Психологический порлат Psy-practice

Практические выводы и анализ символики мифодрамы «Финист-Ясный сокол»

Теоретический ввод: у сказки есть один про-сценарий, описанный в сборнике Корольковой А.Н. (сюжет Афанасьева является вторичным), сама сказка — это героический путь женщины; основные особенности этого сюжета: а) загадка слёз Марьюшки, к-рые пробуждают любимого, тогда как слёзы Психеи заставляют его «исчезнуть»; б) обладание частью сулит обладание целым; трёхчастный «спуск» в бессознательное, характерный для «женских» героических сюжетов. 

Мифодрама очень хорошо поднимает из бессознательного наиболее актуальный, нуждающийся в проработке (личный) материал, к-рый лучше всего заметить и прожить прямо сейчас, иначе он останется «заряженным» аффектом, к-рый может «взорваться» в любой момент.

Сказки опредмечивают для детей их страхи и аффекты, а также первичный, желанный ребёнку сценарий того, как он хочет прожить свою жизнь.

В текстовых несуразицах часто скрыты самые глубокие и важные смыслы. Баба-Яга «унюхивает», а не слышит или не видит, т. к. канал обоняния это самый стрессогенный канал восприятия для человека, включающийся только после физического рождения и за счёт этого он является биологической подсказкой для любой совместимости.

Основная символика сказки

Марьюшка — символ некой «живой», жаждущей развития части души, проводница к Самости, однако, не обладающая собственным импульсовм и поэтому нуждающаяся в динамическом начале.

Отец — Эго, старое, хорошо простроенное, социально-адаптированное Эго, обладающее ресурсами для движения вперёд, то самое динамическое начало.

Сёстры Марьюшки — социальные установки, мешающие человеку меняться (пример: нельзя того, чего я хочу, а то, что можно — я не хочу; нерешительность, медлительность, чувство долга).

Пёрышко Финиста — связь с Духом (или Анимусом), позволяющая получить первый опыт контакта с Самостью, пройти проверку на твёрдость намерения стать «иным», т. е. воссединиться с Духом и обрести самостность.

Финист — Дух, Анимус, «вторая половинка» Самости Марьюшки.

Старец, дарующий перышко и Волк — символы мета-позиции, внутренние духовные, самостные проводники, наблюдатели, подсказчики, учителя. Волк — также символ анимуса матери (либо то, что она реально давала как Учитель, либо то, какой реальная мать никогда не была, но что ребёнок очень хотел от неё получить, что ему было очень нужно.)

Бабы-Яги — символы пра-материнских энергий, определяющих, насколько созрела психика (душа, живая, имеющая контакт с Духом часть души) для дальнейшего продвижения вглубь бессознательного. В случае готовности — одаривают необходимыми навыками, при неготовности — невозможно «пройти через» эти энергии.

Царевна — персонификация бессознательного и внутренних «недостижимых» проекций, образ «идеального Я», к-рым человек (женщина) не надеется стать, но с к-рым постоянно

сравнивает себя.

Кот и Собака — эмоциональные состояния, возникающие на пути в личную глубину. Кот — предостережение от излишней эйфории, напоминание о «страхе пути», душераздирающие сомнения, к-рые необходимо замечать и осознавать. Собака — суета, волнение и тревога, напоминающие о необходимости заземления, поддержания связи с реальностью.

