Кастрационный комплекс в психодинамике перверсии - по большей части отражает бессознательные страхи мужчин, связанные, в том числе с анатомическим строением их тела.
По классической психоаналитической теории, все мужчины подвержены кастрационной тревоге, которая не имеет никакого отношения к удалению яичек. Гораздо чаще оно используется как угроза кастрации (утрата пениса) при мастурбации, а также к импотенции или деморализации мужской роли. Женщины по анатомически очевидным причинам не могут испытывать данную тревогу, таким образом, мужчинами психоаналитиками кастрационный комплекс приписывается им через себя. Вследствие того, что в воздухе мужских рассуждений витает их убежденность в том, что женщины в связи с отсутствием пениса, обязательно должны ощущать себя неполноценными, и даже более того, являться таковыми - то есть кастрированными, настоятельно стремясь, при этом, доказать то, что у них есть адекватная символическая замена тому, что ими было когда-то утрачено, выражая себя, каким-либо образом в некой, снова же по определению мужчин, мужской роли.
Произошло это «кастрирование» женщин, то есть - причисление их к кастрированным особям, благодаря тому, что изначально занимались исследованием женской психики именно мужчины, делая выводы через свои умозаключения о женской психосексуальности. Но не столь давно и женский оргазм считался мужчинами не чем иным как бешенством матки. Таким образом, есть надежда, что мужчины, рано или поздно признают женщину равным себе, то есть полноценным человеком и прекратят, идентифицироваться с фантазийным агрессором, о котором писал Фрейд в своем очерке «Табу девственности».
Если говорить о женской сексуальности и переживаниях, на которые мужчинами приклеен ярлык «подкастрированности», то в основном женское «первертное» поведение - связано в первую очередь, с проявлением не понимания себя, своего пути, не знанием откуда брать силы, в том числе для того чтобы бороться со страхами… - страхами неприятия, отвержения, подавления, унижения… со страхом одиночества и потери любви, а также страхам половых отношений с мужчинами, то есть в бессознательных фантазиях - с отцом. И только во вторую очередь данная установка может каким-то образом отразиться на женской половой роли. Таким образом, так называемого кастрационного комплекса, у женщин по определению быть не может. А мужчины назвали в честь своего страха «женским кастрационным комплексом» не что иное, как проявление отсутствия ощущения внутри некоего «стержня», который заключается в ответе на вопрос: кто я? и принятии своей роли; в согласии с самой собой; в раскрытии подавленного потенциала реализации своих желаний, а не тех, которые извне навязываются маскулинной культурой и выражаются в попытке демонстрации самцовой доминантности.
Если символически приравнивать по образу и подобию Божьему, психотического мышления мужчину к пенису, тогда да, ощущение некой подкастрированности в виде нехватки может проявится, как в связи с тем, что женщина хочет иметь мужчину, получая таким образом сексуальное удовлетворение (и в том числе ребенка) и поэтому стремится иметь пенис внутри себя, так и в связи с тем, что мужчина имеет большую свободу, в том числе реализации себя, как в сексе, так и в социуме. Как пишет Карен Хорни, мотивы, возникающие в следствии эдипова комплекса, усиливаются и поддерживаются реальной дискриминацией, с которой женщина сталкивается в социальной жизни. Таким образом, желание, проистекающее из этого источника, является чрезвычайно удобной формой рационализации бессознательных мотивов мужчин, поддерживающих дискриминацию в виде части нашей реальности, в том числе через свой но при этом проецируемый на женщин кастрационный комплекс. Девочке с рождения внушают мысль – в грубой форме или деликатно – о ее неполноценности, и этот опыт постоянно стимулирует в ней комплекс маскулинности. При этом женские фантазии о кастрации, давшие название целому комплексу, являются не более чем вторичным образованием. Хорни, представляет их происхождение в следующем: когда женщина находит прибежище в фиктивной мужской роли, ее женская генитальная тревожность, так сказать, переводится в мужские термины – страх вагинальной травмы превращается в фантазию о кастрации. Об этом речь и пойдет ниже, а также о доводах мужчин, сделанных через призму собственного мироощущения и мировоззрения, в том числе по поводу женской сексуальности.
