Психологический порлат Psy-practice

Психология как универсальное имя (заметки дилетанта)

Автор: Галина Колпакова

Сегодня утром мой сын-подросток задал интересный вопрос: «Почему в этой стране высказывать свое мнение могут только эксперты?». Оказывается, по радио говорили о том, что оценки не показатель знаний. Только вот сказано это было не просто учениками или родителями, а многоуважаемыми психологами…

Действительно, почему рассуждать о чем-то только люди, которые считают себя экспертами? Мы все потребители различных услуг - образовательных, медицинских, психологических и прочих-прочих. Только вот разбираться в тонкостях и отличиях одних от других не всегда представляется возможным.

Психология неизбежно входит в нашу жизнь. Модно быть психологом, модно консультироваться со специалистами, модно подвергать детей раннему развитию, чтобы они были целостными и гармонично развитыми. По сути, мы уже не можем обходиться без этих знаний, а кто не в тренде, тот, как известно, проигрывает.

Современные методики психологии пришли к нам с Запада, если помните еще советское время, Фрейд, Юнг – мы знали только имена, но практическое применение было показано в фильмах, где герои приходили к психоаналитикам и часами лежали и рассказывали, рассказывали, рассказывали. Непонятны были их проблемы, не понятно было, почему люди отдают деньги за то, чтобы их просто слушали. Да, для нас это было немного дико, ведь у нас были друзья, всегда можно было зайти в гости, посидеть за рюмкой чая - повеселиться и погоревать. И в советское время психология как наука широко использовала профессиональную диагностику, ориентацию, то есть, выполняла помогающую функцию в области определения специальности. Что касается сложных случаев депрессии, то этим занимались психотерапевты – люди с медицинским образованием. Из психотерапевтов хорошо помню В. Леви, книжки жизненные, не сухие, не академические. В каждой книжке сочетание теории и практики, а читается как художественная литература.

В советское время специальность «Психология» была в трех вузах страны. В МГУ, ЛГУ и на биофаке в Саратове. Негусто на такую страну. Сравните сейчас – в каждом вузе и даже колледже. Тогда в цене были педагоги – специалист владел психологией в полной мере, ведь ему нужно было не просто оказывать услугу (как сейчас), но и воспитывать. Ему нужно было знать психологию по определению.

Были ли в то время психологи, занимающиеся частной практикой? Наверное, были. Но они были не особенно нужны. Ведь не было страха потерять работу или не найти ее. Государство это обеспечивало. Детьми занимались педагоги, не нужно было таскать их по центрам развития. В общем, психология была нужна, но не в таких количествах, как сейчас.

И вот настали лихие 90-е. Я это время помню, и помню, что люди, несмотря ни на что, помогали друг другу. Но появилась потребность в каком-то духовном обновлении, ведь советскую идеологию выкинули (а она была чем-то вроде религии), а буржуазная еще не прижилась. Образование, полученное в школе и вузе, никуда не делось, было понятно, что буржуазный строй - это «человек человеку волк», идти по головам не стыдно, и вообще, главное, выжить. Появился, как принято сейчас говорить, «запрос» на духовное развитие, свой Путь и так далее. В это время в страну активно стали проникать как западные религиозные секты вроде сайентологии, кришнаитов, так и доморощенные, которые использовали православие как основу своих новых течений. Вторая ветвь – духовные практики, вроде бы никак не связанные с религией, в которых рассматривались общие понятия - об энергетических телах, чакрах, стихиях, карме. То есть, в основном восточная философия.

Вообще, в эпоху хаоса возрастает потребность во что-то верить, чему-то следовать, иметь какую-то почву под ногами. Уже начинает брезжить как рассвет потребность в новых методах выстраивания картины мира, люди устают от борьбы за существование, а поделиться своими страхами практически не с кем. Все в напряжении, встречи в основном не для того, чтобы заниматься анализом ситуации, а чтобы просто расслабиться. И эта еще слабая потребность была услышана нарождающимся рынком.