Процессуальный анализ

Сюжет начинается с момента, когда психика входит в состояние рутины, и части личности оказываются жёстко связанными со своими ролями, например, «старшая сестра» это некая «жертва» обществу, социальным нормам, то, что должно соблюдаться в любом случае (следование закону, нормы общения, долженствования). «Средняя сестра» это самая вязкая часть психики, обладающая иллюзией, что она сможет стать «младшей сестрой», т. е. обрести связь с Духом и развиться, на самом же деле — это «запасной склад всего ненужного», что одновременно жалко выбросить и не хочется тщательно разбирать. Старое Эго, олицетворяемое «отцом» изнашивается, устаёт быть «только таким» и находит отраду в некой «странной», «чудной», но живой части (Марьюшка). Требование Марьюшки привезти пёрышко — символ того, что живая часть чувствует, что необходимо нечто совершенно «иное» для изменения закоснелой ситуации, но поскольку весь динамический ресурс принадлежит Эго (отцу), то именно отец отправляется на поиск. Эго-отец в свою очередь хочет выполнить требование из-за «любви» к Марьюшке, но не понимает, что именно необходимо искать, и откладывает выполнение этого требования до тех пор, пока Марьюшка не начинает «возмущаться» (живая часть даёт понять, что Эго может упустить свой шанс на какие бы то ни было изменения).

Старичок или старец, отдающий (после испытания) пёрышко Финиста отцу — это твёрдое внутренне знание (понимание), что назад пути нет, «если я сейчас в это ввяжусь, то это навсегда», обретение Духа, собственной Самости не имеет обратной силы. По сути, «старичок» символизирует нашу интуицию, подсказывающую, что избранный путь будет трудным и вернуться к прежнему будет нельзя.

Получение пёрышка, первый контакт с Духом приводит к смятению и многочисленным терзаниям из-за того, что Марьюшка (душа) пока ещё не понимает, что именно нужно делать, как правильно обращаться с тем, что она получила. Это этап, когда человек понимает, что ему необходимо начать работать над собой, меняться, но ощущает сильное телесное и психологическое сопротивление этому. «Милые разговоры», к-рые Марьюшка по сюжету ведёт с Финистом по ночам — это символ того, что на этом этапе все «изменения» происходят во сне, буквально означают компенсаторные сновидения с «героическим» содержанием при отсутствии реальных «подвижек» в жизни. Вмешательство «сестёр» происходит тогда, когда человек устаёт от внутренней маеты, от противоречия между тем, чего требует новообретённая связь с Духом и тем сопротивлением, к-рое оказывают старые установки и социальные роли. Маета — это по сути переживание невозможности приспособить нечто новое, глубоко внутреннее к старому течению жизни, старому окружению, старому, доброму и привычному себе самому. И вот в жизни наступает момент, когда человек решает, что больше не хочет «заниматься всем этим бредом», отказывается от своего внутреннего позыва стать собой — и этот отказ, предательство самого себя в стремлении стать снова «нормальным, обычным» человеком и есть те «ножи и колья», о которые ранится потенциал самости. Дух «улетает», и возникает ужасное осознание, что недавно приоткрывшееся новое ощущение себя теперь потеряно навсегда, а импульс Духа растворён в бессознательном. Без переживания окончательности этой потери невозможно движение вперёд, только благодаря «кровавой ране» от предательства себя человек начинает заново прорываться к своему Духу.

Первая Баба-Яга «преодолевается» на драйве новизны от погружения в свой внутренний мир. И первый дар — блюдечко с золотым яичком — это напоминание о том, что необходимо постоянно видеть свою Самость (золотое яйцо служит её символом, блюдечко заменяет зеркало, в к-ром человек наблюдает себя самого), необходимо сверяться «моё это или не моё», туда ли я иду? Чтобы увидеть пламень своей души нужно смотреть из самой прекрасной своей части.

Далее после достаточно лёгкого преодоления первого этапа, первого порога пути, возникает Кот — животное вкрадчивое, зловредное, напоминающее (оставляющее «царапинку») о том, что дальше так же легко не будет, и не следует поддаваться первичной эйфории, сеющий сомнения о том, что «всё как-то чересчур хорошо».

