А царь-то не настоящий!
В СКАЗКЕ
Многие из вас наверняка помнят сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий Утенок».
Для меня это история о непростом пути обретения собственной идентичности. Гадкий утенок, пройдя в своей жизни через череду травм (непринятия, отвержения, обесценивания), смог обрести свою подлинную идентичность – идентичность белого лебедя. Гадкий Утенок: в поисках идентичности
По сути, Гадкий Утенок – это стигма. Он стал гадким в связи с тем, что был иным в глазах отвергающего, обесценивающего общества. В сказке в отношении нашего героя мы наблюдаем реакции социума, заряженные нетерпением ко всему отличающемуся, за которыми угадывается послание: Будь таким, как все!
И нужно иметь много мужества, чтобы отстаивать свою идентичность в таком недружелюбном окружении.
К своей чести, Гадкий Утенок, несмотря на жесткий социальный пресс, не отказался от себя и в итоге превратился в того, кем изначально был по своей сути, – в Прекрасного Лебедя.
НеГадкий утенок
Давайте представим ситуацию, что Гадкий Утенок оказался более социализированным, конформным и послушно следовал советам своего неравнодушного окружения, искренне желавшего ему добра.
А их (советов) следовало предостаточно – только успевай запоминать! Гадкий Утенок регулярно сталкивается с такого рода посланиями, исходящими от ближайшего социального окружения – обитателей птичьего двора. Вот лишь некоторые из них:
– Умеешь ты нести яйца? – спросила она утёнка.
– Нет!
– Так и держи язык на привязи!
– Умеешь ты выгибать спинку, мурлыкать и испускать искры?
– Нет!
– Так и не суйся с своим мнением, когда говорят умные люди!
– Да что с тобой?! – спросила она. – Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдёт!
Не дури, а благодари-ка лучше создателя за всё, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или выучись мурлыкать да пускать искры!
Одним словом, Не высовывайся! Слушай то, что тебе говорят другие! Будь таким как все! Будь удобным! Стань таким, каким тебя хотят видеть другие! Откажись от себя!
Гипотетически НеГадкий Утенок, в сказочной истории отказавшись от своей лебединой сути, мог бы стать кем угодно. Если бы он очень старался слушать то, что ему советовали «умные люди» с птичьего двора, то возможно он стал бы приличным Петухом, или уважаемымГусем, или достопочтенным Индюком. Единственно, кем он не смог бы стать в описанной ситуации – это Прекрасным Лебедем. Вот только был бы он счастлив, предав свою лебединую сущность?
В ЖИЗНИ
Гадкий утенок
А вот так выглядит несказочная история…
Выше я писал, что Гадкий Утенок попадает в ситуацию ряда хронических травм развития, глубоко влияющих на формирование его идентичности и самооценки.
Такого рода травмы называют также нарциссическими, так как они часто приводит к формированию ложной идентичности.
Чаще всего нарциссическая травма возникает в подростковом возрасте. И неудивительно. Подростковый возраст является сенситивным к вопросам идентичности: Кто Я? Какой Я? Здесь референтной группой, теми зеркалами, в которые жадно всматривается подросток, стараясь ответить на эти вопросы, становятся сверстники, а не взрослые, как было до этого. Именно они и являются в этот период главными объектами его травматизации.
Обозначенные выше вопросы идентичности в этот период фокусируются вокруг внешнего вида. Самым заряженным для подростка является вопрос: Как я выгляжу в глазах сверстников? Подростковая среда не менее жестока, чем описанный в сказке птичий двор с достаточно жесткой субкультурой. Здесь есть свои «петухи», «гусаки» и «индюки», транслирующие систему групповых ценностей, задавая образцы для подражания.
Не столь важные до этого периода параметры внешнего вида – рост, вес, форма носа, ушей и пр. – становятся для подростка крайне значимыми. Даже неумышленно случайно брошенное замечание относительно внешности способно оставить болезненный след в душе подростка, не говоря уже о ситуации организованной травли – нередко встречаемом явлении в этот период жизни.