ЖЕНСКАЯ КАСТРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА
Чарльз Райнкрофт в своем Критическом словаре психоанализа [6] при этом указывает на тот факт по классической психоаналитической теории, все мужчины подвержены кастрационной тревоге, которая не имеет никакого отношения к удалению яичек. Гораздо чаще оно используется как угроза кастрации (утрата пениса) при мастурбации, а также к импотенции или деморализации мужской роли. Женщины по анатомически очевидным причинам не могут испытывать данную тревогу, но при этом мужчинами психоаналитиками он приписывается им через себя. В следствии чего женщины ощущают себя неполноценными то ест ь кастрированными, настоятельно стремясь доказать, что у них есть адекватная символическая замена тому что ими было когда-то утрачено, то етсь пенису. [6]
По мнению Отто Кернберга Лапланш и Понталис в своем Словаре по психоанализу дают, элегантное и краткое психоаналитическое определение перверсии: «Отклонение от «нормального» полового акта, который определяется как коитус с другим человеком противоположного пола, направленный на достижение оргазма посредством генитального проникновения. Перверсия присутствует: там, где оргазм достигается с другими сексуальными объектами (гомосексуальность, педофилия, зоофилия и т.д.) или через другие области тела (анальный коитус и т.д.); там, где оргазм абсолютно подчинен определенным внешним условиям, которые могут быть необходимы сами по себе для получения сексуального удовольствия (фетишизм, трансвестизм, вуайеризм, эксгибиционизм, садомазохизм). В более широком смысле “перверсия” обозначает все психосексуальное поведение, сопровождающее такие типичные способы получения сексуального удовольствия”.[4]
ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ
Согласно данному словарю, девочка в связи с открытием анатомических различий, чувствует свою неполноценность и ущемленность по сравнению с мальчиком, и стремиться получить пенис от отца (комплекс кастрации). Позже эта зависть принимает две формы желание иметь пенис внутри себя, в том числе виде ребенка. В этом смысле пенис символически приравнивается к ребенку. [3]
Таким образом, в соответствии с психосексуальной теорией Фрейда, желание направленное девочкой на отца, основывается на стремлении заполучить от нег пенис, который не дала ей кастрированная мать. На этом же основывается и агрессия на мать и ненависть к ней, что позволяет девочке изменить объект в связи с чем перенести эрогенную зону с клитора на влагалище. В связи с чем доэдипальная привязанность к матери уступает место эдипальной любви к отцу.
Фрейд считал, что первичный интерес девочки к мальчику, побуждаем завистью и нехваткой пениса. При этом К.Хорни, Э. Дойч, Э. Джонс, М. Кляйн, оспаривая данную гипотезу, утверждают, что, так называемая «зависть к пенису» является вторичным образованием, и защитой от боле примитивных желаний.
ПЕРВЕРСИИ И СТАВШИЙ КЛАССИЧЕСКИМ
СЛУЧАЙ ЖЕНСКОГО ГОМОСЕКСУАЛИЗМА
Впервые тема перверсий рассматривается Зигмундом Фрейдом в его работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905). К теоретическим работам по проблеме перверсий можно отнести также следующие сочинения: «Ребенка бьют» (к вопросу о возникновении сексуальных перверсий) (1919), «О некоторых невротических механизмах при ревности, паранойе и гомосексуальности» (1922), «Экономическая проблема мазохизма» (1924), Первая из этих работ представляет собой тщательное описание клинического случая особой формы перверсии, при этом исследуя феномен мазохизма, обсуждаются мотивы процесса вытеснения. Вторая статья касается особенностей женской сексуальности и понимания гомосексуальности в целом. Публикация «Фетишизм» (1927), в которой Фрейд разводит понятие отклонения и вытеснения, сам феномен фетишизма связывает со страхом кастрации.
