Логотерапия как идея зародилась в период пребывания Виктора Франкла в концентрационном лагере. Именно в таких условиях, где возможность выйти оттуда живым была в соотношении 1:29, появилось психологическое направление о важности смысла жизни и свободы воли. Так, психолог начал замечать закономерность между людьми, которые погибли, и между теми, кто смог выжить в таких нечеловеческих условиях. Тем внутренним стержнем, который держал душу человека в непоколебимом порядке и ясности, был смысл жизни. Своим смыслом Франкл видел своих родных, которые, по его представлениям, ждали его и надеялись на возвращение (впоследствии он узнал, что вся его семья погибла). Позже он стал видеть смысл в своих научных трудах, которые могли бы войти в историю и передавать его идеи даже после смерти. Примером работы логотерапии, по рассказу самого психолога, стало предоставление смысла пребыванию двух других пленных, которые были с ним в лагере. У них наблюдались суицидальные настроения, поэтому Франкл пытался раскопать в их жизни то, что может потенциально стать для них маяком, к которому они будут стремиться и ради которого они будут выдерживать любые пытки. Для его соратников смыслом жизни стали маленький ребенок, который ждет возвращения отца, и серия книг, которые пленник еще не успел дописать. Этот механизм вовсе не новый, его описал еще Ницше «Если ты понимаешь зачем, тогда ты выдержишь любое как», однако именно Виктор Франкл смог оформить полноценную теорию важности смысла жизни.
Казалось бы, смысл жизни и счастье - вещи тождественные, счастья и является смыслом, разве нет? Но все-таки нет, по определению Франкла, счастье - это потакание себе, а смысл жизни - это вклад в мир, в людей, в историю. Счастье - это брать, а смысл жизни - это отдавать. Примером служит история жизни самого психолога, который в 1941 году получил визу для переезда в США, где он мог найти убежище, безопасность и шанс развития собственных психологических работ. Однако, в эти же годы нацисты начали активное тайное евреев, особенно пенсионеров, и Виктор понял, что наведывания немцев в дом его родителей - дело времени. И он принимает решение остаться и берет на себя ответственность, что будет помогать своим родителям в концентрационном лагере, даже в условиях невероятной угрозы жизни. Переезд в США дал бы ему шанс получить счастье, так он бы защитил себя, удовлетворил свои потребности, однако смысл жизни заставил его пройти невероятно сложный жизненный путь, который в конце подарил ему чувство наполненности и внутренней гармонии. Суть заключается в том, что в поиске счастья вы будете себя чувствовать еще более несчастным, и достигнув его - вы не станете ближе к реализации смысла жизни. А если вы будете стремиться делать вклад в мир, будете реализовывать именно смысл жизни - счастье тоже придет, как только вы перестанете его искать.
Казалось бы, смысл жизни и счастье - вещи тождественные, счастья и является смыслом, разве нет? Но все-таки нет, по определению Франкла, счастье - это потакание себе, а смысл жизни - это вклад в мир, в людей, в историю. Счастье - это брать, а смысл жизни - это отдавать. Примером служит история жизни самого психолога, который в 1941 году получил визу для переезда в США, где он мог найти убежище, безопасность и шанс развития собственных психологических работ. Однако, в эти же годы нацисты начали активное тайное евреев, особенно пенсионеров, и Виктор понял, что наведывания немцев в дом его родителей - дело времени. И он принимает решение остаться и берет на себя ответственность, что будет помогать своим родителям в концентрационном лагере, даже в условиях невероятной угрозы жизни. Переезд в США дал бы ему шанс получить счастье, так он бы защитил себя, удовлетворил свои потребности, однако смысл жизни заставил его пройти невероятно сложный жизненный путь, который в конце подарил ему чувство наполненности и внутренней гармонии. Суть заключается в том, что в поиске счастья вы будете себя чувствовать еще более несчастным, и достигнув его - вы не станете ближе к реализации смысла жизни. А если вы будете стремиться делать вклад в мир, будете реализовывать именно смысл жизни - счастье тоже придет, как только вы перестанете его искать.
Судьба также выступает в непривычном русле, она вроде бы и влияет на человека, но одновременно и не рассматривается через призму фатализма. Франкл очень метко сравнил судьбу с землей, по которой мы ходим. Да, она имеет свою текстуру, имеет силу притяжения, которая на нас действует, но без нее мы не могли бы бежать, стоять, прыгать - использовать ее ресурсы так, как нам заблагорассудится. То есть судьба является фоном, на котором мы уже играем те сцены жизни, которые нам по душе. И у человека всегда есть то, что не ограничат никакие узы - свобода воспринимать ситуацию тем образом, которым человек желает. Именно через такую свободу мышления психолог и воспринял факт пребывания в концентрационном лагере. Не иметь свободу воли может только мертвый, ведь смерть - это отсутствие возможностей. Поэтому, пока ты жив - борись так, будто тебе обеспечена победа. Мы можем делать все, что хочет наша душа, мы должны использовать любую жизненную ситуацию нам на пользу, а не подчиняться поворотам судьбы. В общем, судьбу он воспринимал скорее как опыт, набор данностей, если интерпретировать его слова на современный лад.
В целом идея свободы воли простиралась через все варианты судьбы личности. Их было выделено три: естественная, социальная и психологическая. Естественная судьба - это все врожденные характеристики личности. Их можно воспринимать как музыкальный инструмент, который дан нам природой, но найти ноты и научиться играть нам нужно самостоятельно. Кто-то может получить роскошный рояль, на котором будет играть собачий вальс, а кто-то деревянные ложки, на которых человек научится выигрывать едва ли не семнадцатую сонату Бетховена. Социальная судьба - это особенности нашей социального взаимодействия, наше влияние на социум, и его влияние на нас. Через социум мы можем проигрывать определенные наши внутренние стремления, но часто смысл жизни может и не касаться социальных отношений, несмотря на то, что человек - чисто социальный индивид. Психологическая судьба - это все данные нашего характера. Каждая наша черта, субъективно отрицательная или положительная - должна играть за нашу команду на поле жизни. Был основан механизм положительной реинтерпретации, которая позволяла посмотреть на любую характеристику не как на преграду в достижении пика актуализации, а как дополнительный ресурс, который просто нужно научиться использовать.
Именно наличие смысла жизни и является критерием для окончательной выписки пациентов, имевших попытку самоубийства. Так, сейчас так можно проверить, получил ли человек жизненный урок, который смог перевернуть ее видение мира и предоставил ей мотив жить дальше. По моему мнению, бездействие и примирения со своей судьбой, которое было в большинстве узников концлагерей - это тоже самоубийство. Хоронить себя раньше срока - это уже психологическая смерть.
Поэтому, я считаю, что изменение восприятия ситуации на ту, которая была бы вам полезна - это основа психологического благополучия. Ничто не дано нам просто так, использовать нужно все, что мы имеем в своем арсенале, для достижения самоактуализации, для реализации нашей жизненной миссии. Счастье - это нечто непроизвольное, эгоистическое и эфемерное, поэтому именно смысл жизни придает нашему существованию важности и наполненности.