Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
Присоединяйтесь к нам
Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Уровень самооценки

Злотников Андрей
10 Ноября 2016, 17:46
Если у Вашего клиента обнаруживаются жалобы на свою заниженную самооценку, такие как "я хуже чем другие, многим моим друзьям все дается легко, а мне с трудом, я боюсь изменений в своей жизни, так как я такой слабый, неспособный и так далее и тому подобное". Самооценка и идентичность тождественные понятия или нет? Какая связь между уверенностью в себе и самооценкой? И как родители, учителя и другие значимые фигуры повлияли на нашу самооценку?
Злотников Андрей
10 Ноября 2016, 17:46
Самооценка, это набор фантазий человека о самом себе. Припоминаю, что в подростковом возрасте я ужасался своей худобой, кучерявыми волосами и физическими способностями. Спустя годы минусы перешли  в плюсы и мысли о том, как я выгляжу стали другими.

Стоит расширить идею, что это фантазии (представления) о себе, не только о том, как я себя понимаю, но и о том, каким меня видят другие. Здесь появляется много интересных психологических феноменов. Например, если самооценка занижена моя активность на работе и жизни будет реализовываться по минимуму. Я буду находить грабли и подвешенные топоры в том месте, где их нет. 

Если я нахожусь в контакте с реальностью и могу изменять свою самооценку согласно требованиям окружающего мира проявляются такие качества как адаптивность, социальная гибкость, готовность к изменениям и инновациям. Эти качества являются наиболее востребованными на рынке труда.

В понятии Идентичность есть элементы самооценки, но это скорее набор представлений, чем я являюсь. Например, я психолог, психотерапевт, муж. А описательные характеристики идентичности и есть самооценка. 
Елена Мищенко
10 Ноября 2016, 17:48
Интересный вопрос и я поделюсь опытом с точки зрения телесности. Я психотерапевт и хореограф и работаю в этих двух профессиях. Я часто добавляю танец и движение в психодраматическую работу, но сейчас я хочу рассказать именно о практике в моих танцевальных группах и работе с телом. На эти занятия ко мне  приходят совершенно разные женщины – взрослые, юные, стройные и не очень; кто-то танцевал в детстве, а для кого-то это первый опыт  соприкосновения с танцем. И я часто слышу слова неуверенности, о том, что я совсем не умею и не могу танцевать, что «я деревянная», мое тело не такое красивое, что я не чувствую, как нужно двигаться, понимаю, но не могу сделать, т.к. тело меня не слушается и т.д. И по первах большинство ведет себя в зале очень осторожно и сдержанно, избегая взгляда в зеркало и сравнивая себя с другими.


Но с этими проявленими мы контактируем с первых же занятий. Приветствуя всех я прошу танцевать не обращая внимания на других и прислушиваться к своим ощущениям . Начиная занятие, мы делаем глубокий вдох, выравниваем плечи, осанку, поднимаем подбородок и отпускаем руки в мягком движении вверх. И только это одно, уже поднимает дух, поднимает настроение и настраивает оптимистически.


Да я понимаю, что глобально и тем более за один раз «просто движения», будь то танец или что угодно,  не поменяет ситуацию в целом, но занимаясь регулярно, уделяя своему телу внимание, научаясь не оценивать себя, относительно других, многое может получиться. К ровной осанке, будут присоединяться такие важные победы, как новое получившееся движение, легкость в танце и это, поверьте, добавляет уверенности в себе. А когда удается первый раз, хотя бы в одном  движении передать эмоцию или переживание, то довольство собой не заставит себя ждать. Важно только эти успехи замечать и присваивать, копить и привыкать к тому, что это все мое, и я так могу. И важно это делать и преподавателю и учить этому самих танцующих.


