Стыд - это сильнейший аффект, который угрожает чувству собственного достоинства человека. Чувство стыда может стать непереносимым на сознательном уровне, потому психика выбирает психологические защиты, способные притупить его.
Широко применяемой защитой от стыда является ярость. Некоторые разъяренные люди рассматривать мир как место, где другие люди пытаются их устыдить. Они вынуждены расходовать большую часть энергии на защиту от кажущегося на них нападения. У них нет времени радоваться жизни. Исполненный ярости человек нередко достигает успеха в удержании дистанции с другими. Таким образом, он защищается от стыда. Цена от использования этой защиты потеря возможности контакта с окружающими. Это может запустить спираль стыда: когда другие избегают контакта, стыдящийся человек чувствует, что с ним что-то не так, никто не хочет иметь с ним дела. Чувствуя себя еще более дефектным, человек испытывает еще большую ярость.
Отрицание - это, возможно, самая эффективная защита от любого некомфортного чувства или факта. Потребность отрицать стыд может быть единственной причиной того, что многие люди даже не знают о таком чувстве. Суть отрицания – не допустить до осознания угрожающее чувство. Отрицание особенно эффективно со стыдом, так как он угрожает центральной идентичности. Немногие люди настолько сильны и уверены в себе, чтобы с легкостью предстать перед лицом угрозы своей базовой идентичности, отрицание служит ее защитой, когда она может быть разрушена стыдом.
Физический уход наиболее прямой путь, избежать аффект стыда. Люди могут совершать попытки «географического бегства», переезжая из города в город, переходя из одной организации в другую. Каждый раз человек получает шанс начать все сначала — новые знакомства до появления подозрений могут принести ему выгоду и «лечить» его уважением и доверием.
Физический уход может быть гораздо более элегантным, чем буквальное бегство. Человек, который избегает контакта глаз, модулирует дистанцию контакта, которую способен выносить сейчас. Так же и ребенок, который крутится, в то время, когда родитель отчитывает его, поворачиваясь из стороны в сторону, осуществляет приспособление и пытается минимизировать чувство стыда. Родители, которые, видя такие увертки и интерпретируя их как неповиновение, требуют: «Когда я говорю с той, смотри мне в глаза», существенно усиливают стыд ребенка, так как теперь он лишен защиты в форме частичного ухода.
Уход может стать привычным. Когда это случается, человек начинает убегать от тех сторон жизни, которые особенно опасны, от тех ее аспектов, которые угрожают стыдом. Развивается способность находиться в стороне от других людей. Некоторые стыдящиеся люди воспринимаются друзьями и семьей как эмоционально недоступные, в то время как в реальности они боятся приблизиться к ним из-за страха отвержения и покидания. Они убеждены, что другие могут рассмотреть их недостатки с близкой дистанции, и поэтому они могут находиться в безопасности, только если будут дистанцироваться.
Невидимость – еще один способ реализации потребности в уходе от стыда. Стыдящиеся люди привыкли к тому, что быть увиденными - означает пережить унижение, в своих попытках защитить себя от таких чувств они приходят к выводу, что самое безопасным для них является положение «невидимки» Такие люди владеют искусством сливаться с фоном. Они просто отказываются привлекать к себе внимание, предпочитая жизнь «за сценой». Эти люди сделали все, чтобы избежать внимания, в том числе они отрезали все пути получить позитивное внимание, и поэтому их шансы получить опыт гордости собой минимальны. Они остаются уверенными, что с ними что-то не так, и продолжают скрываться в фоне.
Еще одна защита от стыда – делать все безупречно, т.е. перфекционизм. Хронически стыдящиеся люди нередко испытывают иррациональный страх неудачи. Так происходит потому, что ошибки не могут быть приняты ими как часть повседневной жизни нормальных людей. Чувствительные к стыду люди склонны истолковывать любую неудачу, даже мелкую ошибку, как доказательство своей несостоятельности и ущербности. Каждая оплошность напоминает человеку о таком количестве совершенных в прошлом «ляпов», что для него становится очевидной собственная дефективность. Хронически стыдящийся человек верит, что в нем нет места человеческому, что он обязан избегать расслабления, чтобы никто не мог рассмотреть его истинную сущность. Такие люди не могут позволить себе быть «средними», так как они не принимают понятия «средний»; всё, что они могут представить, великолепно или ужасно. Стыдящийся перфекционист перманентно живет со страхом надвигающегося провала и последующего позора.
Перфекционисты обладают настолько несущественной способностью выносить стыд, что тратят огромное количество энергии на его избегание. Поведение стыдящегося перфекциониста откладывает приход внутреннего чувства стыда. Каждый их успех только усиливает потребность в новом успехе, чтобы не почувствовать себя «мошенником». Центральная проблема состоит в том, что стыдящийся человек считает себя некомпетентным.
Стыдящийся перфекционист может лишь отчасти осознавать вышеописанную динамику. Когда перфекционизм комбинируется с отрицанием, человек может только смутно ощущать свою глубоко спрятанную слабость. Он может считать свое поведение правильным и не в состоянии понять, что ему недостает способности получать удовольствие от менее напряженного существования.
Следующий способ избежать стыда – стать высокомерным. Высокомерие - это попытка стыдящегося человека возвысить себя. Высокомерный человек осуществляет маневр вывода своего стыда вовне, проецируя его, чтобы удерживать чувство собственной значимости в раздутом состоянии. Он может презирать всех окружающих, взирая на них, как на недостойных, слабых и, так или иначе, ущербных. Он раздувается от своей мнимой доблести и таланта. Высокомерный глубоко стыдящийся человек нашел способ хорошо себя чувствовать, перенеся собственный стыд на остальную часть мира, ожидая, что другие отнесутся к нему с большим уважением и даже с благоговением. Стыд настолько нестерпим, что превращается в бесстыдство и бессовестность, за которыми скрывается тот самый «обходной стыд», укрывшись защитным барьером высокомерия. Высокомерный стыдящийся человек воздвигает стену между собой и другими людьми, настаивая на том, чтобы они обращали внимание только на эту стену, а не на реальную личность за ней, которая является глубоко стыдящейся и слабой. Такой человек требует почитания, восхищения и трепета перед своей величественной персоной. Высокомерие, комбинируясь с отрицанием, обеспечивает полную неспособность осознания расхождения выстроенного образа и реального положения дел.
Тесно связан с высокомерной защитой защитный эксгибиционизм (лат. exhibeo — выставлять, показывать ), как бы парадоксально это не выглядело. Использующий эту защиту кажется, в сущности, бесстыдным. Варианты такого поведения варьируют от слишком оригинальных одеяний и произнесения «шокирующих» о самом себе речей до сексуального промискуитета. Общим для этих вариантов является то, что человек игнорирует общественные правила, касающиеся приличия и скромности.
Все дети проходят период, когда они хотят быть в центре внимания, но боятся быть отвергнутыми и покинутыми. Стыд развивается из этого напряжения между потребностью быть видимым и опасностью, будучи увиденным, подвергнуться нападению. Эксгибиционизм разрешает данный конфликт особенным образом. Человек на бессознательном уровне решает, что он находится в безопасности, только находясь в центре внимания. Его центральным страхом становится игнорирование другими, и поэтому он совершает всё возможное, чтобы быть постоянно на виду. Увязнув в нарциссической трясине, он не способен найти другого места для себя, если это место не центр мироздания.