Как угнетение (микроагрессия) влияет на угнетателей
Когнитивные, эмоциональные, поведенческие и духовные последствия угнетения.
Из книги Д.В. Сью «Микроагрессия в повседневности: раса, пол и сексуальная ориентация» (Derald Wing Sue «Microaggressions in Everyday Life: Race, Gender, and Sexual Orientation»).
Перевод: Сергей Баев
«Все белые люди, которых я знаю, осуждают расизм. Мы чувствуем себя беспомощными относительно расовой несправедливости в обществе, и не знаем, что делать с расизмом, который ощущаем в наших собственных группах (сообществах) и в своей жизни. Люди других рас избегают наших групп, когда они чувствуют в них расизм, который мы не видим (так же, как геи мгновенно замечают гетеросексизм в гетеросексуальных группах, а женщины видят шовинизм среди мужчин). Мало кто из белых людей общается или работает политически с представителями других рас, даже если их цели совпадают. При этом, мы не хотим быть расистами - поэтому большую часть времени пытаемся ими не быть, делая вид, что мы либеральны. Тем не менее, господство белых является основополагающим в американской, да и в глобальной социально-экономической истории, и это расистское наследие интернализовано белыми людьми всех классов. Мы все впитали белый расизм; а притворство и мистификация вокруг этого только усугубляет проблему».
По словам Сары Уинтер, белой женщины-психолога, то, с чем она и многие другие благонамеренные люди встречаются, говоря о расизме, сексизме и гетеросексизме, - это нелицеприятная правда, которую сложно выносить, а именно: а) осознание повсеместности угнетения и несправедливости по отношению к маргинализируемым группам; б) растущее понимание своей собственной роли и соучастия в угнетении других; в) притворство, что мы свободны от предубеждений и предрассудков; г) избегание маргинализируемых групп, чтобы не видеть напоминания о расизме, сексизме и гетеросексизме, которые окружают нас внутри и снаружи; д) чувство бессилия в отношении социальной несправедливости в обществе; е) осознание того, что белое, мужское и гетеросексуальное "превосходство" является основной и неотъемлемой частью американского и мирового сообщества; и ж) осознание того, что никто не свободен от наследования расовых, гендерных и сексуально-ориентационных предубеждений этого общества.
Цитата Сары Уинтер адресована благонамеренным белым людям, которые не до конца осознают свои предубеждения и свою роль в угнетении цветных. Внутренняя борьба, которую она описывает, проявляется когнитивно (осознанность против отрицания, мистификации и притворства) и поведенчески (изоляция и избегание маргинализируемых групп). Однако внутренняя борьба вызывает сильные, интенсивные эмоции:
«Когда кто-то заставляет меня осознавать расизм, я чувствую себя виноватым (что я, на самом деле, мог бы делать гораздо больше); злым (мне не нравится чувствовать, что я неправ); агрессивно обороняющимся (у меня уже есть два черных друга… Я беспокоюсь о расизме больше, чем большинство белых - разве этого недостаточно?); отключенным (у меня есть другие приоритеты в жизни - с чувством вины за эту мысль); беспомощным (проблема так велика - что я могу сделать?). Так или иначе, МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО Я ЧУВСТВУЮ. Вот почему я преуменьшаю расовые проблемы и позволяю им исчезать с горизонта моего сознания, когда это возможно».
На когнитивном, эмоциональном, поведенческом и духовном уровнях психологические исследования показывают, что когда микроагрессивные представители доминирующих групп все больше осознают свои предубеждения, они часто испытывают изнуряющее эмоциональное напряжение (чувство вины, страха, защитное поведение), когнитивное искажение и сужение - ложное чувство реальности, а также поведенческое избегание или неаутентичные действия, которые только ухудшают отношения с маргинализируемыми людьми и группами. В предыдущих главах я анализировал влияние расовой, гендерной и сексуально-ориентационной микроагрессии на преследуемые группы, в частности, цветных людей, женщин и ЛГБТ.
Сейчас же я бы хотел описать социальные и психологические последствия микроагрессии для угнетателей. Какова психосоциальная цена для тех, кто генерирует или потворствует расизму, сексизму и гетеросексизму? Растущий интерес и научные труды о психосоциальных последствиях расизма породили новый интерес к изучению пагубного влияния этих феноменов на самих угнетателей.
