Автор: Милашина Ольга
Голос – это право на свое мнение, желания, показатель самоуважения. Когда про человека говорят, что у него нет голоса, имеется в виду, что он не высказывает своего мнения, не проявляет себя. Отношение к себе сказывается на характеристиках голоса, его тембре, силе, высоте, интонации. По этим характеристикам можно определить состояние души и тела человека, его жизненную энергию. Если чувства заблокированы, возникают хронические мышечные зажимы, сдерживающие дыхание. Эти ограничения проявляются в характеристиках голоса, показывая, что с человеком что – то «не так».
Пример из практики. Разрешение на публикацию от клиента получено, имя изменено.
Иван (двадцать пять лет) говорит сдавленным тихим голосом: «Не могу презентовать результаты моего труда. Мне вообще трудно говорить, особенно в присутствии многих людей. И это очень мешает мне в карьерном продвижении».
В процессе беседы Иван вспоминает школьную травму. Учитель музыки - пианистка запрещала ему петь. Тогда Ивану было лет двенадцать. И, по мнению учителя, у мальчика были проблемы со слухом.
«Открывай рот, но, не смей издавать звуки. Ты сбиваешь своей фальшивостью весь класс», - раздраженно говорила учитель. Ее целью было – добиться слаженного пения детей. Что при этом чувствует каждый ребенок, видимо, преподавателю было не важно. Ивану было очень стыдно за свою «фальшивость», он был готов провалиться сквозь землю. Не прийти на урок он не мог, потому что привык быть послушным, «хорошим» мальчиком. Иван честно открывал рот, когда все дети пели. Он считал, что не имеет права голоса как в прямом, так и в переносном смысле. Слова пианистки легли на хорошо подготовленную домашним воспитанием почву. В семье Иван никогда не слышал похвалы, только критику. Подразумевалось, что именно критика стимулирует к развитию.
Уроки пения в их классе вели две учительницы. Была еще одна преподаватель музыки, она играла на аккордеоне и убеждала Ивана, что он поет достаточно хорошо. Мальчик не верил женщине, думая, что она его обманывает и просто пытается поддержать, потому что добрая.
Я попросила Ивана нарисовать свой голос.
Взрослый Иван поддержал подростка, разрешил ему петь ТО, что хочется и ТАК, как хочется. Он объяснил мальчику, что петь и говорить – это не одно и тоже. Это – разные вещи. Для взрослого Ивана двенадцатилетний является самым важным, интересным, значимым человеком. Ему можно выражать себя: свои мысли, чувства, желания. Можно проявлять свой ГОЛОС. Взрослый Иван выполнил желание двенадцатилетнего, пообщался с учителем музыки – пианисткой и договорился с ней, что мальчик будет пропускать уроки пения. В это время он будет заниматься тем, что ему интересно. Например, математикой.
А затем Иван нарисовал голос такой, какой всегда хотел иметь.
Иван разрешил подростку принять новый голос – впустить образ голоса в свое тело. Когда это случилось, у мальчика даже изменилась осанка, выпрямилась спина и приподнялась голова. Иван стал дышать полной грудью, его ГОЛОС действительно зазвучал по – новому, уверенно и свободно.
Затем Взрослый Иван принял и самого подростка. Образ мальчика вошел в сердце Взрослого Ивана вместе с его новым голосом.
Иван разрешил себе петь. Так как он по – прежнему считает, что поет фальшиво, Иван поет наедине с собой.
Пение меняет дыхание и снимает мышечные зажимы, помогает раскрытию голоса. Постепенно Иван начал презентовать результаты своего труда. Разрешил себе говорить, в том числе, и в присутствии многих людей. С каждым разом это получается у него все лучше. Почувствовав уверенность в себе, Иван сменил работу на более интересную и высокооплачиваемую.
Если травма сковала ваши связки и голос, ее проработка позволит убрать мышечное напряжение. Изменить психофизиологию непросто. Но, когда человек владеет собственным голосом, это многое меняет в его отношении к себе. Он становится хозяином собственной жизни.