Вторая Баба-Яга требует правильного настроя на материнскую энергию, состояния, к-рое можно условно назвать «Мама, помоги!» Это обращение за помощью к пра-материнским ресурсам должно быть абсолютно искренним, пренебрегать своим страхом перед возрастающей глубиной погружения в центр себя опасно. И если обратиться за помощью из этого почтительного посыла, то приходит второй подарок — способность одинаково ценить все свои части, быть к ним внимательным, не отвергать то в себе, что не слишком-то нравится или кажется «неприличным», не подходящим. Вышитая золотом душевного тепла ширинка (полотенце) предназначена для «протирания» всех и любых частей личности, и даже в особенности для тех, к-рые «вытирать» изначально не хочется. На более бытовом уровне этот дар означает признание, что не существует «неправильного» Пути к самому себе, возможность сказать «А у меня — вот так, потому, что вот так!», если возникает зависть или другие негативные чувства по отношению к более «успешным» или «продвинутым» людям. Дать себе позволение не бежать (фигурально или буквально) за кем-то, кто кажется «образцом», а принимать тот процесс, который происходит именно у меня.

Собака, приходящая следом, символизирует друга, лояльного помощника (и является всегда благоприятным знаком в сновидении). Этот друг призван напомнить о том, как легко потерять опору под ногами, погружаясь в бессознательное, как легко «забыться» и дойти до стадии «тренинги ради тренингов», т. е. потеряв из виду конечную цель Путешествия, чересчур увлечься блужданием «в сумрачном лесу».

Третья Баба-Яга требует от Марьюшки ещё большего уважения и готовности «подчиниться» глубинной Пра-матери, за что преподносится ещё один дар: телесно переживаемое осознание ответственности за жизнь, не интеллектуальное, а чувственное, прожитое в ощущениях понимание ценности жизни, наличия смысла в том, что я делаю и радости от принятой на себя ответственности за это трудное, но ценное делание.

Волк проявляется в качестве единственного проводника, способного «перенести» через последний порог, перед которым человек часто теряется в смятении, вступив на новую, необычную для него глубину. Волк, олицетворение внутренней мудрости, интуиции и импульса терпеливо ждёт, когда Марьюшка (душа) снова чётко увидит и осознает цель своего Путешествия и неотвратимость того, что с ней происходит. По сути, Волк (как и Старец) требует подтверждения намерения, выносливости и стойкости, позволяющей достичь состояния «окей, если нужно, то я даже начну всё с начала». Для обретения уверенности необходимо чувствовать телесный импульс, векторно-направленное знание, куда именно, к чему именно я иду, что можно обрисовать фразами «Я готова почувствовать правильное направление» и «На самом деле я это знаю». Чтобы получить помощь Волка, нужно довериться импульсу действия и со-направиться с ним, «пустить Волка вперёд, сев на него верхом» (а не стоять перед ним, загораживая собственную цель).

И таким образом Марьюшка наконец попадает в «царство бессознательного».

«Волшебство», благодаря которому Финист оказывается «спрятанным» у Царевны (и, как кажется, чувствует себя в этом вполне уютно) — символ временного притупления душевной боли, «дурмана» иллюзий о том, что я хочу быть Царевной, но не могу быть такой прекрасной, величественной и всемогущей, как она. Маета, вновь поднимающаяся во снах в определённый период человеческой жизни. И вырваться из этих тенет очень сложно, как из липкой паутины (тут можно вспомнить, к примеру, Шелоб как символ такого усыпляющего околдовывания). Желание приблизиться, возникающее у Марьюшки и сталкивающееся с постоянным недовольством Царевны — это ощущение своего высокого ранга, к-рый пока ещё никак не подтверждён и не проявлен в реальной жизни. Острая необходимость стать осознанным в этом «сне», и пройти дальше.

Чем надо пожертвовать, чем заплатить, чтобы пробудить свой собственный Дух? Первое, с чем расстаётся Марьюшка (блюдечко с яичком, в котором можно было видеть «иные миры») - это иллюзия, что где-то (в том самом «ином мире») может быть лучше, чем здесь (в актуальной реальности). Сами иллюзии и способность их строить спускаются в бессознательное. Важно заметить, что Царевна (т. е. бессознательное) реагирует лишь на то, чем сам человек искренне увлечён, поэтому «жертва» должна быть наполненной, значимой для личности, игра «понарошку» не даст результата! Однако, даже после вполне честной жертвы, Финист не просыпается в первую ночь, так как Марьюшка раздражается его «храпом», т. е. его кажущейся обыденностью, задаваясь разочарованным вопросом «Я что, ради этого сюда шла?»

