На написание статьи меня вдохновила книга «Комплекс Лилит. Темная сторона материнства» Хайнс-Йоахим Мааца, но в первую очередь, растущая реальная глобальная проблема нашего общества, связанная с нарциссической травмой, лежащей в основе большинства проблем пациентов, обращающихся за психологической помощью. Все последующие цитаты из приведенной выше книги.
«В нашем обществе практически утрачены главные материнские ценности: давать жизнь, кормить, удовлетворять, защищать – все то, что является значимым как для ребенка, так и для существования социума».
Говоря о ложном материнстве, мы говорим о психосоциальной травматизации ребенка, при внешней нормальности ухода и воспитания.
«Роковая трагичность явления заключается в том, что родители, стараясь «делать все возможное» в духе своего времени, не уделяют своим детям должного внимания, подавляют их эмоционально, не понимают их реакций и мучают своими завышенными ожиданиями».
Статья написана против подавляющего личности как мужчин, так и женщин устаревших принципов патриархального общества, цель которых – власть, в основе которого лежит псевдодуховность, ложное «театральное» материнство, расщепление личности на «хорошую» и «плохую». Хочу поддержать каждую женщину-мать, личности которой предъявляют непомерные требования. Вытекающие из этого последствия – постоянная неудовлетворенность в супружеских отношениях, травматизация ребенка в процессе его развития.
Ложное материнство – это, прежде всего проявление «комплекса Лилит». Комплекс Лилит включает в себя вытесненные, поэтому приобретшие уродливые формы, социально неодобряемые качества женщины:
- сексуальная активность женщины, которую она использует для достижения материальных благ и манипуляций;
- нежелание иметь детей и признавать ограничение своей жизни рамками домашнего хозяйства, быта;
- движение за эмансипацию, в котором женщины требуют равных прав с мужчинами.
Т.е. женщина с комплексом Лилит может выбрать одну из двух крайностей. Она либо будет манифестировать «чайлд фри» (ярый отказ от рождения детей), либо демонстрировать преувеличенную всеобъемлющую любовь к детям, с отказом от любой другой своей реализации.
Христианство разделило образ женщины на святую Еву и демоническую Лилит. Проявление Лилит обусловлено запретом на природное право женщины чувствовать неудовлетворенность в семейной жизни , тоску по прежним временам, когда она была подростком, незамужней девушкой.
Вспоминается грустно-лирическое стихотворение из интернета, автор Таня Григорьева:
«Дама сдавала в багаж:
Юность,
Свободу,
Кураж,
Помаду,
Ламбаду,
Юбчонку
И бабушкину самогонку.
В загсе все даму поздравили
И в паспорте штамп ей поставили.
И выдан ей новый багаж:
Для жизни с любимым
Шалаш,
Четыре рецепта шарлотки
И маленькая сковородка».
Да, взрослея, выбирая семью и материнство, женщина принимает ограничения свободы, связанные с новым статусом. Но, почему ей без осуждения не разрешается, даже хотеть этой свободы? Почему под запретом злость и раздражение, связанные с дискомфортом большого живота во время беременности, с недосыпами, когда ребенок родился, грустью по мини юбке? Почему она ДОЛЖНА радоваться, отказавшись от своей свободы и независимости?
Какие же последствия имеет комплекс Лилит?
Право женщин на силу, свободу и удовольствие не признается обществом, при этом поощряется покорность, целомудрие, забота, входящие в собирательный образ «Евы». Но, у каждой «Евы», есть своя вытесненная «Лилит». При внешней покорности и целомудрии Евы, Лилит будет проявлять себя в пассивной агрессии: обиды, завышенных ожиданий от других, обесценивании, отвержении и навязывании чувства вины.
То что «делает» с ребенком ложное материнство и как происходит исцеление описано в книге «Слова, которые исцеляют» Мари Кардиналь. Героиня романа – молодая женщина, которая потратила 30 лет своей жизни, а так же чуть не потеряла свою жизнь ради того, чтобы заслужить любовь своей матери. На исцеление материнской травмы у нее ушло 7 лет психотерапии.
Невозможно делать и не ошибаться.
Невозможно принимать сложные решения и не быть перед кем-то виноватым.
Взросление - это, в том числе, принятие этих вещей, а так же умение перерабатывать чувства вины, стыда, страха.
«Лилит» невольно передает своему ребенку враждебный эмоционально не переработанный аспект по отношению к детям. Ребенок, в свою очередь, интуитивно улавливая отношение матери к нему, будет своим поведением провоцировать не принимаемые матерью собственные слабости и ограничения (раздражение и неуверенность), при этом будет чувствовать себя обременительным и надоедливым. Он будет испытывать неосознаваемое чувство вины за состояние матери. «Лилит» видит в своем ребенке исключительно объект воспитания, который нужно приучить к порядку, дисциплине и контролю над своими эмоциями путем их подавления. Учит быть удобным и покорным.