Это путь приобретения уверенности в себе через тело и может быть более долгий, т.к. нет глубокого осознания, «проработки» как в психотерапии, но в определенной мере эффективный. Ведь не всегда и в терапии удается достичь больших подвижек, работая через осознание и принятие переживания. И даже не стоит сравнивать одно с другим в этом вопросе, потому что в паре они вообще работают шикарно, но важно помнить, что тело - это как зеркало души, оно хранит в себе последствие наших реакций, непережитых эмоций, сдержанных слез и разочарований. И телесные практики и танец, это возможность работать с нашим внутренним миром.
Самооценка появляется в раннем детстве, когда ребенок начинает идентифицироваться с родителями, стараться быть похожим на маму или на папу. В этом возрасте ребенок начинает делать свои первые шаги и получать первые оценочные суждения – от родителей (или других значимых взрослых) – «Молодец», «Умница», «Давай еще один шажок, у тебя все получится!». 


Ребенок так или иначе сталкивается с собственной беспомощностью – не может достать, не может бежать, чуть позже – нарисовать красиво или прочитать. И очень важно, как родители реагировали на эти первые неудачи своего ребенка – поощряли дальнейшую деятельность или сравнивали с другими детьми, причем в худшую сторону для своего чада, формируя у него сопутствующее чувство стыда и унижения за свою несостоятельность.


Если ребенок получил достаточно позитивного опыта преодоления различных препятствий, его базовая самооценка будет адекватной, с достаточно высоким уровнем самоуважения и принятия. Если вместо поощрений ребенок в большей степени получал насмешки и демотивирующие посылы (эх ты… неумеха… дурачок…), то взрослея постепенно ему будет все сложнее преодолевать новые трудности, которые будут встречаться в жизни, и уровень самооценки будет падать с каждой новой неудачей.


Обычно в зрелом возрасте детские комплексы рассеиваются, а самооценка человека зависит от прежнего опыта преодоления трудностей и от внешних факторов – признания окружающих, возрастных изменений, степени агрессивности окружающей среды.


В современном обществе потребления, где стандарты успешности искусственно навязаны, сохранять высокую самооценку достаточно сложно.  Люди, которые связывают свою самооценку с внешностью, например, впадают в тревогу при возрастных изменениях внешности и начинают делать пластические операции, или те, кто не вписывается в параметры 90-60-90 изнуряют себя тяжелыми диетами и тренировками. Менеджеры стремятся зарабатывать все больше и больше денег, чтобы «перед людьми не стыдно» и чтобы соответствовать навязанным стандартам успешности, стараются укрепить и приумножить свои материальные активы, не смотря на ранние инфаркты и инсульты. 


Социальные сети пестрят историями красивых успешных (а значит счастливых!) людей и заставляют впадать остальных в состояние зависти и потребности достигать того же, чтобы повысить свою самооценку. И всегда оказывается кто-то, кто будет богаче, красивее, счастливее, успешнее. Отсюда возникает низкая самооценка и депрессия.