Второе, чем платит Марьюшка — снова иллюзии, на сей раз это иллюзорная недостижимость даже того, что есть на Земле. Есть, но как бы «не для меня». Это этап «стенаний» о том, как мне чего-то хотелось бы, но увы, я никак не могу этого достичь. Страх того, что «у меня снова ничего не получится, когда я начну что-то делать», в котором человек вязнет на какое-то время. Финист снова не просыпается, зовя во сне Царевну — т. е. свою «недостижимую» мечту, ради которой слишком боязно приступать к действиям (лучше уж я «посплю»).

В третий раз приходит черёд расстаться с тоской по значимости и «величию» своей жизни, с мыслями о том, что «я никогда не стану таким же великим, как некий значимый Идеал», и именно страх собственной никчёмности и обесценивание себя мы отдаём в бессознательное на данном этапе. После чего наступает время для проявления Тени, основным содержанием которой является принижение мужского начала, раздражение, злость, желание унижать и даже уничтожать, сопровождаемое непреклонной категоричностью, характерной для проявлений Негативного Анимуса. К этому моменту в психике накапливается огромная усталость, ощущение беспомощности и возникает полное отсутствие веры в то, что «это чмо когда-нибудь станет другим, и вообще когда-нибудь оживёт, встанет». Это важная точка, когда ради самосохранения душа уходит в страдания и проникается величием этих страданий о том, «каким бы он мог быть, если бы ожил». Момент тонкий, в нём необходимо какое-то время побыть, собираясь с силами, но ни в коем случае не следует доводить это до самолюбования «как я красиво сижу над трупом» и застывать в этом оплакивании несбывшихся надежд. 

Между тем, Финист (Анимус, Дух) буквально «выдавливается» со своего ложа стараниями буйствующей Тени и «красиво страдающей» Марьюшки-души, находя выход в божественной проекции на внешнюю фигуру. (Примечание: для девочек полезно проецировать свой Анимус вовне, ища достойный образец, вдохновляясь внешним примером, в котором сияет Дух — т. е. проникаясь энтузиазмом. Для мальчиков процесс проецирования Анимы наоборот противопоказан). Итак, благодаря проекции Анимус «воскресает», просыпается, и Марьюшка (душа) оставшись наедине с «пустым ложем», наконец, сдаётся перед осознанием того, что без собственного Духа она не сможет жить дальше. Фразы для воссоединения с Духом (Анимусом) — это признание того, что «Ты теперь самый главный в моей жизни», «Я твоя жена», сопровождаемое сакральным жестом «целования перстня», символизирующим признание власти Духа и клятву верности этой власти. Образ супружеской пары, переживание ощущения парности — один из символом Самости, целостного единства внутренних равновесных составляющих, Мужчины (персонификации человека) и Женщины (персонификации души).

Завершающей сценой становится «расставание с Царевной», которая сначала демонстрирует яростное возмущение из-за потери Финиста и требует объяснить ей, кто это такая? На самом деле, в данном вопросе содержится прозрачная подсказка от бессознательного — ответив на этот вопрос «Это (просто) моя жена» Финист успокаивает Царевну, а Марьюшка через фразу о том, что «Я его жена» обретает и подтверждает свой окончательный переход к реальности, к реальным действиям, за которые она отныне несёт ответственность. «Я — существую, я реально создаю свою жизнь, у меня есть мой Анимус, Дух, который теперь навсегда мой партнёр» - так звучит финальное состояние прошедшей свой героический Путь женщины.


Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Комментарии (1)

09.09.2016 14:49:06

спасибо! Ещё глубже будет, если участвовать непосредственно в мифодраме, там вообще всё можно прожить и прочувствовать

Написать комментарий

Возврат к списку