В дальнейшем это пациенты с проблемной идентичностью, нарушенной самооценкой и ведущим состоянием страха, что является симптомами ранней структурной патологии личности. В терапии такие пациенты описывают образ матери как требующей, высасывающей все соки, считающей, что ребенок всецело принадлежит ей и существует для удовлетворения ее потребностей.
В отношениях в паре «Ева» с комплексом Лилит будет занимать подчиненную позицию, мучая своего спутника своими нереализованными стремлениями, ожидая удовлетворения своих ранних потребностей и испытывая ненависть к мужчине из-за своей неудовлетворенности.
Что же происходит у мужчины с комплексом Лилит? Это сформированный , прежде всего, образ «Адама», который чувствует данное ему, но ни чем не заслуженное превосходство над женщиной, которое он использует для того, чтобы ощущать свое могущество и силу. Ему нужна «Ева», сделанная из его ребра, которая отреклась от себя, чтобы ее могли терпеть в отношениях.
«Посредством денег, силы и претензии на авторитет он пытается скрыть свою проблему идентичности. Он важничает и старается создать такие отношения с мужчинами и женщинами, в которых он мог бы доминировать и контролировать. Нежность и основанное на доверии увлечение он считает для себя опасным, поэтому избегает их».
В паре «Ева» и «Адам» соперники, которые соревнуются друг с другом, доказывая, что именно его потребности должен удовлетворить другой. Именно он больше нуждается в заботе, нежности, ласке, опеке. Как правило, эта борьба длится, пока оба не исчерпают себя в борьбе за внимание, признание возможности быть принятым. Тогда на первый план выходят ярость и разочарование, которые на самом деле направлены на родителей, создавших данные дефициты у ребенка в детстве.
«Ни один мужчина не может стать мужчиной с «Евой». Ни одна женщина не станет женщиной с «Адамом». «Адам» и «Ева» создают из своего комплекса Лилит несносную совместную жизнь, отравляя ее, возрастающим разочарованием друг в друге и, таким образом, усиливают вполне предотвратимое страдание своих детей. В результате «Адам» становится воином, а «Ева» ведьмой».
Комплекс Лилит делает матерей лживыми и лицемерными, отрицающими истинные человеческие чувства и естественные состояния злости, усталости, раздражения. Разыгрывающие из себя мучениц, готовых положить свою жизнь на алтарь материнства и семьи. Демонстрирующие проявление бОльшей любви, чем они в реальности могут дать.
Выход из сложившегося положения вещей для мужчины и для женщины проходит через оплакивание своего дефицита матери, снова и снова. Через осознание своей бессознательной идентификации с родителем. Через болезненное перерезание пуповины.
Признать реальность, в которой прошлое нельзя переделать, исправить, а так же тот факт, что невозможно утолить неосознаваемую тоску по матери гедонистическим образом жизни, став прожорливым потребителем всего, что предлагает современный маркетинг.
Научиться выносить и перерабатывать поднимающуюся раз за разом боль от того, что не получили в детстве. От того чего мы были лишены и с какими последствиями этого мы сейчас вынуждены мириться.
Быть готовым к тому, что боль будет прорываться, разбуженная воспоминаниями, картинками счастливых или несчастных детей, с завистью к успехам других.
Мужчина, интегрировавший Лилит, будет видеть в своей женщине не мать, а равную партнершу, которая дополнит его жизнь творчеством, вызовом, активностью. Такому мужчине не нужно будет добиваться, унижать, спорить. Он в состоянии не только выдержать одиночество, но и наслаждаться им.
Привлечение внимания к данной масштабной проблеме нашего общества является первым шагом к изменению ситуации, но к сожалению, уже в перспективе. Если мы сейчас зададим новые ориентиры подлинного материнства, а точнее вернемся к их истинным здоровым истокам, где женщина, интегрирующая в себе Лилит, а значит понимающая себя и принимающая свои ограничения, будет желать для себя мужчину - партнера, инаковость которого будет принята, как дополнение к собственной личности. Их отношения будут выстроены на равных.
В материнстве, зная свои дефициты детства, она будет готова к неизбежному дискомфорту и сможет адекватно выражать свою боль из-за периодически возникающего чувства отвержения по отношению к ребенку, страха, ненависти в некоторых ситуациях. Понимая, что это в первую очередь ее проблема. Понимая, что вполне естественно ребенок будет реагировать на ее состояние возмущением и беспокойством. Значит наши дети, вырастая, будут создавать более здоровые семьи, рожать здоровых детей, которые проживут хорошие счастливые, наполненные жизни. Прорабатывая свои травмы, мы даем шанс своим детям и внукам быть более счастливыми. Заботясь и исцеляя своего внутреннего ребенка, мы получаем возможность улучшить отношения с окружающими людьми.
«Признанная правда никогда не будет иметь разрушительных последствий. Ложная же любовь и скрываемая позиция станут причиной конфликтов, болезней и насилия».
Щербакова Наталья Владимировна,
психолог.
Запись на консультацию: моб./вайбер 066-777-07-28