Когнитивные последствия угнетения
Многие ученые и гуманисты утверждают, что для того, чтобы быть угнетателем, необходимо затемнение восприятия, что связано с самообманом. Они отмечают, что немногие угнетатели совершенно не осознают своей роли в угнетении и унижении других. Чтобы продолжать угнетать других, они должны заниматься отрицанием и жить в ложной реальности, которая позволяет им действовать с чистой совестью. Во-вторых, властный статус угнетателей по отношению к маргинализируемым группам может оказывать разрушительное влияние на способность приспосабливаться к бедственному положению последних. Часто цитируемое высказывание о том, что «власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно», приписывается Лорду Эктону в 1887 году. В сущности, дисбаланс сил однозначно влияет на точность восприятия и снижает способность пройти тестирование реальности. В корпоративном мире женщины должны приспосабливаться к чувствам и действиям своих коллег-мужчин, чтобы выжить в мужской культуре. Цветные люди должны быть постоянно бдительны и читать мысли своих угнетателей, чтобы не навлечь на себя их гнев. Угнетателям, однако, не нужно понимать мысли, убеждения или чувства различных маргинализируемых групп, чтобы выжить. Их действия не подотчетны тем, у кого нет власти, и им не нужно понимать их, чтобы эффективно функционировать.
Эмоциональные последствия угнетения
Как мы видим, когда угнетателей заставляют осознавать расизм, сексизм или гетеросексизм, они часто испытывают смесь сильных разрушительных эмоций. Эти чувства представляют собой эмоциональные препятствия на пути к самоисследованию и должны быть убраны, если угнетатели хотят продолжать свой путь к самопознанию.
1. Страх, тревога и опасения - это распространенные интенсивные чувства, которые возникают в спорных ситуациях, связанных с расой, полом или сексуальной ориентацией. Страх может быть направлен на членов маргинализируемых групп: что они опасны, причиняют вред, склонны к насилию или заражают людей (например, СПИДом). Таким образом, можно выбрать избегание определенных членов группы и ограничение своего взаимодействия с ними.
2. Вина - еще одна сильная эмоция, которую испытывают многие белые, когда начинают осознавать расизм. Как мы уже отмечали, попытка избежать чувства вины и раскаяния означает притупление и ослабление собственного восприятия. Знание о расовых преимуществах, длительное жестокое обращение с большими группами людей, осознание того, что они несут личную ответственность за боль и страдания других, - все это вызывает сильное чувство вины. Вина вызывает защитную реакцию и вспышки гнева в попытке отрицать, умалять и избегать такого неприятного саморазоблачения.
3. Низкая эмпатия и чувствительность к угнетаемым - еще одно последствие угнетения для членов доминирующей группы. Вред, ущерб и жестокость в адрес маргинализируемых групп могут продолжаться только в том случае, если человек отставляет в сторону свою человечность, теряет чувствительность к тем, кому причиняет вред, становится жестким, холодным и бесчувственным к бедственному положению угнетенных, отключая сострадание и сочувствие. Продолжать не обращать внимания на свое соучастие в подобных актах означает опредмечивать и обезличивать цветных людей, женщин и ЛГБТ. Во многих отношениях это означает отделять себя от других, видеть в них более низких существ и во многом относиться к ним как к недочеловекам-чужакам.
Поведенческие последствия угнетения
С точки зрения поведения, психосоциальные последствия расизма включают в себя боязливое избегание различных групп и того разнообразия деятельности и переживаний, которые можно получить во взаимодействии с ними, нарушение межличностных отношений, притворство и равнодушие в отношении расы, пола или сексуальной ориентации, а также бессердечное и холодное отношение к другим людям.
Боязливое избегание лишает угнетателей богатства возможных дружеских отношений и расширения опыта, открывающего жизненные горизонты и возможности. Например, в ситуации расизма мы теряем возможности межрасовых отношений и новых союзов, ограничивая своих знания о разнообразии. Самосегрегация из-за страха перед определенными группами в нашем обществе и лишение себя опыта мультикультурности сужает наши жизненные возможности и обедняет мировоззрение.
Духовно-нравственные последствия угнетения
В сущности, угнетение неизбежно означает потерю своей человечности ради власти, богатства и статуса, полученных в результате порабощения других. Это означает потерю духовной связи с другими людьми. Отказ признать полярность демократического принципа равенства и бесчеловечное неравное обращение с угнетенными. Это означает закрывать глаза на то, что с маргинализируемыми группами обращаются как с гражданами второго сорта, заключают их в резервации, концентрационные лагеря, сегрегированные школы и районы, тюрьмы и обрекают их на пожизненную нищету. Допускать продолжающуюся деградацию, вред и жестокость по отношению к угнетенным значит подавлять свою человечность и сострадание к другим. Люди, которые угнетают, должны на каком-то уровне стать черствыми, холодными, жесткими и бесчувственными к положению угнетаемых.
