В предыдущей заметке я сделал акцент на двух важных аспектах проблемы мужественности: отсутствие инструментов для четкого перехода от состояния "мальчика" к состоянию "мужчины" (потеря понятной структуры ценностей), а также сильный страх, в связи с которым мужчины регулируют своё поведение и устремления под его диктовку, из-за чего все достижения являются по сути компенсацией.
Оглянемся же на историю и вспомним, в каком виде присутствовала инициация ранее.
Я заметил, что обряды имели разные формы (в зависимости от культурных традиций), однако достаточно часто стадии трансформации были очень схожи. Напомню, что основная цель ритуала мужской инициации - помочь раскрыть глубинный смысл существования в этом мире, приобщиться к духовным ценностям, наделить ответственностью и совершить (по словам Мирча Элиаде) "фундаментальное изменение в экзистенциальном состоянии юноши".
Условно, подразделялись ритуалы на этапы:
1 этап. Отделение от комфортного материнского очага.
Мальчиков внезапно, а иногда насильственно вырывали из их прежнего образа жизни, наполненного уютом и защитой в лице материнской заботы. Естественно, никто добровольно не хотел покидать такую безопасную обитель. Это действо было своеобразной сепарацией, отделение от материнской стихии, физическое и духовное, избавление от материнского комплекса.
2 этап. Символическая смерть.
Некоторые народы буквально имитировали похороны и погребение, а матери оплакивали "умерших" сыновей. Считалось, что мальчик и взрослый мужчина - два совершенно разных человека. Чтобы трансформироваться в мужчину, мальчика необходимо было убить. Совершалось некое действо, помогавшее оставить прошлое позади. Например канадские индейцы давали юношам сильный галлюциноген, стирающий память.
3 этап. Возрождение и обучение.
Мальчик начинает примиряться с новой реальностью. Жизнь должна продолжаться. На этом этапе старейшины племени дают необходимые ему знания и навыки, а что ещё важнее - приобщают его к духовному началу, объясняют его новые права, посвящают в то, что значит быть мужчиной, соединяя его с мифом об изначальной, божественной природе всего сущего, открывая для него высший смысл существования. Это было глубокое трансцендентное переживание, буквально формирующее новую личность. Олицетворением этого была смена имени.
4 этап. Суровое испытание.
Старейшины отправляют юношу в изоляцию, в тёмный лес, пещеру, или совершают некий мучительный акт. Обязательные атрибуты - это столкновение с болью, ужасом и страданиями: выживание в лесу, охота на дикого зверя в одиночку, нанесение порезов на коже или татуировок, кровопускание, схватка с другим членом племени и др. Юноше приходится приспосабливаться, рисковать, проявлять свою смелость и преодолевать страх, таким образом демонстрируя, что он может нести ответственность. И это буквально расширяет и делает его сильнее.
5 этап. Возвращение в новом статусе.
Успешно пройдя испытание, бывший мальчик, а теперь уже мужчина становится достойным представителем своего народа. Общество принимает его и относится с должным уважением. У него также появляется право выбирать себе женщину и вступать в брак. Но что ещё важнее - мужчина теперь действительно чувствует себя мужчиной. Инициация считается завершённой.
Естественно сейчас такие диковинные ритуалы проводятся разве что в тех местах планеты, где сохранился племенной быт. В сильно видоизменённой форме они присутствуют и в современном обществе, например "адская неделя" у студентов американских колледжей или среди евреейского народа бар-мицва. Однако эти ритуалы единичны и в них остались лишь редкие элементы былых структур.
В следующей заметке порассуждаю о том, как в современных реалиях мужчине обрести себя.