Отвечаю на вопрос читательницы, принявшей участие в акции.
Излагаю исключительно своё отношение.
В русском языке слово "грех" (ст.-слав. грѣхъ) соответствует понятию "ошибка"("огрех"). В Новом Завете: "грех есть беззаконие" (1Ин.3:4). Св. апостол Иоанн Богослов называет грехом всякое нарушение Божественного закона (Божественных заповедей).
Грехи, как и болезни, подразделяются на на обычные и смертельные (смертные грехи).
Св. апостол Павел имеет ввиду именно смертные грехи, когда перечисляет тех, которые лишаются вечной жизни: "ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (видимо, имеются в виду люди, занимающиеся мастурбацией), ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6: 9–10).
Под "хищниками", видимо, понимаются те, кто нападает на других, "поедает" других.
Любой вред против человечества относится к тяжким, смертным грехам.
В то же время, в Священном Писании. Св. апостол Павел от лица всего человечества говорит о раздвоенности нашей природы: "по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим.7:22-23).
Поскольку психология относится к естественно-научной и гуманистической дисциплине, понятие "грех" в ней отсутствует.
Психология рассматривает человека как субъекта, действующего в рамках своих полномочий, а не пассивного объекта.
Человек как субъект наделен свободой воли, способен самостоятельно осуществлять тот или иной выбор и нести за него ответственность.
Психолог призван обеспечить принятие человека, обратившегося к нему за помощью, в рамках законодательства своей страны.
Задача психолога - не дать оценку действиям человека, а помочь познать себя, свои потребности, и научить совершать выбор, оптимальный для него, способствующий его адаптации и самоактуализации.
Большая заслуга Зигмунда Фрейда в обнаружении того факта, что слишком жёсткие требования к себе (жёсткое Супер-Эго), как и вседозволенность (слабость Супер-Эго, преобладание Ид, инстинктов), невротизируют человека или ведут к его моральному разложению.
Если внутренние нормы слишком жёсткие, индивид идёт против себя, наносит вред себе, подавляя агрессивные импульсы; если он нетребователен к себе, то идёт против среды, и, тем самым, опять же, вредит себе, т.к. общество его отвергает.
То и другое поведение дезадаптивно, поскольку порождает в человеке внутренний конфликт, неудовлетворенность качеством своей жизни, вызывая психические и телесные недуги.
Интеграция личности достигается через нахождение человеком баланса между своими интересами и морально-этическими требованиями той микро- и макро- среды, в которой он находится.
Помимо социокультурных норм, у всех нас есть собственные внутренние нормы. Человек, например, может чтить традиции своего народа, отмечать религиозные праздники, но его внутренние нормы будут гораздо более гибкими, чем нормы религиозной морали.
В христианстве гордыня является первоосновой остальных грехов.
В психологии эквивалентом патологической гордыни можно считать деструктивный нарциссизм, когда своё Эго человек ставит превыше всего остального.
И действительно, многие проблемы современности, в том числе и психические расстройства, возникают оттого, что человек слишком поглощен собой и мало думает о ближних, о созидании. На первый план вышло потребление, недостаточно внимания уделяется духовным аспектам бытия.
На мой взгляд, строгие религиозные нормы, некогда созданные такими же как мы людьми, в современных реалиях выглядят устаревшими. Мало кто сейчас назовет смертным грехом мастурбацию или гомосексуализм.
Однако, без культивирования в себе эмпатии, милосердия, духовных ориентиров, умеренных ограничений общество также придёт в упадок.
Наша задача - искать верный баланс для себя и оставаться людьми в любых ситуациях.