Автор: Буркова Елена
Во времена празднования ветхозаветной Пасхи была традиция приносить в жертву во имя искупления грехов "непорочного" однолетнего ягнёнка или козлёнка (агнца). Животное готовили целиком, без раздробления костей, на открытом огне и до наступления рассвета съедали.
Христа в Библии тоже именуют жертвенным агнцем (Agnus Dei лат.), который был призван искупить грехи мира.
Во все времена самопожертвование, самоотречение считалось благородным образом жизни, когда человек стоически мог переносить тяготы, страдания. Такая позиция всегда была одобряема обществом. Да и кто теперь откажется воспользоваться готовностью другого пожертвовать своими интересами?
Речь не о том, что во время кораблекрушения тонущий, вместо себя, сажает в шлюпку ребёнка - это его осознанный выбор.
Деструктивным поведение становится тогда, когда человек не принимает себя, свою жизнь, но и не пытается ничего изменить, более того - заставляет страдать других.
Жертва боится или не хочет принимать жизненно важные решения, перекладывая на других ответственность за собственное благополучие. Если жертва не ощущает субъективного благополучия, она начинает обвинять.
Жертва ничего не делает просто так, она ждёт благодарности. Такой человек убеждён, что оказывая услуги людям, постоянно угождая, он привязывает их к себе. Однако, не получая благодарности, жертва начинает обвинять.
Жертва не может сразу сказать о том, что ей что-то не нравится, она может долго терпеть, а потом внезапно взорваться.
Партнёр жертвы недоумевает: поначалу он думает, что поступки человека продиктованы его потребностью, личным выбором, но постепенно чувствует себя скованным долгом, моралью. Не получая ожидаемой реакции, жертва начинает "выставлять счета". Дело может дойти до мести, если жертве это покажется единственным способом восстановить справедливость.
Поведением жертвы управляет отнюдь не внутренняя самодостаточность, а комплексы: страх оценки, страх одиночества, беспомощности, отсутствие чувства значимости, желание контроля...
Внутреннее ощущение ущемленной самооценки вызывает у жертвы стремление отыграться, но жертва не всегда может показать агрессию открыто. Поэтому часто она действует скрытно, пассивно-агрессивно, прибегает к двойной морали.
Такое поведение нельзя назвать благородным. Скорее оно свидетельствует о кризисе самосознания, преодолев который человек может обрести чувство индивидуальности, самодостаточности - через понимание своих потребностей, своей доли ответственности за происходящее, повышение самооценки.
Если жертва никому не причиняет зла, а её, напротив, обижают, ущемляют?
Если жертвенность - это одобряемое качество, тогда человек просто должен всё терпеть, сносить, подставлять правую щеку, когда ударили по левой.
Такая неспособность постоять за себя будет навлекать на него постоянные нападки, превращая жизнь в ад.
Чем отличается поведение уверенного в себе человека?
Ассертивное (уверенное) самоощущение и поведение можно развить с помощью психолога.