Работа «О психогенезе одного случая женской гомосексуальности» (1920) представляет собой исследование проведенное Фрейдом в рамках анализа молодой пациентки родители которой были озабочены гомосексуальными тенденциями дочери.
Именно на него в дальнейшем, в той или иной степени, опираются другие авторы, идеи которых отчасти представлены в данной работе, такие как Анна Фрейд, Карл Абрахам, Отто Кернберг, Карен Хорни, Хелена Дойч, Шассге-Смиржель, Клод Смаджа, Эстела Уэлдон и другие.
Согласно Фрейду в связи с разочарованием в отце, происходит смещение либидо девушки из нормальной эдиповой установки в гомосексуальную. И таким образом она принимает на себя мужскую модель поведения в отношениях с женщиной гораздо старше себя.
Когда пациентка Фрейда в пубертате осознала, что хочет иметь ребенка (мальчика) от отца, которого получила не она, а ее соперница – мать, она от него отворачивается. А также начинает использовать свой гомосексуализм как агрессию для мести отцу. Таким образом, после разочарования, девочка подавила в себе женственность, желание иметь детей, как и любовь к мужчинам в целом, вместо отца выбрав мать. При этом став гомосексуальной, девушка, «уступает» мужчин матери, зная, что их внимание нравится ей. В ее попытке самоубийства, Фрейд видит самонаказание и бессознательное желание смерти родителям. В том числе матери, из-за того что она была беременная братом.
Из анализа известно, что девушка изначально обладала комплексом маскулинности, была задириста и не хотела уступать брату, считала несправедливым то, что женщинам не даны те же свободы что и мужчинам и вообще была не довольна женской участью в целом ( в этом Фрейд увидел зависть к пенису). Беременность она рассматривала как нечто неприятное, думая об обезображенном теле, при этом отказавшись от девичьего нарциссизма, в виде гордости своей красотой. [2]
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВЕРСИЙ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Таким образом, согласно Фрейду, женская гомосексуальность возникает в период половой зрелости из-за ранних младенческих проблем связанных с эдиповым комплексом. Основные факторы – это отвержение гетеросексуальных отношений из-за страха кастрации и регрессия к ранним фиксациям на матери. [9]
При этом на ранних стадиях развития в своей норме ребенок привязанный к обоим родителям не может быть ни гомо- ни гетеросексуальным, в то же время, являясь и тем и другим. И только на более поздней фаллической стадии, пол приобретает значение. Согласно Анне Фрейд, теперь ребенку свойственна переоценка пениса, впрочем, как и любой другой эрогенной зоны через которую он может получать удовольствие и снимать напряжение. Эдипов же комплекс, представленный как в негативной, так и в позитивной форме основывается именно на понимании различий между полами. [10]
ПЕРВЕРТНОЕ РАЗВИТИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В предподростковом и подростковом возрасте гомосексуальные наклонности по большей части проявляются в связи с интересом к собственной персоне и идентификацией с объектом привязанности. При этом Анна Фрейд, говорит о том, что направление развития гомосексуальности, определяют не указанные Зигмундом Фрейдом, события младенческой жизни, а множество сопутствующих обстоятельств, о которых трудно судить, указывая на следующие основные факторы [10]:
- Врожденные бисексуальные тенденции, которые усиливаются за счет отождествления себя с обоими родителями.
- Выбор партнера из оснований схожести, включая и сходство по половому признаку, в следствии либидинозного катексиса собственного «я».
- Анаклетическая объектная привязанность и фиксация на матери.
- Либидинизация ануса и пассивные тенденции анальной стадии ( для мальчика).
- Зависть к пенису основанная на мужской идентификации (для девочки).
- Переоценка пениса и непринятие кастрированного объекта любви.
- Негативный эдипов комплекс.
ПЕРВЕРСИИ ВЗРОСЛОГО ВОЗРАСТА.