В этот период подросток нередко ощущает себя «Гадким Утенком». Быть иным, не похожим на других – значит постоянно натыкаться на обесценивания, унижения, отвержения. И далеко не каждому в такой ситуации удается отстоять свою сущность и прорваться к идентичности «Прекрасного Лебедя».
Идентичность, как я уже писал выше, является ведущим личностным новообразованием этого возраста и именно в данной психической сфере возникают основные проблемы подростка. И не всегда подростку удается обнаружить и утвердиться в своей подлинной идентичности, иногда возникают варианты развития идентичности ложной.
НеГадкий Утенок
Наиболее типичными вариантами формирования ложной идентичностиявляются преждевременная и компенсаторная идентичности.
Некоторые подростки, купившись на социально одобряемые оценки, предают себя и выбирают себе ложную социально приемлемую идентичность «Петуха», «Гуся», «Индюка». Они решают быть кем-то, каким-то, но не собой, тем самым, слой за слоем, накладывая на себя все новые пласты не-Я. Это пример преждевременной идентичности.
В нашей описываемой ситуации нарциссической травмы возможным вариантом является формирование компенсаторной идентичности.
Подросток, оказавшись в ситуации отвержения, унижения, негативного оценивания со стороны значимого социального окружения, переживает психическую травму, оставшись с ней одни на один. В анализируемой сказке Гадкий Утенок переживал этот период как депрессию – он уединился на болоте и жил там один, пока не встретил лебедей. В другой сказке Андерсена «Снежная Королева» мальчик Кай, подвергшийся травме обесценивания (осколки от кривого зеркала злого Тролля, попавшие ему в глаза и сердце), очутился в ледяной пустыне Снежной Королевы – символизирующей эмоциональную анестезию и алекситимию – важнейшие признаки травматизации. Портрет современного клиента: клиент травматик
Механизмом, позволяющим выжить в ситуации хронической нарциссической травмы (но не прожить ее), является компенсация. Компенсация – это защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков. Мотивирующей компенсаторной установкой травматика, побуждающего его к действиям, становится следующая: Я стану более крутым «Петухом», «Гусем», «Индюком», чем вы! Вы еще обо мне узнаете! И в этот момент подросток выбирает для себя жизненный путь, уводящий от его истинного Я, – путь в ложную идентичность.
Часто такие подростки, становясь взрослыми, добиваются значительных успехов в жизни в плане карьеры, бизнеса, статуса и прочих социальных атрибутов. Они активны, энергичны и целеустремлены. Они уважаемы, признаны и внешне благополучны.
Что здесь плохого – спросите вы? Что плохого в компенсации?
Перечисленные выше достижения – признаки внешнего благополучия. А за внешне благополучным фасадом травматика скрываются сомнения, страхи, стыд и низкая самооценка. Его энергия жизни не подключена к внутренним источникам подлинного Я. Активность такого человека питается энергией травмы и все их успехи и социальные достижения – бесконечные попытки насытить свою низкую самооценку.
Синдром самозванца
Ложная идентичность временно спасает от депрессии. Но как бы ты не маскировался в гусиные, петушиные, индюшиные перья, все равно остается страх разоблачения. Такие люди часто чувствуют себя самозванцами.
Синдром самозванца – психологическое явление, при котором человек не способен интериоризировать свои достижения. Они всячески стремятся к достижениям, но не могут их присвоить. Они неспособны ассимилировать в структуру Я свой позитивный опыт.
Несмотря на постоянные внешние доказательства их состоятельности, люди, подверженные этому синдрому, продолжают быть уверенными в том, что они – обманщики и не заслуживают успеха, которого достигли. Они как будто все время находятся в напряженном ожидании, что кто-нибудь случайно раскроет их подлинную сущность «Гадкого Утенка» и крикнет: «А король-то голый!», или как в известной комедии «Иван Васильевич меняет профессию» – «А царь-то не настоящий!
Мощная социальная компенсация выступает как защита от токсического стыда для того, чтобы не встречаться с переживаниями собственной неполноценности. При всех их социальных достижениях и внешнем благополучии глубоко скрывается щемящее чувство ложности происходящего и своего демонстрируемого Я.
