Защитные биоповеденческие стратегии «бей/беги/замри» время от времени используются всеми людьми в зависимости от ситуации, требующей защиты. История перенесенного в детстве насилия обуславливает предрасположенность к определенной тактике выживания, которая закрепляясь, в конечном итоге, интегрируется в структуру личности. Люди с травматическим опытом теряют способность взаимодействовать с другими людьми, заменяя паттерны межличностной связи паттернами «увековеченной» защиты.
К защите действием относятся реакции «бей или беги» опосредуемые симпатической нервной системой. Реакция «замри», активизируется в ситуации чрезвычайной опасности, это путь «последней надежды», использующий омертвелость, выводящую из состояния связности и осознания в состояние коллапса.
Тип реакции «бей» соотносится с нарциссической организацией личности. Люди с такой организацией убеждены, что власть и контроль могут смягчить их тяжелые переживания и заполучить любовь. Представители реакции «бей» используют презрение, запугивание и обесценивание других людей добиваясь желаемого отзеркаливания. Речь идет о гиперкомпенсации, демонстрации противоположного поведения и образа жизни. Прикрытие внутренней пустоты - постоянная борьба за выживание нарциссически организованного индивида (гордость как прикрытие неполноценности, сила как прикрытие бессилия). Патологический нарциссизм сравнивают со своего рода злокачественной опухолью, которая поразила самость.
Самосознание при нарциссической организации личности «расколото», и имеет «двухуровневое» строение: на поверхностном уровне обнаруживается защитное грандиозное Я, тогда как на глубинном уровне скрывается слабое реальное Я. Переживание себя включает: чувство фальши, стыда, зависти, пустоты, дефектности и неполноценности, либо их компенсаторные противоположности - защитную самодостаточность, тщеславие, превосходство и презрение.
Тип реакции «беги», соотносят с обсессивно компульсивной защитой и шизоидной организацией личности. М.Уэст утверждает, что реакция «беги», лежит в основе шизоидной организации личности с ее склонностью к активному избеганию трудностей и ограничению представлений о себе. Шизоидная личность стремиться отгородиться от приносящего боль опыта и закрыться от влияния других людей.
П.Уокер описывает представителей типа бегства как людей, которые постоянно избегают боли заброшенности с помощью символического бегства в постоянную активность. Они торопятся как в мыслях (одержимость), так и в действиях (навязчивость). Когда представитель обсессивно-компульсивного типа бегства ничего не делает, он беспокоится и планирует деятельность.
Реакция «оцепенения» связана с диссоциацией, позволяющей вырваться из жестких рамок, которые накладывает реальность, выводить драматические воспоминания и аффекты за рамки повседневного сознания, изменять восприятие Я, создавать дистанцию между разными аспектами Я и повышать порог ощущения боли. Реакция оцепенения – «путь последней надежды», погружение в незнание нечувство и небытие.
П. Уокер описывает реакцию «оцепенения» как реакцию камуфляжа, побуждающую скрываться, изолировать себя и избегать человеческого контакта.
Представители типа ступора могут быть настолько заторможены в режиме изоляции, что кажется, будто переключатель их стартера застрял в положении «выкл» (П.Уокер)
Реакции «Бей/беги/замри» в терапевтических коммуникациях
Реакция «бей» проявляет себя в конфронтации с терапевтом, обесценивании и нападении, настойчивых требованиях рекомендаций, эксплуатации профессионального интеллекта специалиста как компьютера.
Реакция «беги» проявляется в активном и пассивном избегании сближения с терапевтом, во время терапевтической сессии бегство представлено хаотичностью терапевтического сеанса, телесном беспокойстве клиента с частой сменой позы, чрезмерной разговорчивости: поведение клиента сообщает – «я не хочу здесь быть», «я должен уйти немедленно».
Реакция «замри» проявляет себя неподвижным взглядом, «пустыми» глазами, которые не смотрят, амимичным и безразличным лицом, молчанием, позой оцепенения, не понимаем смысла, сказанного терапевтом.