У взрослых диагнозы перверсий означают, что первенство гениталий никогда не было установлено или никогда не поддерживалось. К примеру Эксбиционизм, являясь перверсией имеет своей целью получение сексуального удовлетворения. Вредные привычки, принявшие вид извращенного поведения, такие как алкоголь или наркотики, одновременно опасны и очень сильны - ослабляют человека, обессиливают и кастрируют, являя собой смещение двух противоположных мотивов: желания быть сильным и быть слабым, активным и пассивным, мужественным и женственным.
Трансвеститное поведение служит целям защиты от тревожности (страха отделения, страха потери любви, фаллическим опасностям). Предметы одежды выбираемые для игры, часто символизирующие статус как и пол, сохраняют либидозную связь по отношению к потерянному объекту любви путем частичной идентификации.
При фетишизме катектируется некоторый предмет или часть тела другого человека с большим количеством нарциссического или объектного либидо. В зависимости от силы катексиса предмет или часть тела принимает статус объекта или части, удовлетворяющей потребность, и становится неотъемлемой частью самого индивида. Обычно часть объекта, символизируемого фетишем, признается как воображаемый пенис фаллической матери, с которым индивид связан сексуальным удовлетворением. При отсутствии фетиша индивид страстно желает сексуального удовлетворения, он чувствует себя лишенным чего-то и кастрированным. [10]
ОБРЕТЕНИЕ ДЕВОЧКОЙ ГОМОСЕКСУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В период половой зрелости выбор объекта девочкой основан на ее способности принять пассивную половую роль. Она долго находиться в периоде ожидания, который связан со страхом потери объекта любви, далее сублимация происходит за счет нежных отношений с матерью. Шассге-Смиржель, рассматривает зависть к пенису, не в качестве притязания на мужскую роль, а как протест против человека причинившего нарциссическую рану – против всемогущей матери. Таким образом, по ее мнению, женщина не хочет стать мужчиной, а хочет сепарироваться от матери, стать независимой и полноценной. [9]
При этом девочка обнаружив, что у нее в отличи от брата или отца нет пениса, а при этом мать именно им отдает предпочтение, начинает хотеть его, для того чтобы завоевать материнскую любовь.
ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЖЕНСКОГО КОМПЛЕКСА КАСТРАЦИИ
В свою очередь Карл Абрахам в работе «Формы выражения женского комплекса кастрации» утверждает, что многие персоны женского пола, находящиеся в детском или зрелом возрасте, временно или постоянно страдают от факта, что они родились женщинами, являющегося по большей мере вытесненным. Как он указывает, основные мотивы данных страданий заключены в том, что на определенной стадии своего развития они чувствуют себя обделенными по сравнению с мужским полом из-за обладания меньшими внешними гениталиями, которое он называет «комплексом кастрации». [1].
Первично девочка не чувствует своей неполноценности и не ощущает того что у нее есть дефект, но затем думает, что у нее все таки был член который отняли. Таким образом мучающий ее недостаток как вторичную потерею - как следствие кастрации. В свою очередь ее гениталии рассматриваются как рана и представляют собой кастрационный след.
По мнению Абрахама, те женщины, которые так и не смирились с фактором обделения и со своей будущей половой ролью, при которой обладание ребенком является вознаграждением за телесный дефект - мечтают отомстить мужчинам, кастрировав их.
