Мы все переживаем потери разных уровней тяжести. Любую утрату - будь-то расставание или смерть любимого человека, развод, завершение дружеских, деловых или любовных отношений, смена работы, изменение прежнего образа жизни, возможностей, привычного представления о себе и своих качествах, места жительства, даже потерю любимой, эмоционально значимой для нас вещи, - наша психика должна переработать, отгоревать.
В современном мире господствующего «позитива» существует негласное (или озвучиваемое прямо) неприятие сложных эмоций, которые не приносят удовольствия, – печали, гнева, злости, подавленности. А, между тем, горевание, которое включает в себя проживание всех этих чувств, – необходимый процесс для того, чтобы психика могла адаптироваться к новым условиям жизни, изменившимся в результате утраты, расставания, разочарования.
К сожалению, если процесс горевания не пройден, человек невольно будет возвращаться к старым паттернам поведения, не дающим возможности формировать и проживать новый опыт, открывать новое и развиваться. Бег по кругу – повторяющиеся отношения, похожие сложности, привычные разочарования, попытки убежать от себя и своих чувств, телесные заболевания и депрессивные эпизоды – то, что является последствием непрожитого горя.
Наша психика работает ассоциативно. Любая потеря активирует все старые, неотгореванные утраты, давая шанс нашей душе проделать работу горя, залечить давние душевные раны. Поэтому порой окружающие, видящие человека в слезах из-за вроде бы мелочи – потерянного носового платка или, например, авторучки – недоумевают, как из-за подобной ерунды можно расстраиваться?! Однако, вполне вероятно, что для горюющего человека расставание с этой вещицей по ассоциативным связям активировало подавленные или забытые воспоминания, которым он и сам не может придать словесное выражение, и сейчас ощущает глубокое горе, сопровождаемое стыдом от ощущения собственной неадекватности. И лишь в кабинете психолога с помощью деликатного сопровождения специалиста у него появляется возможность припомнить, что платок похожего цвета он держал в руках в восьмилетнем возрасте, когда его не пустили на похороны любимой бабушки, с которой связано огромное количество чувств раннего, полузабытого детского периоды его жизни. И оплакать ту нежность, ласку, добрые, казалось бы, навсегда утерянные чувства, сопровождавшие его привязанность к любимому человеку…
Вильям Ворден, психоаналитик, описывая утрату значимого человека, писал об основных фазах горевания, которые в той или иной последовательности проходит человек, переживший потерю. Похожие этапы мы проживаем в случае потери любых объектов, имеющих для нас эмоциональное или нарциссическое значение, разумеется, выраженность и интенсивность переживаний будет варьироваться в зависимости от того значения, которое данная потеря имеет для нас лично. Вот эти основные фазы:
1. Период оцепенения, когда психика всеми силами пытается накопить ресурсы для принятия факта утраты, в то время, когда происходит попытка не сталкиваться с ним;
2. Фаза тоски, сопровождающаяся активной работой отрицания, в ходе которой человек испытывает сильнейшее желание, чтобы ушедший вернулся, и что потеря не случилась навсегда;
3. Фаза дезорганизации, когда потерявший человек напрямую сталкивается с фактом утраты, испытывая сильнейшую боль, гнев и отчаяние; в это время его функционирование в обществе осложняется, выполнять привычные функции и общаться с людьми становится чрезмерно трудным;
4. Фаза переорганизации, когда человек становится способным принять факт утраты и строить свою жизнь в соответствии с новыми условиями.
Согласно Вордену, основными задачами, которые решает психика во время процесса горевания являются:
I. Принятие реальности утраты – столкновение с тем фактом, что вернуть человека или прошлые отношения не получится, утрата - факт свершившийся и он, увы, навсегда.
Противоположным решением данной задачи является неверие в реальность потери, которое основано на отрицании (умерший видится в толпе, «слышится» его голос и т.д.).
Еще одним вариантом патологического решения является отрицание значения утраты («не так уж сильно я его и любила», «он был никудышним отцом», «я ничего не получал от этих отношений»), выборочное забывание (невозможность вспомнить лицо покинувшего человека, моменты жизни, с ним связанные), отрицание необратимости смерти (обращение к гадалкам, к спиритуализму, вера в то, что душа ушедшего переселилась в нового знакомого, животное и т.д.). Если в начале процесса горевания определенные проявления работы механизма отрицания нормальны, – как необходимость для шокированной потерей психики адаптироваться к новому знанию, то в случае, если данные проявления длятся достаточно длительное время или начинают носить навязчивый или бредовый характер, близким горюющего стоит обратиться за помощью к специалистам.
Решение первой задачи требует времени, в этом случае горюющему помогают продвигаться в сторону принятия традиционные ритуалы, такие как похороны, поминки, воспоминания о покинувшем, перебирание вещей умершего, на каждой из которых психика проводит работу горевания.
II. Эта работа происходит в форме переработки боли, причиняемой горем, - и душевной, и физической.
В этот период важно давать горюющему возможность находиться в тяжелых чувствах, не пытаться его отвлечь от них, обесценить их словами: «займись чем-то, чтобы забыться», «все пройдет», «нового найдешь», «ты молодой, у тебя все впереди». Проживание тяжелых чувств в полном их объеме дает возможность пройти через горе. Подавление, отвержение чувств, их отрицание, как и отрицание значимости потери, а также ощущение своей неуместности для окружающих из-за переполняющих тебя невыносимых переживаний – худшее решение для горюющего. Это приводит к бесчувственности как патологическому решению второй задачи горевания.
К сожалению, наша психика не способна «отключать» чувства выборочно – если уж мы отказываемся от тяжелых эмоций, подавление распространяется на все - и радостные, счастливые и приятные переживания во всей их полноте становятся недоступны нам.
III. Приспособление к жизни без того, что было утрачено, которое делится на внутреннее и внешнее.
Внутреннее приспособление – принятие нового представления о самом себе, образа себя не как, например, «жены М.» или «сотрудника компании X.», а о человеке, идентичность которого в некоторых аспектах изменилась, а также принятие иных ценностей и представлений о жизни. Внешнее - адаптация к новым ролям, задачам, которые предстоит решить, и которые ранее выполнялись ушедшим человеком, предоставлялись автоматически на предыдущей должности и т.д. Сюда же относится и духовное приспособление – пересмотр внутренних глубинных верований, идеалов, убеждений, которые факт утраты пошатнул.
Невозможность решения этой задачи приводит к провалу адаптации, который может заключаться в поведении, направленном против себя, укреплении чувства беспомощности, невозможности существовать в изменившихся условиях.
IV. Нахождение такого места для покинувшего, которое позволяет признавать его роли и значимость в прошлой жизни горюющего, но при этом не мешает строить и проживать новую жизнь.
Решением этой задачи является возможность сохранять теплые воспоминания о покинувшем, испытывать чувство благодарности за пережитый с ним опыт, при этом сохраняя возможность инвестировать силы, энергию в построение новых отношений, реализацию новых проектов собственной судьбы.
Незавершенность этой задачи приводит к существованию не-бытия, застревания в прошлом и невозможности полноценного проживания собственной жизни.
Все эти задачи решаются не в строгой последовательности, они, скорее, попеременно и циклично перерабатываются, актуализируясь и решаясь вновь и вновь на протяжении всего периода горевания.
Литература:
1. Трутенко Н.А. Квалификационная работа «Горе, меланхолия и соматизация» в Институте психологии и психоанализа на Чистых прудах
2. Фрейд З. «Печаль и меланхолия»
3. Ворден В. «Понимание процесса горевания»