Тут и «жирные» 2000-е подоспели, люди стали иметь возможность больше тратить денег не только на еду. Запросы появились – как себя выгоднее преподнести работодателю (пардон, продать свою рабочую силу), как ужиться в коллективе, как стать великим управленцем (особенно если ты только народившийся буржуа, не обременявший себя сильно учебой в школе и вузе) и прочие потребности людей в капиталистическом мире.

Возникает интерес на женские практики, быть гармоничной и счастливой захотели многие женщины. В нашей стране это особенно актуально, учитывая пропорции населения, значит, и услуги по определению будут востребованы.

«Запрос» на дошкольное образование, тут без психолога никак. Ребенка тестируют всеми наимоднейшими методами, и на знания, и на устойчивость (ведь нужно подготовить к стрессам), и различные умения. Я не против умений, но всему свое время. Лепить, рисовать, складывать кубики можно дома или в детском саду. Тестировать ребенка – можно, если только считаете, что у него отклонения. Но – выводы психологов можно и нужно анализировать, а не просто принимать на веру. И тут, на самом деле, не «запрос» – а навязанная услуга с целью вытягивания денег (сильно практикуется в центрах развития). К психологу должен обращаться сам человек, его родитель (если несовершеннолетний), но никак не в обязательном порядке. Так вот «запрос» на образование (раннее развитие) был преобразован в «запрос» на психологию раннего детства, очень оправданный с точки зрения кошелька психологов, ведь их стали выпускать из учебных заведений в огромном количестве, а за маленькие деньги в детских садах никто работать не хотел.

Итак, психология активно заходит в жизнь в виде практических семинаров, тренингов, центров развития, курсов.

Еще раз хочу провести эту линию. В эпоху перемен – мода на духовные практики, спасение в религии. В эпоху хоть какой-то стабильности – упор на саморазвитие, навыки, психологию как средство разгрузки и самосовершенствования.

Но вот наступает еще один этап, который в настоящее время прослеживается очень чётко. Это слияние эзотерики, религии, психологии, нетрадиционной медицины. Практически сейчас нет ничего в чистом виде. Но называется по-разному, в зависимости от аудитории и преподавателя (гуру, наставника, учителя, целителя), который этот тренинг (метод, учение, практику) продвигает.

Как сказала одна ведьма на своем вебинаре, психологам перестало хватать средств, которыми можно изменить человека или помочь ему. И вот поэтому в ход пошли все средства.

Традиционный психоанализ требует большой работы и немалых материальных затрат от клиента, а людям нужно быстрее. Сейчас эта тенденция наблюдается во всём - быстрое получение результата, будь то в решении проблемы или обучении навыку. Разумеется, рынок услышал и на этот раз.

Поэтому в одном случае, мы слышим «психология» - а на деле шаманизм, ведовство, медитация и другие магические практики, которые позволяют получить быстрый результат.

В другом случае, нам говорят – это религия. А внутри используются методы психологического насилия, тренировка нечувствительности к оскорблениям, методы продаж и так далее.

В третьем случае – эзотерические практики, в них часто используются чисто психологические методы, чтобы докопаться до проблемы, прожить трудную ситуацию, настроиться на окружающий мир.

В четвертом случае предлагаются услуги по обучению навыкам – пению, рисованию. Но ведь это как-то скучновато. И начинается реклама «интегральные техники», «вхождение в особое психологическое состояние», «работа правого полушария», «йога голоса». То есть, всеми силами нам говорят – вы не просто будете петь, а будете заниматься духовной или психологической практикой.

В пятом случае нам говорят – это психотерапия. И проводить лечение будет профессиональный психолог, но применяя целительские методы. Например, имидж-терапии, да и шаманский бубен, в общем-то, тоже подходит.

Итак, слияние выражается в следующем:

1.     Эзотерика, магия под видом психологии;

2.     Использование методов психологии в религиозных культах;

3.     Использование психологии в различных эзотерических практиках;

4.     Упаковка обучения навыкам в психологическую обёртку;

5.     И очень страшное – нетрадиционные методы под видом психотерапии.

Рассмотрим первый случай. Что сейчас выдается под видом психологии?

Пример номер один – системные расстановки по методу Хеллингера. Если посмотреть на сайтах, то метод преподносится как семейная психотерапия, психология. Так ли это?