Первичные представления о ране связаны с менструациями и дефлорацией так как связаны с потерей крови и таким образом напоминают ранение. При этом общечеловеческая бисексуальности открывает им путь к гомосексуальности и к мести мужчинам. Они являются «негативом» гомосексуального и садистического типа, который содержит мотивы и тенденции в вытесненной форме. При этом по мнению Абрахама, оральные и анальные, так сказать, не являющиеся специфически женскими органы, и связанные с ними перверсии у женщин, тоже объясняются комплексом кастрации, при смещении на них либидо с отрезанных гениталий. [1]
С одной стороны, Фрейд и Абрахам утверждают, что доминирующий кастрационный комплекс, дает тенденцию в направлении к гомосексуальности. С другой, Карен Хорни, говорит о том, что зависть к пенису не обязательно проявляется в виде патологии и формирует комплекс кастрации. Более того вывод о том, что в следствии проявления зависти, происходит отказ от женственности - не верный. Так как, в первую очередь, за этой завистью стоит любовное отношение к отцу. Таким образом, отказ от женской половой роли и выбор мужской происходит лишь в случае разочарования девочки в отце полученном через Эдипов комплекс. [7]
ПРОТЕСТ ПРОТИВ «УЧАСТИ БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ»
По мнению Абрахама многие женщины испытывают страдания, связанные со свое половой принадлежностью, считая себе пенисообделенными. При этом Карен Хорни задается вопросом о том, что а на самом ли деле встречается у женщин комплекс кастрации, базирующий на не удовлетворенном желании иметь вожделенный пенис? Или за этим скрывается нечто другое? Согласно господствующей в мужском мире концепции комплекс кастрации концентрируется вокруг зависти к пенису. Но Хорни считает, что основной мотив надо искать в активной и пассивной скопофилии. При мочеиспускании мальчик удовлетворяет свое любопытство так как может как увидеть свои гениталии сам, так и показать их. Женщина же в следствии того, что ее гениталии скрыты представляет как для себя самой, так и для мужчин великую загадку. В свою очередь женщина завидует мужчине в связи с доступностью его полового органа собственному взору.
В связи с тем что ее половые органы сокрыты в ее теле ей сложнее исследовать себя и прийти к некоему знанию о себе, и таким образом получить свободу. А также основное стремление, при зависти к мужскому половому органу, базируется на подавленном желании онанировать, так как из за разницы в строении тела им девочкам несправедливо запрещено делать то, что позволено мальчикам.
Таком образом, в рамках рассматриваемой темы, мы можем согласиться с тем, что разница в строении тела может привести к ощущению несправедливости, и возможному отказу от женственности в связи с тем, что мужчины пользуются большей свободой. У девочки возникает первичное чувство собственной неполноценности в связи с тем, что ей кажется, что по сравнению с мальчиком она более ограничена в удовлетворении своих первичных инстинктов имеющих большую важность в догенетальный период. [7]
ФИКСАЦИЯ НА ОТЦЕ КАК ОСНОВАНАЯ ПРИЧИНА
ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЕРТНЫХ ЖЕЛАНИЙ.
Ограничивается ли комплекс кастрации завистью к пенису или к нему надо относиться как к ширме, за которой скрывается основная причина? Исследования показывают, что женщины желающие быть мужчиной в самом начале жизни прошли через фазу фиксации на отце. То есть сначала они органично пытались преодолеть Эдипов комплекс нормальным путем, сохраняя отождествление с матерью и избирая отца объектом любви. Но на этой стадии существуют два пути преодоления данного комплекса: через аутоэротическое желание пениса девочка путем отождествления себя с матерью, приходит либо к женской установке стремления к мужчине (отцу), либо к материнской установке желания от отца иметь ребенка. Таким образом первоисточник независимо от установки является нарциссическим по характеру, а по природе - желанием обладать. Таким образом отождествление девочки с отцом является одной из основ гомосексуальности, приводящий к комплексу кастрации. Более того играть роль отца – означает также и желать мать в том же смысле. Тем не менее практика показывает, что, несмотря на зависть к пенису, у девочек обычно формируется сильная и всецело женская любовь к отцу, и только тогда, когда она терпит крах, происходит отказ от роли женщины. Этот отказ и последующее отождествление с отцом оживляют зависть к пенису; и только когда эта зависть питается из столь могущественных источников, она может проявиться в полную силу.
