Профдеформация делает свое, и фильмы я иногда смотрю как психотерапевт. Поэтому решил изредка писать свои соображения по поводу некоторых из них.
Давеча решили мы с друзьями таки посмотреть «50 оттенков серого». Главные герои как ролевые модели меня, честно говоря, расстроили и ужаснули, вместе с тем вызвав глубокую грусть и сочувствие. They are sooo client!!!
И сочувствовал я как Ей, так и Ему, потому как героиня нуждается в глубинной психотерапии отнюдь не меньше героя.
Теперь к главным героям и тому, что произошло:
Она: моментально и полностью впадает в чувства (к сожалению любовь и страсть с первого взгляда в современном медиа пространстве преподносится как эталон настоящей любви, что не может не удручать, но об этом и так много кто пишет). На самом деле, любовь с первого взгляда, зачастую, невротична, то есть ваши «тараканы» влюбляются в какой-то нравящийся им образ. Невротичная любовь моментально захватывает полностью, и в этом ее бесконечное обаяние. Очень жаль, что она длится недолго.
Героиня влюбляется в персонажа, который сразу демонстрирует разнообразные психотические проявления: пристальный немигающий неотрывающийся взгляд, моментальное нарушение ВСЕХ ее личностных границ (чего только стоит самовольная починка ее ноутбука).
К сожалению, в фильме не показано детство героини – откуда все это возникло. В таких персонажей влюбляются не случайно, а с длинным паровозом травм развития.
Он: персонаж «противозависимый» - закрытый, защищающийся, не желающий показываться с ранимой стороны, чтобы не ранили снова. Видимо, в прошлом у него было достаточно такого опыта. Отсюда все договоры и прочая отчужденность.
Что произошло: на какой-то момент у меня закралось подозрение что фильм закончится чудотворным исцелением, когда она ему скажет «я тебя все равно люблю, несмотря на твои извращенные вкусы», и он чудесным способом излечится. Что, в общем, и есть путь избавления от противозависимости, но на протяжении нескольких лет терапии или благодаря хорошему партнеру в жизни. Нужно научится доверять и выбирать людей, которым можно показать свою ранимую часть, а это очень не просто.
В фильме она его провоцирует, чтобы он раскрылся и показал истиного себя. И тут подтверждается его убеждение - он плохой, сволочь и так далее. Она его ненавидит, хотя сама его спровоцировала на самораскрытие. Впоследствие она начинает им манипулировать из позиции жертвы тем, что он, якобы, ее так сильно обидел (хотя он предупреждал, и она сама сказала: покажи какой ты есть). Позиция жертвы «я такая несчастная из-за тебя, я на тебя всю жизнь потратила, а ты ... » очень удобна для манипуляции чувством вины и сама по себе жестока по отношению к манипулируемому.
Итак, чудесного исцеления не случилось, и вместо этого герои начали играть в «треугольник Карпмана» - двое последовательно «меняются» ролями жертва-спаситель-преследователь. Так может длиться очень долго. Она будет его иногда обвинять (преследователь), он будет виниться (жертва), потом они поменяются ролями: она, например, станет «спасателем» и снова начнет его жалеть, рано или поздно он ее снова оттолкнет (агрессор). Ну, в общем, все будет интересно :).
«И все закрутится и все завертится, сначала слюбится, потом повесишься (с)».
Слышал, что еще две серии будут. Наверное, они и будут описывать это игру. Жертве нужен агрессор, а спасателю –жертва.