Хеллингер определяет правила жизни как «порядки», например, «порядки любви». Читаешь и, в принципе, не возникает сомнений, потому что всё-таки человек учился, знает философию, и в общем-то использует в своих «порядках» базовые понятия. Кроме того, сам метод использует метод психодрамы, то есть, по сути, интуитивно понятно, что люди пытаются решить какую-то проблему используя игру, сценарии, актёров.

Но, когда начинаешь читать книгу по практике расстановок, возникает вопрос – как в несколько минут человек может понять проблему? Как написано в одном рекламном тексте, час расстановок заменяет 500 часов психотерапии. Снова перечитываешь этот фрагмент текста – в какой-то момент расстановщик (Хеллингер) выдаёт решение, что делать («разрешающие фразы»). Понятно, что у него есть своя теория насчет «порядков» и человеческий мозг может принять решение мгновенно. Но возникает вопрос – а если ошибка? Тем более, что в расстановках часто выступают не сами клиенты, а их личные терапевты. То есть, информация не из первых уст, а в интерпретации. Наконец мне объяснили люди, которые достаточно глубоко интересуются магией, эзотерикой и прочим. Хеллингер подключается к информационному каналу (в терминах расстановок – «полю»), а там он читает как в открытой книге. Поэтому попадание почти стопроцентное.

Обратим внимание еще на контингент клиентов Хеллингера, описанный в его книгах – наркоманы, иммигранты, алкоголики, либо те, кто вынужден с ними проживать. Настрораживает в этом методе и то, что посторонний человек («заместитель») играет по непонятному сценарию ТВОЮ ситуацию, вернее, отталкиваясь от твоей ситуации, играет что-то по указке расстановщика. Собственно, на каком основании? Откуда он знает, как играть? Оказывается, как и расстановщик, он подключается к «полю». Ситуация смешная, вот зашел человек с улицы, и сразу подключился к «полю». Если в псевдорелигиозных культах хоть как-то объясняют, почему кому-то (избранным) открывается информация, то тут просто: всем дано, ведь руководит практически Бог. Кроме того, «заместители» могут играть родственников очень реалистично (а умерших так и вовсе не с кем сравнить, особенно если не был знаком).

У нас на расстановки бегут состоятельные люди (расстановки недешевы, особенно, если нужно сделать именно на твою ситуацию, то есть индивидуальную), с достаточно высоким уровнем образования. Почему? А потому что проводят их психологи. А уважение к людям с психологическим образованием уже привито.

Замечу, что не всегда эти психологи имеют высшее психологическое образование, не всегда даже курсы переквалификации имеются в арсенале, не всегда вообще что-то, напоминающее образование. Но при этом может быть целый ворох разнообразных сертификатов, их в изобилии добывают на тренингах, семинарах, фестивалях. Ведь в России любой может назвать себя психологом, лицензия не нужна, в отличие от Америки, где лицензию в руки не дадут, если нет диплома и определенного количества часов супервизии.

Расстановки по Хеллингеру иногда помогают, но это не психология. Однако товар очень хорошо идет именно из рук психологов. При этом даже сами его ученики исключили его из ассоциации расстановщиков (многие из которых являются его учениками), метод признан даже опасным для клиентов из-за его мистической составляющей.

Пример номер два – использование психологических приемов в религиозных культах. Например, церковь сайентологии. Вербовка новых адептов происходит с использованием стандартных приемов вербовки сотрудников спецслужб. Как и в спецслужбах, на каждого заводится досье путем многочасового допроса под видом «одитинга» (якобы беседы клиента и сайентологического консультанта). Далее оказывается психологическое давление, чтобы клиент постоянно повышал квалификацию, соответственно, платил деньги. Церковь Хаббарда – это огромная финансовая корпорация, которая планомерно зарабатывает деньги. Но чтобы обеспечить денежный поток, применяются сугубо психологические приемы.

Вообще, в любом религиозном объединении можно увидеть элементы психологического насилия. Именно так, потому что пора уже называть вещи своими именами. Никакое духовное просветление не может оправдать порабощение воли человека.