Данные размышления обусловлены общей аффективной предрасположенностью девочек и типичными отношениями: еще не полностью ослабленной любовной привязанностью к отцу, чувством яростного гнева и мести по отношению к нему (из-за пережитого разочарования), и чувством вины (относящимся к фантазиям инцеста), которое вырастает в ней под гнетом лишенности пениса. Таким образом, под разными масками перед нами выступает основная фантазия о кастрации в результате любовных отношений с отцом, являющаяся вторым источником комплекса кастрации у женщин. [7] Хелен Дойч также в своих работах подтверждает, что именно для женщин страстно желающих ребенка характерен комплекс кастрации и зависть к пенису.
РАЗНОНАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕРВЕРТНОГО ДЕЙСТВИЯ.
Эстелла Уэлдон считает, что у женщин в отличии от мужчин, у которых первертное действие направлено на внешний частичный объект, направлено против себя: против собственного тела или объектов которые они сами создают – детей. где как дети так и тело выступают в виде частичных объектов. «Я думаю, что уверенность женщины по поводу гендерной идентичности и сомнения мужчин по этому поводу связаны с ранней идентификацией с матерью… Мать может способствовать или препятствовать дезидентификации, то же может делать и отец в отношении контридентификации… Мальчик должен попытаться отказаться от удовольствия и чувства безопасности, достигаемого благодаря идентификации с матерью, и начать идентификацию с менее доступным отцом… Мать должна хотеть позволить ему идентифицироваться с отцовской фигурой» [5].
Ребенок у которого формируется пограничная личность откликается на мать отрицанием сепарции. Таким образом, он отыгрывает свои фантазии о воссоединении с частичным объектом и способствует его зависимости и страху быть брошенным, в том случае если он отделится. Лотштейн пришел к аналогичным выводам при изучении роли матери в формировании транссексуализма у мужчин и женщин. По его словам, «такие матери не могли выносить сепарацию и индивидуацию своих сыновей, происходящую через мужскую идентификацию, и оставались привязаны к ним посредством женской идентификации. Лотштейн описывает процесс, наблюдаемый при воспитании дочерей, становящихся впоследствии транссексуалами: «Такие матери воспринимают продолжительную и непрерывную идентификацию своих дочерей как угрозу их собственной целостности. Активно отодвигая дочерей от женской идентификации, они словно защищают себя от симбиотического слияния и регресса. Наши клинические данные свидетельствуют о том, что мужская идентификация их дочерей может в определенной степени иметь защитный характер, помогающий отразить от самих себя и от собственных матерей обоюдные убийственные желания». Далее он выдвигает гипотезу, что «склонность матери к срыву гендерной идентичности ребенка будет меняться в зависимости от пола ребенка, напряжения между супругами, текущих отношений с собственной матерью и нынешнего состояния ее бисексуального конфликта». Эти дети соответствуют ожиданиям своих матерей, что является для них единственной возможностью для выживания. Поступая, таким образом, они формируют ощущение ложного Я со свойственными ему структурными дефектами и слабостью.
Как говорит Бенедек: «Психоанализ часто показывает нам, что родители узнают о своих бессознательных мотивациях по отношению к ребенку, предугадывая поведение ребенка и его бессознательные мотивы… Вероятно, и родители, и дети, подобно параноикам, получают именно то, что вызывает тревожное ожидание, и пытаются избежать этого».
ВАГИНАЛЬНАЯ ТРЕВОГА И КАСТРАЦИОННЫЙ ИМПУЛЬС
Фрейд в своих работах о комплексе кастрации нас убеждает, что до наступления половой зрелости девочкам вагинальные ощущение недоступны, в следствии чего они свою генитальную анатомию воспринимают как отсутствующий пенис. На долю аналитиков-женщин выпала задача доказать, что девочки могут осознавать свою женственность с самых ранних дней, а также показать, что мальчики могут завидовать репродуктивной способности своих матерей, как девочки завидуют пенису.
При этом Карен Хорни утверждает, что влагалище с самого начала имеет и играет собственную сексуальную роль. Проявляющуюся, в том числе в вагинальной тревоге, с кастрационными импульсами, направленными против мужчин. С одной стороны у женщины вызывают страх собственные агрессивные импульсы, а с другой стороны она ждет возмездия по закону талиона, а именно того что в ответ ее органы будут разрушены. Сами по себе эти импульсы могут быть прослежены до ярости и мстительных побуждений по отношению к отцу:
- Тревога исходит из пугающий разницы между размерами гениталий отца и маленькой девочки, в связи с чем возникает страх разрушения тела.
