Человек задаёт миру и себе уйму вопросов. На некоторые отвечает сам, на другие приходят ответы извне. Это естественный процесс, как для отдельно взятого человека так и для человечества в целом.
Но есть группа вопросов на которые нет ответов и дело не в незнании или неоднозначности. К примеру "В чём смысл жизни?", "Достаточно ли я красива?", "Люблю ли я её?", " Любит ли она меня?", "Здоров ли я?", "Есть ли Бог?" и другие.
Иммануил Кант сказал, что на неправильный вопрос невозможно найти правильный ответ. Но есть ли эти вопросы неправильными или такими уж неоднозначными? Давайте разберёмся в этом.
Если спросить у доктора" Здоров ли я? ", то можно получить ответ. А вот если задать этот вопрос самому себе, то можно получить много сомнений, особенно когда неуверен в себе. Так может запуститься ипохондрия, к сомнениям подключится страх и процесс пошёл.
Спросил себя о своём здоровье и через 6 месяцев уже страшно на улицу выходить. Бац и здоровья как не бывало.
Спросил, " Не изменяет ли мне моя девушка?". Подумал об этом полгодика. Бац и нет у тебя девушки.
Спросил себя о красоте, ориентации, смысле, вере. Подумал об этом несколько месяцев. Бац и нет у тебя того о чём спрашивал!
Так работает патологическое сомнение. Неотъемлемая часть многих психических расстройств: ипохондрия, ОКР, депрессия и т.д.
Логично в таких ситуациях работать с самооценкой. Скажу, что я и сам с этого начинал. Это логично, но не особо эффективно. Думаю, что помогает по одной простой причине. Человек перестаёт искать ответ, а начинает вспоминать о своём детстве.
Если же сконцентрироваться на вопросах вызывающих сомнения, можно увидеть одну закономерность. И дело не в неоднозначности ответов или субъективности, потому что ответить на эти вопросы можно! Если не спрашивать себя. Любой вопрос заданный самому себе содержит логический парадокс.
Так называемый парадокс лжеца или брадобрея. В математике это парадокс нашёл Бертран Рассел в 1901 году.
В древнейшей формулировке он звучит так "Критянин Евпименид сказал, что все критяне лжецы." Получается утверждение, ставящее по сомнение само себя.
Спросите, какое отношение это имеет к вопросам "А здоров ли я?", "Верна ли моя жена?", "В чём смысл жизни?"?
Казалось бы, многие люди знают ответы на эти вопросы особенно, когда касается чужого здоровья, смысла, жены. Но если спросить самого себя выпрыгивает сомнение "А почему возник такой вопрос?".
С точки зрения парадокса Рассела вопрос "Здоров ли я? ", как множество признаков болезней будет включать само себя. То есть, сомнение в собственном здоровье это уже своего рода болезнь.
В случае поиска смысла жизни, можно придти к выводу, что "Смысл жизни в поиске смысла" и это утверждение будет доказательством полной её бессмысленности.
Ярко проявляется парадоксальность в вопросе "Могу ли я убить своего ребёнка?". Если я об этом думаю значит могу. И это может вызвать реально дикий страх и постоянные сомнения.
Как же быть человеку попавшему в ловушку парадоксальных вопросов и патологического сомнения?
Выход один - не думать об этом! Не спрашивать себя это!
Но легко сказать и очень сложно сделать. Особенно тяжело остановить уже запустившийся процесс патологического сомнения. Сознание в силу своих особенностей уже не может перестать думать. Подключается иронический контроль. Чем больше стараешься, не думать о белом медведе тем больше о нём думаешь.
Существуют два пути решения этих проблем. Работа с самими мыслями и страхами с целью слома непрерывных размышлений, приносящих страдания.
И работа с причинами, запустившими патологический процесс - травмами, проблемами в отношениях и комплексами.
Результат будет быстрей и устойчивей если работать одновременно и с симптомами и с их причинами.