1) Проблема определения сфер деятельности психолога. Проблема мотивации. Проблема супервизии.
1. В реабилитационном центре центре «Мегаполис-Медэкспресс» процесс терапии химически зависимых людей проходит с использованием программы «12 шагов», определяемой професором В. В. Вороновичем как синтез Философии Анонимных Наркоманов и достижений современной психотерапии. Наркомания рассматривается нами как болезнь смертельная, прогрессирующая и неизлечимая. Она имеет 4 аспекта: биологический, психический, социальный и духовный. Этот подход совпадает с тем подходом к исследованию человека, который определяет ленинградская психологическая школа, а именно её основатель Б. Г. Ананьев, явившийся в свою очередь продолжателем идей и учеником В. М. Бехтерева, И. П. Сеченова. Б. Г. Ананьев утверждал необходимость комплексного подхода к исследованию человека, рассматривая его также в 4-х аспектах: Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Он же подчеркивал неразрывность, взаимовлияние и взаимозависимость этих аспектов.
Исторически, лечебные программы 12 Шагов тесно связаны с выздоровлением от пьянства и алкоголизма. Такая связь весьма логична. С момента зарождения программы 12 Шагов (1935г.), более 1,000,000 человек, сумели выздороветь, благодаря участию в программе Анонимные Алкоголики (АА). Кроме того, исследования подтверждают, что одновременно, в любой произвольно взятый момент времени, более 100,000 мужчин и женщин во всём мире, участвуют в программе АА (А.А. World Service Inc., 1986г.).
Однако, ни философия 12 Шагов, ни её процедуры не связаны конкретно с алкоголем. От АА произошло много аналогичных программ выздоровления, эффективных при других зависимостях и эмоциональных проблемах. Видимо, есть достаточно оснований считать, что зависимость имеет как минимум два аспекта.
• Один из них связан с биологическими процессами, возникающими как реакция на хроническую интоксикацию, и может быть обозначен как собственно злоупотребление (abuse).
• Второй, преимущественно психологический аспект, выражается специфическими, присущими любому зависимому поведению, признаками. Именно на психологически-социально-духовный компонент зависимости и ориентирован комплекс воздействий, выстроенный и обозначенный как программа выздоровления 12 Шагов.
Процедурно, фактически любую ситуацию можно разрешить положительно, используя соответствующий урок или уроки из более чем, 65-ти летнего, опыта оттачивания и совершенствования философии 12 Шагов. Фактически, эти шаги обеспечивают постепенный, эволюционный подход к выздоровлению от химической зависимости. Шаги организованы в определённом порядке: от самых важных, главных, базовых, по направлению к дальнейшим изменениям, которые человек, мотивированный к выздоровлению, проходит и интегрирует в процесс своей жизни. Фактически, программа 12 Шагов, являясь поначалу программой терапии, становится программой реабилитации, а в дальнейшем духовной основой жизни. Опыт других людей, которые противостоят своей зависимости, предлагает человеку, стремящемуся к выздоровлению, определенные перспективы. Это помогает зависимым избавиться от нежелательных вариантов психологической защиты, увидеть свою зависимость (как, впрочем, и иные психологические проблемы) в свете реальности и осознать ущерб, нанесённый болезнью, как себе лично, так и людям, о которых они заботятся.
Данный подход также требует от зависимых признать существование Высшей силы и готовности поверить в нее, руководствуясь хотя бы тем обстоятельством, что такой способ действий доказал свою полезность в достижении здорового образа жизни (Galanter). Очень важно помнить, что, несмотря на частое упоминание Бога или Высшей Силы, 12 Шагов - это не религиозная программа. Это программа духовная. Разница состоит в том, что в отличие от любой религиозной системы, которая обращается к понятию божества, в Программе 12 Шагов Бог участвует имплицитно, - “как мы Его понимаем”. Программа предполагает, что каждый участник может, если захочет, найти опору в Боге. Каким именно будет этот образ, во что конкретное он может воплотиться - сугубо личное дело. Более того, даже понятие "Бог" может быть заменено понятием "Высшая Сила", т.е. “Сила более могущественная, чем наша собственная”. Таким образом, речь идет о неких психологических параметрах личности, определенных гностических структурах, подобных той, что в психологии именуется супер-эго, присутствие которых в человеческой природе не вызывает сомнений даже у закоренелых материалистов.