- Наблюдение менструаций у женщин вызывает у девочки подтверждение уязвимости ее тела, в том числе побочные интерпретации о кастрации.
- Страх перед ранними попытками вагинальных маструбаций, так как девочка в отличии от мальчика не может реально проверит какое воздействие маструбация оказывает на ее тело. Нередко вследствие данной тревоги знания о существовании влагалища – вагиналные ощущения и инстинктивные побуждения вытесняются. За счет чего в сознании девочки формируется иллюзия о том, что влагалища не существует. В связи с чем может произойти предпочтение мужской гендерной роли. Таким образом за провалом попытки обнаружить влагалище, стоит отрицание его существования.
РОЛЬ ПРЕГЕНЕТАЛЬНОЙ АГРЕССИИ ПРИ ПЕРВЕРСИЯХ
По мнению Отто Кернберга интенсивная оральная агрессия проецируется "на родительские фигуры, вызывая паранойдное искажение" раннего материнского образа, таким образом мать ребенком воспринимается как потенциально опасная.. А поскольку ребенок воспринимает обоих родителей как единое целое, данная ненависть расширяется на обоих родителей. Искажение агрессией отцовского образа, которая изначально проецировалась на мать, а также не способность к дифференциации расщепление создает угрожающий материнско-отцовский образ. В последствии, это приводит к тому, что все сексуальные отношения будут восприниматься как пропитанные агрессией и опасные. В следствии чего генитальные желания также искажаются. [4]
Чаще избыток агрессии можно обнаружить в эдиповых конфликтах, так что образ соперника приобретает ужасающие и деструктивные характеристики. А сексуальные запреты проявляются в тяжелых мазохистких тенденциях. Пенис, например, может приобретать символические функции питающей, отстраняющейся или наказывающей матери, а вагина - функцию голодного, питающего или агрессивного рта. Мазохистские тенденции девочки подкрепляются сильной прегенетальной агрессией по отношению к матери, торможение генетальности с помощью Супер-Эго и негативныцй эдипов комплекс выступает в качестве реактивного образования защитной идеализации против данной агрессии. [4]
ВНУТРЕННЯЯ ДЕСТРУКТИВНОСТЬ И МАЗОХИЗМ
В свое работе «Опературная жизнь» французский психоаналитик Клод Смаджа, говорит о том, что недостаточность нарциссического и объектного либидо осложняется текущими травмами и ранами, что усиливает и обостряет развитие либидинальной дисквалификации внутри психических формирований. Неизбежным следствием этого становится разъединение влечений. Несвязанная внутренняя деструктивность частично тратится на противовозбуждение и успокоение. На уровне соматического функционирования можно предположить, что внутренняя деструктивность способствует процессу ослабления и потери физиологического единства. [8]
С тех пор как сексуальное возбуждение начинает связываться с запретом матери и с самыми сильными агрессивными импульсами против нее. Реакция на эти импульсы ненависти принимают форму сильного чувства вины по отношению к матери; ненависть оборачивается мазохистским отношением - мазохистской привязанностью к матери. Таким образом, многие женщины выстраивают отношения мать-ребенок со своим гомосексуальным объектом любви и более или менее признают этот факт.