Их образ Я расщеплен на две полярные части: успешный мужчина/женщина (фасадная идентичность) и маленький уязвимый обесцененный мальчик/девочка. Эта тщательно маскируемая от других часть Я – их непринимаемая идентичность.
Они уязвимы в вопросах самооценки и очень чувствительны, все воспринимают на свой счет, в отношениях конкурентны и ревнивы.
Они постоянно сравнивают себя с другими. Такими другими уже давно являются не те реальные люди, которые их когда-то обижали, подвергая обесцениванию и унижению. Они уже давно и многократно их переросли. При этом они никогда не могут успокоиться и остановиться в этой гонке с преследованием – соперник, которого они догоняют, постоянно сменяется другим, более сильным. Они все время ищут и находят для сравнения более успешных, более авторитетных, более статусных, более... У них сбита шкала для сравнения и оценки – их оценка себя идет не с самим собой вчерашним, а с другим.
В связи с вышесказанным у них есть сложности с расслаблением, они все время находятся в тревоге и тонусе.
Они никогда личностно не созревают – внутренне ощущая себя этим маленьким мальчиком/девочкой – Гадким Утенком.
Они пытаются сделать в этой жизни невозможное – сложить из букв О, П, Ж и А слово ИДЕНТИЧНОСТЬ. Но в имеющемся у них раскладе не хватает букв, а те, которые имеются – не подходят.
В периоды кризисов взрослости – кризисов идентичности - они могут впадать в депрессию. В эти периоды с особой остротой в их сознании всплывают экзистенциальные смысловые вопросы: Кто Я? зачем Я? Для чего Я живу? Свою ли Я проживаю жизнь? Несмотря на болезненный характер таких переживаний именно в этот период они наиболее близки к ядру своего Я и у них появляется реальный шанс встретиться со своей подлинной идентичностью.
Стратегии терапии
«Картина личности» клиентов описываемого типа напоминает нарциссическую, но в отличие от нарциссов они эмпатичны. К тому же у них, несмотря на внешнее сходство проявлений этой картины с нарциссическими клиентами, разное происхождение. Нарцисс – «использованный» взрослыми в своих интересах ребенок. У «Гадкого Утенка» – история травматика – отверженного, обесцененного подростка. И терапевтическая работа с таким клиентом неизбежно будет вращаться вокруг его травмы и непосредственно касаться ее проработки в ситуации терапии.
Терапевтический эффект имеет уже появление самой возможности у клиента говорить о травматических переживаниях своему терапевту. Токсический стыд длительное время тщательно скрываемый от других под мощными слоями компенсации, а также другие сильные чувства, которые невозможно было пережить по разным причинам в тот период – страх, обида, ярость – требуют своего вскрытия и проявления.
Необходимо также осознать и ассимилировать в образ своего Я социально неприемлемые чувства и позволять себе проявлять их, научиться – злиться, расстраиваться, печалиться…
Еще одной терапевтической стратегией является осознавание и принятие актуальной реальности. «Гадкий Утенок» в детстве находился в ситуации травли без поддержки и сейчас он привычно не замечает, что ситуация поменялась – вокруг много дружелюбно настроенных людей или просто нейтральных. Да и он уже давно не маленький мальчик/девочка, а сильный, уверенный взрослый, который в состоянии при необходимости постоять за себя и отстоять свою особую позицию.
Отдельного внимания требует работа по присвоению тщательно скрываемой части своего Я – идентичности «Гадкого утенка». Травматик постоянно предает своего маленького мальчика/девочку и в силу этого не может пользоваться энергией этой отщепленной части. Задачей терапевта является помочь обнаружить ресурс в непринимаемой части Я и научиться опираться на нее. Чтобы пробиться к своей лебединой сущности, не следует предавать своего «Гадкого Утенка»
В результате такой терапевтической работы по интеграции частей своей личности появляется возможность переживать свое Я как целостное, сбалансированное и гармоничное.
Тогда и появятся «новые буквы» для построения своей подлинной идентичности.