Пример номер три – использование психологических приемов в эзотерических практиках. Я с большим уважением отношусь с методу трансерфинга. Вадим Зеланд достаточно последовательный автор, все-таки он физик, а технари и гуманитарии, как известно, сильно отличаются по способам мышления.

Да, он не говорит, что его метод научен. Но использует методы психологии. Например, метод «фрейлинга» – чисто психологический метод при общении с людьми (по сути, нужно настолько настроиться на человека, чтобы войти с ним в энергетическую связь, это то же самое, что настоящий психолог делает с клиентом – включает свою эмпатию и входит в доверие).

«Амальгама» – тоже психологический метод, ведь если мысленно посылаешь позитивность, то постепенно она возвращается. По сути, это тренинг для тех, кто хочет жить в обществе, не конфликтуя, не поддаваясь «маятникам», осуществляя свое «намерение». То есть, инструмент настройки себя (как сознания, так и подсознания), иначе психологический практикум.

Самое главное – снижение важности. События, собственной персоны, желания что-то получить. И это тоже доступно для понимания даже с точки зрения обывательской психологии.

При этом нигде Зеланд не говорит о том, что он психолог.

Пример номер четыре – тета-хилинг. Духовная практика выхода на «седьмой план» и реализация намерения мгновенно. Очень притягательна мысль, что это можно сделать мгновенно, с первого семинара. Поэтому семинары тоже недешевы. Но предполагают несколько ступеней. Нам интересна ступень, которая называется «Раскопки». Когда инструктор постепенно выявляет ограничивающие убеждения человека, заменяя их на новые. Собственно, это и есть психологическое консультирование и чуткая реакция на то, что проблема найдена. Замена убеждений – опять же чистая психология. Тета-хилинг часто используется как целительская практика, но именно отдельной техникой, без смешивания с психотерапией.

Но никто, ни Вианна Стайбл, автор метода, ни её последователи не говорят, что это психология.

Таким образом, когда метод называется своим именем и сразу обозначается как мистический или эзотерический, можно его спокойно проанализировать, попробовать, держа в голове, что это в некотором роде магия.

Пример номер пять. Тренинги на привлечение денег. Здесь, в основном, уже используется магия и визуализация. Практические рекомендации с вариациями сводятся к нескольким магическим действиям: сложить денежку в коробочку, сказать слова, визуализировать денежный дождь и все в таком роде. И снова приглашают психологи, ведь если сказать, что будем попросту делать ритуалы, кто-то не пойдет. А вот если завуалировать под психологический тренинг, то успех обеспечен. То есть, магия под видом психологии, вернее, под прикрытием уважаемых людей.

Пример номер пять. Женские тренинги. Тут и чистки матки (чисто магическая практика), и медитации на прощения всех и вся, и работа с чакрами. Опять же, в основном проводят психологи. Хотя это абсолютно ведическое или шаманское поле для деятельности. Если серьезно, то ритуалы из рук ведьмы или шаманки для меня выглядят более убедительно, чем если дипломированный психолог, пройдя курс шаманизма где-то там на Ольхоне, вдруг делает страшное лицо и начинает плясать с бубном, выкрикивая нечленораздельные звуки. Если вдруг так удачно совпадёт, что клиент почувствовал облегчение, можно вполне и поверить, что вот эта с виду ничем не примечательная дама обладает удивительными способностями. Но какое отношение это имеет к психологии?

В том же духе, повсеместно – шаманские танцы, вызывание духов всех стихий, плетение мандал, путешествия в прошлые жизни, очищение кармических связей, танцы богинь, расклады на метафорических картах и Таро. Каждый может с легкостью продолжить этот список, и все это на полном серьезе в психологических центрах, семинарах, фестивалях.

В качестве примера обучения в психологической обёртке хотелось бы взять «правополушарное рисование». Мне кажется, сама автор метода Бетти Эдвардс даже не предполагала, что в России этот метод будут преподносить как особую психологическую технику. Тем более, что в нашей российской интерпретации многие упражнения просто потерялись, зато люди делают бизнес на обучении методу, выдаче сертификатов с возможностью преподавать. Конечно, в ее методах используются знания психологии, но это методы, которые дают художникам в обычных классических школах. Возможно, овладение перспективой, пропорциями, светотенью идет на ее курсах быстрее, но поверьте, из книги не следует, что этому можно научиться за пару часов. А вот настоящий педагог-художник может помочь нарисовать картину чуть за большее время, просто потому, что он учился этому не пару дней и не пару раз проводил занятия.