Данные соображения имеют существенное значение, поскольку среди наших пациентов встречается немало таких, которые довольно враждебно или, во всяком случае, негативно относятся к попыткам вовлечь их в религиозную практику. Важно уметь объяснить, что Программа 12 Шагов не ставит своей целью сделать зависимого пациента адептом хоть какой-нибудь религии, Церкви, деноминации. Хотя и возражений против такого решения, если оно будет принято пациентом, в Программе также не содержится. Это вопрос исключительно личного выбора. В Программе только указывается на опыт многих участников и подчеркивается, что многие, обратившись к вере, получили возможность значительно улучшить свою жизнь и освободиться от химической зависимости.
2.На сегодняшний день мы встречаемся с постоянными конфликтами между различными терапевтическими подходами и школами как в психотерапии в частности, так и в терапии хим. зависимости в целом. Иногда это обусловлено амбициями их представителей, иногда попыткой доказать необходимость добиться финансовой поддержки у государства или того или иного спонсора. Подобные явления на наш взгляд не только не помогают делу, но и дискредитируют психотерапию и духовные практики, которые и без того уже достаточно дискредитированы в России. И это при том, что потребность в психотерапевтической помощи, как и в духовной основе, поддержке у нас на сегодня достаточно высоки. Выходом из данной ситуации на наш взгляд является стремление акцентировать своё внимание на единой для всех подходов задаче - трезвость и выздоровление наших пациентов, а не на различиях подходов или попытках доказать, что тот или иной является панацеей.
Программа 12 Шагов является неотъемлемой частью выздоровления для большинства зависимых.
Опыт показывает, что терапия и реабилитация занимают весьма длительное, измеряемое годами время. При этом, в течение первых 5-6-ти лет, риск рецидива остается чрезвычайно высоким, и собственно говоря, срыв (рецидив) при этом заболевании, скорее правило, чем просто досадное осложнение процесса выздоровления. Таким образом, чтобы обеспечить устойчивую абстиненцию и относительно успешное функционирование
зависимого субъекта, необходимо организовать длительную поддерживающую терапию. Благодаря участию в группах самопомощи, она осуществляется вполне адекватно, эффективно, а главное, доступно с экономической точки зрения, поскольку посещение таких групп бесплатное (единственным условием для членства в Н.А. является желание бросить употребление наркотиков).
Многие личностные расстройства пациентов могут быть устранены или компенсированы лишь в ходе длительной психотерапевтической работы. Данная консультативная модель не может претендовать на такой результат, хотя вполне реально, эта ее слабость может быть восполнена длительным участием пациента в группе(ах) самопомощи. Благодаря длительной поддержке группы и собственным усилиям по освоению практики 12 Шагов пациент может добиться тех же результатов, что и при длительной психоаналитической работе.
И последнее обстоятельство, особенно важное для тех, кто практикует в странах бывшего СССР. По понятным обстоятельствам, движение групп самопомощи не развивалось до недавнего времени. Первые группы АА появились в России в 1987, а в Украине в 1989 годах. Примерно тогда же они возникли в Латвии, Литве, Беларуси. Движение АА стало развиваться достаточно активно, но все же и сегодня количество групп самопомощи в странах СНГ несопоставимо со странами Америки или Западной Европы. К сожалению, не во всех, даже крупных городах имеется хотя бы одна группа самопомощи, например АА или NA.