В заключение следует отметить, что акты расовой, гендерной и сексуально-ориентационной микроагрессии являются проявлениями угнетения. Они остаются невидимыми из-за процесса культурного обуславливания, который позволяет членам доминирующих групп дискриминировать, не зная о том, что они соучастники неравенства для цветных людей, женщин, ЛГБТ и других преследуемых групп. Последствия бездействия угнетателей можно представить в виде когнитивных, эмоциональных, поведенческих и духовных потерь для их лагеря или в виде цены, которую они платят. Но что же нам с этим делать? Об этом поговорим в следующих главах, но а пока я заканчиваю цитатой, приписываемой Альберту Эйнштейну: «Мир - опасное место; не из-за людей, которые творят зло, а из-за тех, кто наблюдает за этим и ничего не делает».
По словам Сары Уинтер, белой женщины-психолога, то, с чем она и многие другие благонамеренные люди встречаются, говоря о расизме, сексизме и гетеросексизме, - это нелицеприятная правда, которую сложно выносить, а именно: а) осознание повсеместности угнетения и несправедливости по отношению к маргинализируемым группам; б) растущее понимание своей собственной роли и соучастия в угнетении других; в) притворство, что мы свободны от предубеждений и предрассудков; г) избегание маргинализируемых групп, чтобы не видеть напоминания о расизме, сексизме и гетеросексизме, которые окружают нас внутри и снаружи; д) чувство бессилия в отношении социальной несправедливости в обществе; е) осознание того, что белое, мужское и гетеросексуальное "превосходство" является основной и неотъемлемой частью американского и мирового сообщества; и ж) осознание того, что никто не свободен от наследования расовых, гендерных и сексуально-ориентационных предубеждений этого общества.
Цитата Сары Уинтер адресована благонамеренным белым людям, которые не до конца осознают свои предубеждения и свою роль в угнетении цветных. Внутренняя борьба, которую она описывает, проявляется когнитивно (осознанность против отрицания, мистификации и притворства) и поведенчески (изоляция и избегание маргинализируемых групп). Однако внутренняя борьба вызывает сильные, интенсивные эмоции:
«Когда кто-то заставляет меня осознавать расизм, я чувствую себя виноватым (что я, на самом деле, мог бы делать гораздо больше); злым (мне не нравится чувствовать, что я неправ); агрессивно обороняющимся (у меня уже есть два черных друга… Я беспокоюсь о расизме больше, чем большинство белых - разве этого недостаточно?); отключенным (у меня есть другие приоритеты в жизни - с чувством вины за эту мысль); беспомощным (проблема так велика - что я могу сделать?). Так или иначе, МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО Я ЧУВСТВУЮ. Вот почему я преуменьшаю расовые проблемы и позволяю им исчезать с горизонта моего сознания, когда это возможно».
На когнитивном, эмоциональном, поведенческом и духовном уровнях психологические исследования показывают, что когда микроагрессивные представители доминирующих групп все больше осознают свои предубеждения, они часто испытывают изнуряющее эмоциональное напряжение (чувство вины, страха, защитное поведение), когнитивное искажение и сужение - ложное чувство реальности, а также поведенческое избегание или неаутентичные действия, которые только ухудшают отношения с маргинализируемыми людьми и группами. В предыдущих главах я анализировал влияние расовой, гендерной и сексуально-ориентационной микроагрессии на преследуемые группы, в частности, цветных людей, женщин и ЛГБТ.
Сейчас же я бы хотел описать социальные и психологические последствия микроагрессии для угнетателей. Какова психосоциальная цена для тех, кто генерирует или потворствует расизму, сексизму и гетеросексизму? Растущий интерес и научные труды о психосоциальных последствиях расизма породили новый интерес к изучению пагубного влияния этих феноменов на самих угнетателей.
Когнитивные последствия угнетения
Многие ученые и гуманисты утверждают, что для того, чтобы быть угнетателем, необходимо затемнение восприятия, что связано с самообманом. Они отмечают, что немногие угнетатели совершенно не осознают своей роли в угнетении и унижении других. Чтобы продолжать угнетать других, они должны заниматься отрицанием и жить в ложной реальности, которая позволяет им действовать с чистой совестью. Во-вторых, властный статус угнетателей по отношению к маргинализируемым группам может оказывать разрушительное влияние на способность приспосабливаться к бедственному положению последних. Часто цитируемое высказывание о том, что «власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно», приписывается Лорду Эктону в 1887 году. В сущности, дисбаланс сил однозначно влияет на точность восприятия и снижает способность пройти тестирование реальности. В корпоративном мире женщины должны приспосабливаться к чувствам и действиям своих коллег-мужчин, чтобы выжить в мужской культуре. Цветные люди должны быть постоянно бдительны и читать мысли своих угнетателей, чтобы не навлечь на себя их гнев. Угнетателям, однако, не нужно понимать мысли, убеждения или чувства различных маргинализируемых групп, чтобы выжить. Их действия не подотчетны тем, у кого нет власти, и им не нужно понимать их, чтобы эффективно функционировать.