То же касается вокала. Заманчивые фразы, что ваша энергетика так раскроется, что вы будете ощущать себя свободно, наверно, привлекательны. Но поверьте, опытный педагог даст вам точно такие же дыхательные упражнения (вспомним хотя бы гимнастику Стрельниковой), упражнения на артикуляцию, тренировку резонаторов. Тренинг по вокалу будет иметь психологический эффект в любом случае, расписан ли он как «интегральные техники», «духовные практики пения» или еще что-то. Любое занятие творчеством полезно, даже если ты просто поешь под душем, настроение улучшится.

Самое опасное, на мой взгляд, это использование научных названий для проталкивания нетрадиционных методов лечения. Еще Джуна в своем интервью говорила, что можно лечить себя, но для лечения других нужен медицинский диплом. Видимо, она имела в виду принцип «не навреди». Что мы видим на этом рынке? Мы видим много целительских направлений. Это и народные целители, и восточные целители, и бабушки в деревнях. На самом деле, дело лично каждого выбрать, где и чем ему лечиться. Например, такие нетрадиционные методы, как рефлексотерапия, су-джок терапия, остеопатия, гирудотерапия и много других сейчас практикуются в медицинских центрах. И у меня, как у потребителя, возникает доверие к этим методам, потому что центр имеет лицензию, значит, он в любом случае отвечает за результат. Конечно, бывают разные случаи, и медицинские дипломы не спасают. Но еще раз – я знаю, что я выбираю.

А теперь приведённый выше пример психолога с шаманским бубном. Кто за это ответит? Да, это право человека решать, как лечиться. Но бывают ситуации, когда кажется, что ситуация безвыходная. Это касается, например, психосоматических заболеваний или отклонений психического развития. Больной (или его родственник) понимает, что заболевания связаны с какими-то психологическими проблемами. Есть методы (например, телесно-ориентированная терапия), которая позволяет раскрыть блоки в теле, снять зажимы, освободить энергию. И эти методы уже, в общем-то, признаны наукой. Но вместо чего-то признанного могут предложить какие-то новые методики. Как это происходит? Психологи – это люди, которые постоянно совершенствуются. Это факт. Они постоянно учатся друг у друга новым методикам, но, как мы уже поняли, больше половины тренингов – не психологические, а мистические, духовные и так далее. Новые знания хочется как-то применить, и не просто применить, а получить вознаграждение. Если это практик, он имеет аудиторию. Если это практик, который хочет стать целителем или уже ощущает в себе эти силы, он непременно начнет пытаться лечить.

В этой истории всегда встает вопрос – а можно ли научить целительству? Может, я напрасно обвиняю уважаемых людей в том, что они хотят лечить, не имея основания? Я не против целителей, но я против смешивания понятий целительства и психотерапии.

В заключение хотелось бы написать, что потребность в совете, проработке сложной ситуации, излечении будет всегда. Но, прежде чем идти к специалисту, нужно понять, какими всё-таки приёмами он пользуется в своей работе, что использует. Обычно специалисты вывешивают все свои дипломы, и нужно проанализировать их совокупность. Если какой-то диплом насторожил, почитать, что это. Философское учение? Оздоровительная практика? Духовная практика? Научный метод? Просто почитать. Если вы не против эзотерических методов, тогда идите и получайте услугу. Но если сторонник консерватизма и научного метода, нужно поискать ещё. Не берите на веру ничего. Будьте осознанны. Не станьте просто пешками в игре чужих амбиций или банального зарабатывания денег.


Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Комментарии (1)

08.02.2018 21:02:36

Браво! Вот так, на двух страницах, подменяя понятия и передергивая факты, рассказать "всю правду" о разных практиках, и кришнаитов сектой обозвать, и Хеллингера оклеветать, и "совку" спеть гимн не каждый сможет.

Написать комментарий

Возврат к списку