Предлагаемая модель психологического консультирования в значительной мере утрачивает эффективность, если не подкрепляется противорецидивной поддерживающей терапией. Поэтому, обращаясь к консультантам, психологам, психотерапевтам, заинтересованным в развитии терапевтических и реабилитационных программ для химически зависимых, хотим подчеркнуть: есть, на наш взгляд, большой смысл в том, чтобы проявить активность и попытаться организовать подобную группу в своем городе. Для этого необходимы подчас значительные усилия, но они окупаются впоследствии, ибо удается создать целостный терапевтический цикл, благодаря которому пациенты остаются в лечебной программе на длительный срок и, соответственно, существенно повышается результативность терапевтической работы.
3.Основные актуальные проблемы, возникающие в процессе работы психолога в системе реабилитации химически зависимых:
1) Основные направления сфер деятельности психолога.
- индивидуальная работа над мотивацией на начальном этапе выздоровления
- работа по сплочению группы пациентов
- работа с родителями
- психодиагностика состояний, свойств личности пациента.
И эти направления являются гораздо более важными, чем глубокий анализ личности в 1-ый год трезвости, которым иногда просто опасно заниматься в этот период выздоровления химически зависимых. При этом важно подчеркнуть, что любая психодиагностика должна предваряться тщательной мотивировкой, основой успеха которой является понимание самого специалиста, зачем он проводит то или иное исследование, и не пренебрегать предварительным установлением личного контакта с испытуемым. Все тесты, методики должны быть направлены в первую очередь на то, чтобы дать возможность участнику программы проидентифицироваться с признаками, соответствующими концепции заболевания, дать возможность самоисследования, создания адекватной, а не заниженной самооценки, и только в этом случае можно говорить об их достаточной валидности и надёжности, а значит, и эффективности в плане выздоровления.
И в заключении хотелось бы пожелать помнить всем специалистам, работающим в этой области, что наша ценность определяется не тем, сколько и кого мы смогли исследовать, уличить в грехе, заставить встать на свою точку зрения, а скорее тем, насколько нам удалось принять другой взгляд на мир и на жизнь, насколько нам удалось принять друго таким, какой он есть, будь то представитель другой психологической школы, философии,вероисповедания, или просто наркоман.
· Анонимные Алкоголики.
· Анонимные Наркоманы. Narcotics Anonymous World Services, Inc Chatsworth, California USA 2001.
· Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977, 380 с.
· Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1968, 336 с.
· Бернс Р. Развитие Я-коцепции и воспитание. М.,1986г.,420стр.
· Беседы об алкоголе. Отец Джозеф Мартин.
· Возрастная и педагогическая психология /Под ред. В.С.Мерлина, 1974.
· Грановская Р. Д. Элементы практической психологии. Л., Издательство ЛГУ,1988, 560с.
· День за днем, ежедневные медитации.
· Козюля В. Г. Применение медико-психологического теста СМОЛ для исследования подростков. Серия: Выпуск 8, М.: Фолиум, 1994, 48 стр
· Лечебная модель социального обучения самопомощи. Практическое руководство. Daytop International. 2002
· Личко А. Е., Иванов Н. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Серия 10, М.: Фолиум, 1994, 64 стр
· Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 “Физ. воспитание”/В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова.- М.: Просвещение, 1984, 191 с., ил.
· Мужчины – от Марса, женщины – от Венеры. Джон Грей.
· Папка заданий (Центр по проблемам химической зависимости) Санкт-Петербург Россия 2003.
· Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. М., “Ай кью”, 1995, 258 с.
· Проективные графические методики. СПб, 1992, 80 с.
· Рудестам К.. Практические упражнения по групповой терапии. С-Пб, 1992.
· Руководство по шагам. Москва Россия 2001.
· Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., ЛГУ, 1990, 256 стр.
· Только Сегодня. Just For Today (Daily Meditation for Recovering Addicts) World Services Office, Inc.USA 1996.
· Ashley, Inc. Relapse Prevention Program Workbook. 1998.
· Family Wellness Days. “Through Death To Life”. Father Martin’s Ashley. 1999.
· How to read a person like a book. Hawtorn books, Jnk. Publishers. New York. © 1971.
· My Personal Journal. Copyrightг1998 Serenity Support Services, Inc.
· Terence T. Gorski Снижение риска (Самостоятельное планирование предотвращения срыва)