Я писатель и сама верила в то, что писать нужно каждый день. А когда не получалось, то испытывала попеременно чувство вины (перед книгой, обществом, музой), чувство гнева, растерянности, непонимания, разочарования. Видимо, я плохо стараюсь.
Переворот в сознании произошел после беседы с художником Олегом Щиголевым. Я писала научную работу о его творчестве и добилась интервью. И когда я спросила сколько времени уходит на одну картину, то внезапно услышала: "Смотря что считать в это время - только лишь сам процесс написания? Или когда я лежу на диване и смотрю на нее? Так вот я вам скажу, что это время на диване намного ценнее."
Меня озарило, что в работу над творческим проектом входит многое. В июне я закончила первый черновик книги. На него ушло два месяца и если смотреть со стороны, то работала я от получаса до нескольких часов в день. И только я знаю, что работала двадцать четыре часа в сутки. Мне снились сны, я бесконечно прокручивала диалоги, думала о мотивации героев и о многом другом.
И в этих двух месяцах были две недели, когда я не написала ни строчки. Первая неделя случилась почти сразу после начала работы. Мне захотелось поработать с психологией персонажей и чуть позже я подробнее напишу, что именно делала. Я чувствовала, что не могу снова сесть за написание, пока не буду четко понимать, как мои персонажи могут и не могут себя вести.
Вторая неделя перерыва случилась в середине книги. Действие переместилось в другую страну и мне хотелось напитаться ею, чтобы понять, о чем писать. Я читала книги, блоги, статьи, смотрела передачи и вернулась к роману, только когда почувствовала, что готова.
Так что на поверку, это оказались не перерывы. Работа кипела, но не на бумаге.
Во время работы над другой книгой, я делала перерыв в написании на полгода. И это было потрясающее время, потому что я узнала столько необходимого для продолжения, читая книги по мифологии.
Можно ли все это было узнать после завершения первого черновика? Вероятно, да. Но тогда бы некоторые сюжетные повороты могли не случиться или пришлось бы слишком много править.
Стоит ли творить каждый день? Да, это помогает не сбиться с темпа. Но разве в "творить" входит только непосредственная работа над рукописью, картиной, песней, танцем? Невозможно творить, если сосуд пуст. Творчество возможно из изобилия, когда вам есть, чем поделиться, вы наполнены знаниями, опытом, впечатлениями и не терпится выплеснуть это на бумагу, холст, в мелодию, движения.
И как только понимаешь это, исчезает чувство вины и появляется окрыленность. Все не зря и все важно.
Конечно, есть опасность, что пауза может затянуться, но об этом мы поговорим в следующий раз. А пока подумайте и запишите, что вас наполняет, вдохновляет и помогает творить. Какие творческие паузы вы теперь себе разрешаете?