В сознании современного человека
нет образа зрелости.
Думаю, что буду еще обращаться к этой теме более содержательно. В этом же тексте пока набросаю основные тезисы, чтобы зафиксировать некоторые свои мысли.
Написать этот текст меня мотивировал небольшой диалог, который состоялся у меня с моим одноклассником. Встретившись после долгих лет разлуки, мы заговорили, как водится, об общих знакомых, о жизни вообще. Меня сильно впечатлили и поразили его слова: «Пора уже срывать подковы с копыт» - так он «поэтично» выразился о нашем возрасте (50 с небольшим).
И я, к сожалению, понимаю, что его убеждение далеко не единичное для людей этого возраста. Я бы даже сказал, что оно скорее типичное. В учебниках по возрастной психологии периодизации психического развития за редким исключением заканчиваются на юношеском возрасте. Очень мало встречается профессиональных текстов, описывающих зрелость. Создается такое впечатление, что после юности наступает старость: есть начальный этап в жизни человека, и есть завершающий. Получается, что человек сначала готовится к жизни, а потом готовится к смерти. А все, что находится «между» - как будто не существует. А «между» между тем находится большой этап в жизни человека, этап его зрелой жизни.
Попробую поразмышлять об этом этапе жизни:
Для начала поговорим о причинах, приводящих к такому положению дел, – отчего зрелость оказывается «проигнорированной» в современном обществе? На мой взгляд, этих причин несколько. Я бы разделил их на причины объективные и субъективные.
Причины объективные:
Причины субъективные:
Закономерным итогом вышеперечисленного комплекса причин является то, что человек оказывается психологически не готовым к переходу после молодости на следующий этап жизни - зрелость. Он всячески оттягивает его всевозможными способами. Однако, развитие, как известно, происходит через кризис. Нет кризиса – нет развития как углубления, усложнения, появления новых функций. Есть только расширение функций уже имеющихся.
Продуктивно проживаемый взрослый кризис всегда кризис экзистенциональный. На этом жизненном этапе человек активно встречается с переживаниями смысла жизни. Кто Я, зачем, так ли живу, с теми ли людьми, чем я занимаюсь, куда я иду, кто Я – вот основные экзистенциальные вопросы, с которыми встречается человек в кризисах взрослой жизни. Результатом успешного проживания кризиса является трансформация его идентичности, рождение нового Я-образа.
Но жизненный кризис пугает современного человека, он его всячески избегает, упорно цепляясь за старые, привычные и желанные формы жизни. Однако от того, что человек закрывает глаза на неизбежное, вовсе не значит, что кризис отменяется: жизнь стремится двигаться согласно своему изначальному эволюционному замыслу.
Кризис в этом случае не распознается человеком как кризис экзистенциальный, требующий ревизии и перезагрузки прежнего образа Я и образа мира. В итоге кризис не проживается человеком как осознанный этап в его жизни. Он протекает скрыто, неявно, неосознанно, человек в этом случае может встречаться лишь с косвенными его проявлениями. Букет таких проявлений весьма разнообразный:
Достаточно распространенной формой осознанного непроживания кризиса являются попытки изменить что-то в жизни, ничего при этом не меняя в своей идентичности. Для этого современным человеком используются различные приемы, позволяющие временно сохранить иллюзию молодости и по возможности как можно дольше продлить ее: разрыв долгосрочных отношений, создание новых («седина в бороду…»), всевозможные попытки омолодиться с помощью различных способов (косметика, ЗОЖ, пластические операции и пр.). Молодость и здоровье сами по себе безусловно важные ценности жизни. Однако, если они становятся не средством, а целью, то это уводит человека от решения его жизненных задач.
В итоге современный человек неосознанно делает все, для того чтобы не встречаться в своих переживаниях с идеей своей смертности. Однако игнорируемая человеком смерть как часть жизни, как ее неизбежный итог, начинает упорно прорываться в актуальную жизнь эпизодами неожиданно нахлынувшей неконтролируемой тревоги, внезапно возникающими приступами паники, многочисленными телесными симптомами… У игнорируемой человеком смерти много разных знаков-сигналов.
Вместо того, чтобы понять и расшифровать все эти сигналы как сигналы неизбежного кризиса, человек фокусирует свое внимание и энергию на все симптомы непрожитого кризиса и может потерять шанс встретиться с этим закономерным этапом его жизни. Его психическая жизнь в итоге останавливается. Парадоксально, но из-за страха встретиться с идеей смерти и перейти на качественно новую форму жизни, человек организует себе смерть при жизни. Так он попадает в ловушку молодости и вечной жизни и организует себе психическую смерть.
Следовательно, для того чтобы не остановить жизнь при жизни, преждевременно «впустив в нее смерть», важно не проскочить кризис середины жизни, а встретиться с ним как с закономерным, неизбежным условием ее качественного продолжения. И встретиться с теми задачами, которые приготовил кризис. А таковыми задачами являются следующие - инвентаризация предыдущей жизни и построение перспективы жизни будущей. В процессе этой инвентаризации происходит переоценка жизненных ценностей, пересматривается их иерархия, появляются новые жизненные смыслы, которые будут питать человека на его следующем этапе жизни, разрабатывается и принимается программа на очередной жизненный этап. И в итоге рождается новая версия Я – новая идентичность.
О чем этот новый этап, каковы его основные задачи, смыслы, что является важнейшей его потребностью – об этом выскажу свои субъективные мысли в следующей статье.