При заниженной самооценке имеет смысл поддерживающая терапия с целью повышения и поддержки уровня внутренних защит, укрепления самости, Я. Человек принимает себя такого, какой он есть, с любовью. Это позволяет ему противостоять внешним факторам воздействия и более эффективно преодолевать жизненные трудности. Приходит понимание, что никто не идеален и это нормально. Возможность не гнаться за новыми несуществующими благами приносит мир и успокоение. Самооценка повышается.
Конечно же, идентичность и самооценка - разные понятия. Самооценка - это эмоциональное отношение к себе. Идентичность - понятие более сложное, это "переживание собственной личности как целого", в терминах сэлф-психологии, например. Или проще - ощущение устойчивого "Я" и себя самого как отдельной, представляющей ценность личности.
Но в описанном случае эти понятия связаны. Здесь описана вовсе не классическая низкая самооценка (она проявляется и описывается по-другому), а нарциссическая: "Я хуже других, другим все дается легче, я боюсь изменений". Просто нарциссическая классика.
А эта нарциссическая классика неизбежно будет связана либо с размытой идентичностью ("не знаю, какой я"), либо с дефицитарной ("есть во мне что-то такое, что мешает мне добиться чего-то, не дает окружающим любить меня, затрудняет сделать что-то сейчас, а не потом").
Как повлияли родители лучше всего описала Алиса (Элис) Миллер - ни убавить, ни прибавить. Учителя тут вообще практически не причем, они разве что могли несколько усилить уже существующую динамику, ведь они появились в жизни человека намного позже того, как эта динамика была заложена.
А психотерапия в любом случае будет касаться становления идентичности (думаю, даже в первую очередь), поскольку как можно ценить что-то туманное, размытое и не вполне осознанное?
Бойко Наталия
10 Ноября 2016, 17:54
Самооценка и идентичность понятия абсолютно разные. 
Понятие идентичности связано с отождествлением себя с группой, или человеком, качества которых мы пытаемся перенять.
В основе формирование идентичности лежит идентификация. Посредством идентификации ребенок устанавливает эмоциональный контакт со значимыми другими, ощущая при этом привязанность и чувство единения с ними. 
Под самооценкой обычно подразумевается оценка себя и своих способностей. Если у человека нет веры в себя и свои возможности, то мы говорим о заниженной самооценки. Истоки такой самооценки стоит искать в детстве, когда отношения с родителями сильно влияли на ее формирование. 
Если отец или мать сами страдали от заниженной самооценки, или не были достаточно чутки к тому, как важно верить в ребенка и его силы, то спустя несколько лет мы увидим человека, не умеющего верить в себя и ценить свои возможности. Такие люди часто сомневаются, с трудом справляются с завистью и конкуренцией, любят идеализировать себя и окружающих, не ищут сложных путей и часто испытывают вину перед собой за то, что не в состоянии прислушаться к своим потребностям и осуществить свои желания.
Позвольте и мне добавить несколько слов в ответ на этот несколько запутанный вопрос. Конечно, самооценка и идентичность - совершенно разные понятия. Но они очень близки и малопонятны порознь. 
Да, самооценка, это, скорее "шкала хорошести",  линейка измерения, используемая самим человеком, самодиагностика своего рода. 
Тогда встаёт вопрос, а относительно чего измерять? Вот тогда то и вступает в дело следующее понятие - идентификация. Это я бы уже назвала единицей измерения на линейке, но это ещё не  идентичность, а только её начало. На эту тему очень много интересных глубоких работ психотерапевтов всевозможных направлений и школ. 


Мне, как психоаналитику, на ум приходит теория психосексуального развития, которая гласит, что в процессе своих изменений малыши идентифицируются постепенно то с одним, то с другим из родителей в разных их ипостасях, а то и с ними обоими одновременно, простыми словами, пытаются походить на маму-папу, чтоб понять смысл этого мира. Учитывая, что для здорового малыша родители - единственные, лучшие и самые-самые любимые Боги, то и его ценность, или самооценка, может быть основана лишь на том, достаточно ли он похож  на них, вот бедный и старается изо всех сил. Это и есть идентификация. 


Если развитие идёт своим ходом, ребёнок неуклонно приближается в периоду сепарации-индивидуации, что позволяет заполучить самого себя в полное и безраздельное владение, а вот это уже зачатки самоидентичности - кто я?, какой я? где я и не я?, ну и так далее. Процесс этот не простой, длительный, приближается он к завершению в лучшем случае лишь к концу пубертата. 


В итоге, идентичность - это результат психического рождения, а самооценка лишь средство её измерения.   
Чтобы оставить сообщение, необходимо авторизоваться.

Назад к теме


Топ публикаций
Как безболезненно слезть с крючка манипулятора? Как безболезненно слезть с крючка манипулятора? В состоянии аффекта, вызванного манипулятором, вы...
Архетип Русалочки, кульминация сценария. Архетип Русалочки, кульминация сценария. Любовь... Что может быть прекрасней? Каждая девушк...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.


Мы в соцсетях

Присоединяйтесь к нам в телеграм

Telegram psy-practice