Эмоциональные последствия угнетения
Как мы видим, когда угнетателей заставляют осознавать расизм, сексизм или гетеросексизм, они часто испытывают смесь сильных разрушительных эмоций. Эти чувства представляют собой эмоциональные препятствия на пути к самоисследованию и должны быть убраны, если угнетатели хотят продолжать свой путь к самопознанию.
1. Страх, тревога и опасения - это распространенные интенсивные чувства, которые возникают в спорных ситуациях, связанных с расой, полом или сексуальной ориентацией. Страх может быть направлен на членов маргинализируемых групп: что они опасны, причиняют вред, склонны к насилию или заражают людей (например, СПИДом). Таким образом, можно выбрать избегание определенных членов группы и ограничение своего взаимодействия с ними.
2. Вина - еще одна сильная эмоция, которую испытывают многие белые, когда начинают осознавать расизм. Как мы уже отмечали, попытка избежать чувства вины и раскаяния означает притупление и ослабление собственного восприятия. Знание о расовых преимуществах, длительное жестокое обращение с большими группами людей, осознание того, что они несут личную ответственность за боль и страдания других, - все это вызывает сильное чувство вины. Вина вызывает защитную реакцию и вспышки гнева в попытке отрицать, умалять и избегать такого неприятного саморазоблачения.
3. Низкая эмпатия и чувствительность к угнетаемым - еще одно последствие угнетения для членов доминирующей группы. Вред, ущерб и жестокость в адрес маргинализируемых групп могут продолжаться только в том случае, если человек отставляет в сторону свою человечность, теряет чувствительность к тем, кому причиняет вред, становится жестким, холодным и бесчувственным к бедственному положению угнетенных, отключая сострадание и сочувствие. Продолжать не обращать внимания на свое соучастие в подобных актах означает опредмечивать и обезличивать цветных людей, женщин и ЛГБТ. Во многих отношениях это означает отделять себя от других, видеть в них более низких существ и во многом относиться к ним как к недочеловекам-чужакам.
Поведенческие последствия угнетения
С точки зрения поведения, психосоциальные последствия расизма включают в себя боязливое избегание различных групп и того разнообразия деятельности и переживаний, которые можно получить во взаимодействии с ними, нарушение межличностных отношений, притворство и равнодушие в отношении расы, пола или сексуальной ориентации, а также бессердечное и холодное отношение к другим людям.
Боязливое избегание лишает угнетателей богатства возможных дружеских отношений и расширения опыта, открывающего жизненные горизонты и возможности. Например, в ситуации расизма мы теряем возможности межрасовых отношений и новых союзов, ограничивая своих знания о разнообразии. Самосегрегация из-за страха перед определенными группами в нашем обществе и лишение себя опыта мультикультурности сужает наши жизненные возможности и обедняет мировоззрение.
Духовно-нравственные последствия угнетения
В сущности, угнетение неизбежно означает потерю своей человечности ради власти, богатства и статуса, полученных в результате порабощения других. Это означает потерю духовной связи с другими людьми. Отказ признать полярность демократического принципа равенства и бесчеловечное неравное обращение с угнетенными. Это означает закрывать глаза на то, что с маргинализируемыми группами обращаются как с гражданами второго сорта, заключают их в резервации, концентрационные лагеря, сегрегированные школы и районы, тюрьмы и обрекают их на пожизненную нищету. Допускать продолжающуюся деградацию, вред и жестокость по отношению к угнетенным значит подавлять свою человечность и сострадание к другим. Люди, которые угнетают, должны на каком-то уровне стать черствыми, холодными, жесткими и бесчувственными к положению угнетаемых.
В заключение следует отметить, что акты расовой, гендерной и сексуально-ориентационной микроагрессии являются проявлениями угнетения. Они остаются невидимыми из-за процесса культурного обуславливания, который позволяет членам доминирующих групп дискриминировать, не зная о том, что они соучастники неравенства для цветных людей, женщин, ЛГБТ и других преследуемых групп. Последствия бездействия угнетателей можно представить в виде когнитивных, эмоциональных, поведенческих и духовных потерь для их лагеря или в виде цены, которую они платят. Но что же нам с этим делать? Об этом поговорим в следующих главах, но а пока я заканчиваю цитатой, приписываемой Альберту Эйнштейну: «Мир - опасное место; не из-за людей, которые творят зло, а из-за тех, кто наблюдает за этим и ничего не делает».