Продолжая не оконченный разговор о фильме "Волчок".
Да уж, мрачная история с этой девочкой, только вот режиссёрская мысль на этом не остановилась, а приняла, с одной стороны, глобальные размеры, а с другой - вполне естественный и часто встречающийся оборот. Я имею в виду стойкое желание матери убежать. У хозяйки всей этой "мертвечины" появляется конфликт между внутренними объектами. Картина ненавязчиво показывает желание женщины принять свою маленькую девочку, оживить погибшую часть себя. Наверное, по этому она пытается с ней общаться, вызвать в ней живые чувства, и по этому так задумчиво произносит: "Нет, не могу..." когда натыкается на стену "даже". Тонатос оказывается сильнее, вызывая ответное: "Я жить хочу, жить..." из материнских уст. И мама снова и снова убегает, спасаясь от ужасающего и поглощающего действия маленькой девочки внутри. Этот бег заставляет вести разгульный образ жизни и использовать агрессивное поведение, как подтверждение своей женственности, а то и вовсе живости. Если девочка-смерть догонит, тогда конец. Но, от неё невозможно избавиться, нельзя и второй раз её убить, нельзя задобрить - и жизнь превращается в движение по кругу, в бег без конца и без начала, где нет возможности остановиться.
История заканчивается страшновато. Опять мать убегает, ребёнок догоняет. И в тот момент, когда, казалось бы, побег возымел действие и женщина оторвалась от погони, слышится скрип тормозов и удар тела о машину. Мы не знаем, было ли это решением девочки или досадной случайностью, только видим, что камера после некоторого блуждания, пошла в одну сторону, а главная героиня в другую, предметы стали расплывчатыми и теряющими свои отличительные признаки. "Не уйдёшь!" Со смертью внутренней маленькой девочки не пришла свобода. Её образ являлся интегрирующим, удерживающим от распада. Теперь же появилось всеобъемлющее состояние дезорганизации, или даже исчезновения всего. Теперь уже вовсе нет ни кого, пустота и хаос, которые погружают в своё безвременье дообъектного существования.
В связи с этим в памяти всплывают некоторые истории клиентов, которые, с поразительной схожестью, повторяют ту же боль в новом изложении. Вот рассказ одной девочки, жизнь которой рассыпалась на части, когда умерла её мать, наркоманка с диагнозом шизофрения. Дочь чувствовала себя на месте мамы, когда та сидела в углу и мерно раскачивалась. И когда та под кайфом была не в состоянии вынуть шприц из вены, девочка болела её болью.Когда же мать умерла, они умерли вместе во внутреннем пространстве девочки, оказались разрушены безвозвратно. Начался побег, как в фильме ужасов, от преследующих зомби и вампиров, а по сути, от мёртвых объектов. Бег этот приобрёл банальное направление: алкоголь, наркотики, агрессия. Только в этом случае они её догнали, одновременно с представителями психиатрической службы, при попытке совершить суицид.
События ещё одной девочки поражают схожестью. Подросток принёс на встречу со мной огромный багаж всевозможных зависимостей и неудержимое желание нападать при установлении любого контакта. Лисёнок, так все её звали, была найдена добрыми людьми в лесу. Тело убитой матери и живую ещё девочку отец увёз в лес и оставил там. Малышку приняли в свою семью местные жители - семейство лис. После значительной работы, Лисёнок поведала мне, что уже давно мертва, а умерла она тогда, вместе с матерью, и они теперь обе у неё внутри мёртвые. Конечно, эта версия заинтересовала узких специалистов, которые поспешили избавить девочку от столь страшного груза, и психотическое состояние не заставило себя ждать. Лисёнок начала восстанавливаться только после того, как в ситуации терапии ей было позволено вернуть отнятые внутренние объекты на их законные места. Вот тогда-то и начался процесс по их оживлению.
Таким образом, психическая травма имеет множество особенностей, способствующих уникальной организации психического пространства.Некоторые из них представлены в фильме "Волчок" Василия Сигарева. В этой истории мы можем наблюдать динамику не осознаваемой травмы, когда мать оставила бабке новорождённую дочку и перерождение осознаваемой, когда мама постепенно уходит из жизни ребёнка, унося из неё всё самое доброе, высасывая жизнь. Кроме этого, на лицо процесс формирования защитных механизмов разнообразного качества и действия, хорошо показаны бесконечные отыгрывания и крайне мрачный переходный объект - волчок, способствующий многочисленным идентификациям.
И всё же, если задуматься, фильм больше напоминает постановку романа о жизни внутренних объектов и фантазии об избавлении от страданий. Но, это всего лишь моё субъективное мнение, основанное на личных фантазиях и личном же опыте.