со страхом и беспомощностью человека, переживаемым во время травматизации.  А также отличается своей глобализацией. Например, у женщины может быть опыт физического насилия от мужа (или мужчины). И тогда может сформироваться интроект, что она должна держаться от ВСЕХ мужчин как можно дальше. Потому-что находиться рядом с ними опасно. Естественно, в этом случае женщина постарается всеми силами ограничить свое общение с мужчинами. И, так или иначе, т.к. все-таки в мире устроено таким образом, что в нем есть и мужчины и женщины, это сильно будет влиять на ее круг общения, работу, досуг, возможно даже и на ее сексуальную ориентацию – как вариант.
  4. Средства массовой информации также могут быть источниками интроектов. Ведь как иногда навязчива бывает реклама. Как новостные каналы буквально вталкивают в нас свою точку зрения. И особенно подвержены вбиранию интроектов от СМИ сильно интроецированные люди (для меня это люди, которых чересчур «накормили» в детстве интроектами. И их привычным образом поведения и жизни становится всяческим образом собирать такие интроекты и дальше). И тогда человек будет скупать все подряд, все, что ему «показывает ящик». Или свято верить в какие-то иные вещи, которые транслирует СМИ. Хотя на самом деле все может быть совершено по-другому.
  5. Интроект может быть следствием слияния. Здесь я имею в виду, что личность, транслирующая интроект, настолько ценна для человека, настолько он к ней привязан или хочет быть привязан, настолько ему хочется чувствовать свою сопричастность к этому человеку, что он порой сам находит какую-то черту этого ценного для себя человека и интроецирует ее (бессознательно, естественно). Например, девушка очень хочет похудеть, но у нее это никак не получается. И копнув историю, оказывается, что ее любимая прабабушка, которая невероятна ей ценна и дорога, на самом деле была очень крупной женщиной, дородной  - как говорили тогда на селе. И поддерживая свою полноту, эта девушка чувствует себя ближе, роднее к своей дорогой прабабушке, которой уже и в живых-то нет. Таким образом она хранит любовь и память о дорогом ей человеке. Ее интроект может звучать примерно следующим образом: «Если хочешь быть ближе к любимой прабабушке, ты должна быть полной». Естественно, такие интроекты очень глубоки и осознаются с большим трудом.
  6. Культура того или иного общества также может формировать интроекты. И здесь я имею в виду всяческие разные народные приметы и поговорки, а также те приметы, которые человек может придумывать себе сам. Возможно, это с некоторой точки зрения забавно, но, вспоминаю, как в студенчестве моя подруга заработала себе сильное расстройство желудка съев просто неимоверное количество счастливых билетиков. Или, к примеру, опять вспомним поговорку «Лучшая защита – это нападение». Ну да, особенно когда защищаться, например, приходится перед агрессивно настроенным мужчиной или бандитом, а еще с и оружием в руках. Конечно хрупкой девушке стоит на него напасть самой для защиты)
     И если говорить о работе с интроектами, то прежде всего их нужно выявить.  Ведь редко когда интроект осознается человеком. А иногда он даже и не имеет явной словесной формы выражения. В психодраме очень помогает главный ее принцип – материализация. И тогда картину клиента, то, что он сдерживает или подталкивает, страхи, боль, печаль и пр. можно просто поставить на сцене и дать этому голос. В этом случае гораздо проще выявить интроект. Даже словесно интроекты звучат совсем по другому – безапелляционным тоном, жёстко, без альтернативы.
     Далее очень важно определить источник интроекта, т.к. это во многом определяет дальнейшую стратегию работы. И снова здравствуй психодрама). Ведь то, что уже материально, у чего есть голос и определённая роль, гораздо проще определяется как истинный человек или событие.
     После того, как выявлен источник, начинается непосредственно работа с интроектом. А это уж сильно зависит от того, каков источник. И тогда мы можем работать с травмой, с базовыми детскими сценами, с семейными посланиями, слиянием и пр. И это только если в двух словах.
     И в завершении мне пришла в голову метафора о том, что интроект  - это как одежда с чужого плеча или обувь с чужой ноги. И если она по размеру, и нравится и отвечает потребностям и желаниям человека – то в принципе и ничего, никакой проблемы нет. А вот если размер не совпадает – тогда одежка и обувь давят, причиняют боль, мешают. Интроекты, мешающие жить, на мой взгляд, рушат самую главную человеческую ценность – быть собой. Быть в «своей одежке». Ну или в «своей шкуре».
 
     Стало интересно? Хочется узнать, а какая гадость мешает жить Вам? И хочется ли что-то уже сделать с этой гадостью? Я и сама вдохновилась, пока писала этот материал. И это вдохновение переросло в идею терапевтической группы, посвященной интроектам.

     Приглашаю на двухдневную группу «Что за гадость мешает мне жить» 16 и 17 апреля 2016 г. Вместе со своим коллегой-психодраматистом Денисом Потаповым будем помогать Вам выявлять эти мешающие вам гадости в жизни (интроекты то есть) и делать с ними что-то дальше. Будет полезно, тепло и безопасно – метод Психодрамы нам с вами с этом поможет)

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку