Психологический порлат Psy-practice

Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.

Статья не претендует на научную публикацию. Это просто размышления на тему мотивации к деятельности.
12 лет я пыталась понять, каким образом человека можно мотивировать на профессиональную деятельность, и все время натыкалась на стену. Теория мотивации не дает ответов, и все способы мотивирования условно эффективны. Я склонилась к мысли, что ведущий фактор в деятельности человека – внутренний, изменить который не по силам бизнес тренеру.
Тренировка навыков не всегда эффективна и не дает устойчивого результата. И тогда я стала размышлять на тему побудительной силы к деятельности и, после некоторых раздумий у меня сложилось ощущение,
                                  что центральный побудитель, он же тормоз нашей деятельности – это внутренний СТРАХ!!!
И все мотивы базируются на этом фундаменте. А внутренний конфликт "делать - не делать" - это противоречие разных страхов.
Наша деятельность плотно увязана с нашими потребностями. Поэтому, для наглядности, добавлю в обсуждение схему потребностей человека, от низших к высшим. Мне кажется, логичным будет провести параллель между нашими потребностями и страхами, которые они обслуживают.
Для иллюстрации потребностей человека я воспользуюсь пирамидой Абрахама Маслоу. Исторически, она состояла из пяти частей, теперь чаще последний, высший уровень, потребность в самоактуализации, разбивают на три подуровня. Но это не имеет особого значения для данной публикации.
Главная задача каждого биологического вида на земле - сохранить жизнь, бороться за выживание, продиктованная страхом смерти. 

Первый уровень – физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение.

Они все про страх смерти и забвения. «Я погибну, если не буду есть и пить». «Буду забыт, если не оставлю потомства». И, выходит, что есть необходимость деятельности, направленной на добывание пропитания, воды, а так же поиска полового партнера. Отсюда следует, что страх смерти мотивирует нас к деятельности по поддержанию жизни. А так же тормозит нас в деятельности, которая эту жизнь может оборвать, например: пить грязную воду из лужи; есть пропавшие продукты; отнимать мясо у медведя; вступать в половые связи, с заведомо заразным партнером и т.д.
Пойдем выше по пирамиде потребностей.

Второй уровень – потребность в безопасности, защищенности.

Безопасность – это освобождение от страха быть раненым, убитым и т.д. То есть – туда же, про страх смерти. Этот страх побуждает строить или покупать жилье, зарабатывать на него, искать сообщество, которое сможет защитить, поможет отразить нападение и т.д. Этот страх мотивирует нас к поиску контактов и в то же время тормозит от конфликтов, которые спровоцируют исключение из группы, в которой мы чувствуем себя защищенными.

Третий уровень – потребность в принадлежности к группе и любви.

Тут можно говорить о страхе одиночества, а так же снова о безопасности. Есть поговорка: «Один в поле не воин». Семья – это то же сообщество людей, объединенных родственными связями, «надежный причал». Легче решать вопросы сообща и чувствовать себя нужным, винтиком в едином механизме. Человек существо социальное, мы все знаем об этом, и это биологически правильный выбор, поскольку не сможет один человек быть столь же эффективен, как группа людей. Желание разделить ответственность и страх взвалить на себя больше, чем мы в состоянии вынести - побуждает нас вести тот образ жизни, который приемлем в группе, и оттормаживать нежелательные, девиантные  побуждения, дабы не разрушить контакт. Эти же потребности побуждают искать любовь, и тормозят, например от того, чтобы изменить, уйти из семьи и т.п.

Четвертый уровень – потребность в уважении, почитании.

Тут можно тоже найти свой страх, страх быть незамеченным, неинтересным, ненужным, и как следствие, вытесненным из сообщества, одиноким, незащищенным. Тут, как и в любых социальных коммуникациях так же много поведенческих тормозов, как и мотивов, направленных на завоевывание и сохранение авторитета. «Я должен доказать свою значимость, иначе никому не буду нужен». И противоположный вариант: «Сейчас я не очень заметен, но жизнь моя ровная, я в коллективе, заработок не большой, но стабильный. А если я замахнусь на великое, а у меня не получится, все будут смеяться и я стану изгоем. И тут все потеряю и там не приобрету».

Идем далее, пятый уровень – познавательные потребности, эстетические и потребность в самоактуализации.

Познавательные потребности. Если мы хотим занимать по праву свое место в сообществе, у нас есть возможность сделаться значимыми для него, т.е. стать мастерами своего дела, укрепить позиции. Развиваться и учиться, чтобы быть интересными, возможно, незаменимыми. И это, как мне кажется тоже про то, чтобы иметь уверенность в завтрашнем дне, стабильность и занимать достойное место в группе. Тормозящие страхи наиболее ярко выражены у молодых людей, стоящих на пути выбора. Они боятся идти во взрослую жизнь, поскольку легче, когда все решают за тебя. Страх оторваться от родителей, с которыми чувствуешь себя защищенным. Страх оказаться в незнакомой группе, где нужно будет постоять за себя, наладить контакт, предъявить свои способности, доказать свое право на «место под солнцем». Страх оказаться неуспешным, не справиться, не потянуть и т.д.
Эстетические потребности также можно отнести к варианту принадлежности к определенной группе, группе единомышленников, ценителей искусства или творческих людей (защищенность, уважение, почитание, поклонение). При трудностях в контактах и невозможности озвучить свои эмоции и потребности - про страх одиночества. Трудно себе представить хотя бы одного творческого человека, даже гонимого обществом, у которого бы не было ни одного почитателя. Творческие люди в своих произведениях выражают себя, выходят на контакт с обществом. Их творение помогает им донести информацию до целевой аудитории, создать некий круг, сообщество, посредством своего произведения. Есть люди искусства, которые жаждут славы и почитания – это про страх безвестности, забвения и т.д.
Потребность в самоактуализации. Эту потребность можно расшифровать, как потребность в независимости, самодостаточности и индивидуальной значимости. Мне кажется, что тут есть скрытый мотив – избавиться от социальной зависимости. Потребность избавиться от необходимости в ком-то, и при этом не испытывать страха одиночества. Воплотить это стремление возможно лишь условно. Да, человеку не нужно будет общество 24 часа в сутки, но он не сможет избежать бытовых проблем, не прибегая к дарам цивилизации. Мы знаем множество отшельников, которые считают себя самодостаточными, и живут в абсолютной изоляции. Но так ли это? Я не знаю ни одного отшельника, который время от времени не сталкивался бы с социумом в том или ином виде. Это и паломники, которые его посещают, и добрые самаритяне, которые приносят дары, или он сам периодически возвращается в мир для решения бытовых проблем. Существует целая гора, на которой проживают отшельники, и это тоже, своего рода, сообщество.
Абсолютной самодостаточности, как и абсолютной изоляции, на мой взгляд, в нашем мире существовать не может.
Тот же отшельник пользуется творческими плодами других людей, он читает библию, буддийскую литературу, он учится у других достигать состояния нирваны и т.д. Кстати, если брать людей глубоко верующих, или отшельников, посвятивших свою жизнь богу, то про что это? Вероятно, про страх ада, или страх невозможности реинкарнации или вечной жизни, после жизни земной.                           

               Вот и получается, что величайший мотиватор и демативатор нашей деятельности – это страх.


Страх смерти, забвения, одиночества, беспомощности и незащищенности, страх безвестности т.д. И по большому счету все сводится к страху смерти. И существует задача, хотя бы оставить на земле след: в виде плодов своего труда; детей и почитателей; быть достойным переродиться и явиться в этот мир снова; оказаться в раю и т.п.
 
Вы можете спросить: «А как же быть с теми, кто ест гораздо больше, чем необходимо для жизни; пьет совсем не воду, которая необходима для здоровья, курит, имеет гораздо больше вещей, чем необходимо, занимается экстремальными видами спорта, которых не требует объективная ситуация и т.д. Как быть с людьми, которые заведомо знают риски для жизни, но продолжают делать то, что может эту жизнь оборвать?». И это будут правильные вопросы.
Давайте разбираться. Если речь идет об избыточном, неуемном потреблении, то тут тоже можно найти объяснение. Я ем то, что рекламируют, или употребляю дорогущую еду, которая не полезна для здоровья, чтобы не отстать от других, тоже быть в курсе, поддерживать имидж. Это тоже про принадлежность к группе, про страх быть из нее исключенным, про страх одиночества.
Если я ем много, то не только получаю быстро достижимое примитивное удовольствие (патологическое влечение никто не отменял), но это лишь поверхностная причина. А что лежит глубже?
Там может быть масса вариантов:
- Я заедаю внутреннюю пустоту (боюсь одиночества, хочу имитировать чувство наполненности);
- Боюсь контактов, мне трудно строить взаимоотношение, и я с помощью своего тела увеличиваю границы, расширяюсь, тем самым создавая для себя подушку безопасности от неудач в коммуникации;
- Я не знаю как справиться со стрессом, мне страшно, я отвлекаю себя примитивными удовольствиями от решения проблемы и т.д.
И мы снова находим страхи.
Пойдем дальше. Если речь идет об употреблении алкоголя, то тут тоже есть версии. Алкоголь считается коммуникативным наркотиком. Не даром привычная фраза выпившего человека: «Ты меня уважаешь?» Алкоголь может снижать страх общения, выполнять роль анестетика, когда мы в стрессе, в тупике, не знаем что делать, боимся последствий и т.д.
Тот же вариант с курением. Чаще всего подростки начинают курить, дабы не оказаться белой вороной в группе, снова про страх оказаться изгоем. Плюс ощущение успокоения от имитации сосательного рефлекса. Многие курильщики говорят, что в стрессе сигарета помогает успокоиться, переключиться. Иногда это способ сбежать от работы и передохнуть. Многие взрослые не бросают курить, потому что боятся потерять общение во время перекуров, или возможность устроить себе передышку во время работы, потому, что считают невозможным просто выйти прогуляться, когда устал. Это как-то надо объяснять, оправдываться, а тут простая отмазка, есть потребность – покурить.
Наркотики позволяют себя почувствовать расслабленным, убежать от всех страхов и проблем.
Неуемное потребление товаров, разного рода шопоголизм и накопительство, так же можно объяснить страхами. У каждого они свои. У одного – не отстать от моды, быть хуже других. У другого, страх, что завтра не будет средств, поэтому нужно запасаться сегодня. Третий так же заполняет покупками внутреннюю пустоту, убегая от проблем в получение удовольствий и т.д.
Стремление к абсолютной власти, к заоблачному статусу так же про страх быть хуже других, про стремление доказать окружающим свою значимость.
Увлечения, связанные с высоким риском для жизни, чаще, свойственны людям со сниженным порогом чувствительности и помогают почувствовать себя живыми, избавиться от страха смерти при жизни. Так же это может быть про самонадеянное заигрывание со смертью, для получения ощущения контроля над собственной жизнью, дабы побороть страх смерти. А так же про доказывание своей значимости, страх быть таким как все.
Разного рода преступления тоже можно разобрать на примере страхов. Я ворую, чтобы выжить, или чтобы жить лучше других. Я убиваю и унижаю для ощущения контроля. Я должен продемонстрировать силу, чтобы избежать риска нападения «бей своих, чтобы чужие боялись». Если я доказываю свою силу – значит, я боюсь, что кто-то окажется сильнее и.
Существуют еще варианты, когда человек стремится к  самоуничтожению. Тут мне видится вариант снижения или отсутствия инстинкта самосохранения или борьбы за выживание. Вероятнее всего, речь идет о серьезной патологии работы мозга или функционирования психики. Можно подозревать серьезные отклонения от нормы, например психические заболевания, пограничные расстройства или крайне высокую степень невротизации, когда человек сознательно или бессознательно идет к быстрому или постепенному самоуничтожению.
 
Все возможные варианты в одной статье перечислить невозможно, но для себя я пока приняла версию, что вся наша жизнь строится на фундаменте страхов.
И теперь про работу психолога. Как это поможет нам в работе? И как поможет читателям в самостоятельной работе с личностным ростом?
Запросов в терапии, про ничего не хочу, не могу, не получается – очень много. А как помочь наиболее эффективно?
На сегодняшний день я для себя объяснила проблему отсутствия мотивации к деятельности так, как изложила выше. И, как мне кажется, наиболее эффективно - работать, прежде всего, со страхами. При этом обязательно начать с того, если я хочу чего-то, то для чего? Какой страх формирует потребность? А далее уже  - почему боюсь к этому идти? Осознание реальной мотивации потребности может изменить саму потребность, а следственно и пути достижения по ее удовлетворению.
Конечно, все не так уж просто. Существует масса факторов, которые расширяют спектр возможных страхов. Но в общем виде – проблема наличия и отсутствия мотивации к деятельности, на сегодняшний день, выглядит для меня так.
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Текст анонса:




Детальний текст:



Комментарии (4)

31.07.2019 08:34:27

Отшельники посвятившие свою жизнь Богу смерти не бояться. Глубоко верующие люди смерти не бояться. На всё воля Божья. И что бы эта Воля не несла для человека, за это Слава Богу. Автор не понимает абсолютно верующих людей и их мотивов. Но с умным видом судит о том.

31.07.2019 09:55:47

И при этом, большинство глубоко верующих людей довольно истерично цепляются за жизнь и очень боятся с ней расстаться, когда речь идет о реальной угрозе жизни. В больнице, на пример. С отчаянной надеждой на Бога они не хотят умирать, как и все остальные люди.

16.08.2019 08:54:00

Спасибо за статью! откликнулось на 100%, поделилась в ок и вк.

12.11.2021 17:30:47

Если это Ваш собственный подход - то это просто супер! Отличная теория, которая многое объясняет. Спасибо!

Написать комментарий

Возврат к списку