В работе «Экономическая проблема мазохизма» (1924) Фрейд описал первичный эрогенный мазохизм – матричную структуру смешения влечений и две клинические формы вторичного мазохизма регрессивного типа - женский мазохизм и мазохизм моральный. Для этих двух клинических форм мазохистической регрессии характерно то, что они находятся в психике. В центре процесса регрессии находится комплекс кастрации, определяя его природу и его глубину. Женский мазохизм перверсивен, в нем фигурируют мазохистические фантазии, которые аналитик может связать с детской мастурбационной виной. Эта либидинальная регрессия поддерживает Сверх-Я. Мазохистические фантазмы, как считает Фрейд, «ставят человека в женскую позицию, что означает быть кастрированным, подвергнутым коитусу или родам». Моральный мазохизм - это такой мазохизм, который проявляется через поведение. Чувство вины клинически отсутствует, что побудило Фрейда говорить о его бессознательном характере. Регрессия касается Сверх-Я, которое теряет свой статус инстанции для того, чтобы обрести статус объекта. Процесс регрессии приводит к ресексуализации Сверх-Я: «Совесть и мораль возникли через преодоление, десексуализацию эдипова комплекса; через моральный мазохизм мораль вновь сексуализируется, эдипов комплекс воскрешается, протаптывается путь регрессии от морали к эдипову комплексу». [8]
НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «МАЛЬЧИКОВ»
Совпадения научных взглядов с взглядом мальчика еще не означает их истинности. Не выражают ли научные взгляды лишь одностороннюю мужскую точку зрения? В наш век маскулинной цивилизации, все незначительное презрительно называется - женским, а выдающееся - мужским. Все во всех сферах будь то наука или психология женщины рассматривается через призму мужского мировоззрения. Представления мальчиков являют собой инфантильное предположение о том, что, по подобию своему, у девочки тоже должен быть пенис. И когда узнают что такового нет – считают что девочка это изувеченный мальчик. И свято верят в то что девочки перенесли жестокое наказание, угрожающее в том числе и мальчикам. Таким образом девочки – это низшие существа. Мальчик не может даже представить как девочка сможет пережить свою утрату и преодолеть зависть к его пенису, а также боится ее зависти. Странно то, что в основу психоаналитической концепции было положено именно различие в строение гениталий. С одной стороны, и с другой абсолютно вытеснено различие ролей мужчины и женщины, в том числе различие в воспроизводстве потомства не рассматривается вообще. Более того зависти к пенису тоже приписывается биологическое а не социальное происхождение. При этом априори принимается за факт то, что женское чувство социального неравенства связано с комплексом кастрации. Несмотря на то, что в своем материнстве женщина имеет перед мужчиной неоспоримое преимущество, которое вызывает на бессознательном уровне у мальчиков да и у мужчин зависть к материнству и желание и меть детей.
Итак, в заключении мне хочется согласиться с моим предположением о том, что представления женщин о женской гендерной роли, женской сексуальности, и проблемах, связанных с так называемым первертным сексуальным поведение, являют собой в большей степени противоположную точку зрения мнению мужчин. Но, возможно некий источник заблуждений и данная противоположность взглядов обусловлена полом исследователей, и может все-таки в обсуждаемом вопросе стоит преодолеть некую субъективность гендерной точки зрения, и как сказала Карен Хорни, - получить картину психического развития женщины, которая бы более соответствовала фактам ее природы – с ее особыми качествами и с их отличиями от качеств мужчин, - чем все те, что имелись прежде.
Список литературы:
Абрахам К. «Формы выражения женского комплекса кастрации» 2011. — 60 с.
- Фройд З. «О психогенезе одного случая женской сексуальности»
- [/url] Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис «Словарь по психоанализу» 1996. – 623с.
- Кернберг О Ф «Агрессия пр расстройствах личности и перверсиях» 1998. – 364с.
- Эстела Уэллдон «Мать. Мадонна. Блудница. Идеализация и обесценивание материнства» 2016. – 204 с.
- Чарльз Райкрофт «Критический словарь психоанализа» 1995. – 288с.
- Хорни К «Психология женщины» 2016. – 320 с.
- Смаджи К. «Опературная жизнь» 2014. – 256с.
- Мордас Е.С. «Психологическая природа женской гомосексуальности» (журнал)NB//Психология и психокенетика 2012.№1 – 217-247с.
- А.Фрейд «Норма и патология в детстве: оценка детского развития» 2016. – 204с.